Соджетто. Большая перемена. От бреда до шедевра

Соджетто | "Большая перемена". От бреда до шедевра

Завершив работу над вторым своим музыкальным кармен-фильмом по сериалу "Большая перемена", решил немного разобраться в том, как нашу культовую картину снимали. Кое-что знал. Но перелопатить в итоге пришлось материалов немало. Приличное количество статей, рецензий, интервью, даже книг. Ниже — моя краткая интерпретация фактов и событий.


"Большая перемена"... А ведь этого фильма бы не было. По крайней мере, в таком виде. Если бы не романтическое увлечение режиссёра фильма Алексея Александровича Коренева, отца актрисы Елены Кореневой. Если бы не его увлечение Натальей Гвоздиковой...

В 1972 г., на момент съёмок Кореневу было 45 лет. Гвоздиковой — 24 года. У Коренева две дочери (Мария — 22 года и Елена — 19 лет). Учился в одной школе с Олегом Ефремовым. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1951). На одном курсе с Александром Аловым, Владимиром Наумовым, Сергеем Параджановым, Марленом Хуциевым и Юрием Озеровым.

Работал вторым режиссёром у Эльдара Рязанова (1956-1966). Определённую известность ему принёс фильм "Вас вызывает Таймыр" (1970, сценарий А.Галича). В главных ролях: Юрий Кузьменков и Екатерина Васильева. Кузьменков стал одним из главных героев "Большой перемены". И главным помощником Коренева.

Наталья Гвоздикова о главном режиссёре кинокартины (2021): «Он проявлял ко мне знаки внимания. По-разному проявлял... С Кореневым у меня отношения были непростые. Пожалуй, только об этом я говорю вслух, что он меня наказал. Он вырезал часть моей роли... Я понимала, что я ему очень нравлюсь, и вроде как он не прочь проявить больше симпатии ко мне. Были же репетиции. То поправит волосы, то поправит костюмчик, то ещё что-то такое. Потом мне просто сказал Юра Кузьменков: "Мы решили тебя наказать с Кореневым"... Они сказали: "Ты общалась со Збруевым, ты общалась с Крамаровым. А с нами ты так... Не очень. Вот мы тебя и наказали». Я же читала сценарий, я снялась в определённых сценах, которые вылетели из фильма. Они были сняты».

Наталья Гвоздикова хотела сниматься в роли Нелли Леднёвой, но ей в итоге досталась роль Полины.

Фильм в общем-то и вели Коренев с Кузьменковым. Выбор остальных исполнителей был во многом спонтанным. Казалось бы, снисходительное отношение к этой "ерунде" с наивным сюжетом читалось у многих (не только у Михаила Кононова). Но режиссёру удалось удивительным образом создать атмосферу творчества и актёрской импровизации. Невольно вспоминается Владимир Мотыль и его "Белое солнце пустыни" (1970).

Не стоит забывать, кто был кинооператором: Алексей Михайлович Мукасей (его жена —  реж. Светлана Дружинина). За его плечами к тому моменту были кинокартины "Дайте жалобную книгу" (1964) и "Берегись автомобиля" (1966).

Мукасей о Кореневе (2012): "…Я поражался, как Лёша умел создавать атмосферу на съёмочной площадке. Это очень важно, особенно для комедии... Лёшина и съёмочной группы энергетика идёт с экрана. Неважно, с большого экрана в кинотеатре или по телевидению. Потому что то, что было там заложено, то, что было там придумано всеми — и актёрами, а в основном, конечно, Лёшкой — оно всё отдаётся, всё попадает в наши души. Лёша — это счастье".

Название фильму, кстати, Мукасей и придумал. Изначально он назывался "Приключения школьного учителя". Но когда ещё в начале съёмок поднялся скандал ("Вечерняя Москва" дала короткое сообщение о готовящейся картине), в Доме литераторов во время застолья Коренев предложил бутылку коньяка за лучшее новое название. Мукасей эту бутылку и выиграл. Его название оказалось удивительно точным и ёмким.

Мы привыкли воспринимать этот фильм как комедию... А ведь по сценарию Георгия Садовникова то была повесть, а не наивная комедия. Он сопротивлялся Кореневу, но в конце концов сдался, и новый его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Ганжа был эпизодическим персонажем — подростком-хулиганом, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести Садовникова вообще не было.

Он окончил Краснодарский педагогический институт и преподавал историю в школе рабочей молодежи. Так что повесть "Иду к людям" была во многом автобиографической. Он знал, о чём писал. Так полагал и режиссёр. Впоследствии Георгий Садовников признавался (2006): "Режиссёр фильма Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актеров, внешне похожих на меня —  Андрея Мягкова и Михаила Кононова. Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по некоей Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Ледневой... Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: "Вам одному будет страшно".

Любитель танцев Генка Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у Садовникова был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…

Алексей Коренев начал подбор актёров с основы: пригласил в фильм двух корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина.

На роль Нестора Петровича пробовались Константин Райкин, Евгений Стеблов, Андрей Мягков. Режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако тот настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Коренев был против, и тогда Мягков отказался от роли.

Утвердили Михаила Кононова. Хотя тому очень не нравился сценарий да и сам фильм (из мемуаров Кононова): «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О "Большой перемене" много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним... Я готовился к другому фильму и только из-за того, что временно находился в простое, решил подработать. Прочитал сценарий и пришёл в ужас. Раньше играли серьёзные роли, а тут... В общем, я для себя решил, что если и эту роль осилю, значит, наверное, хороший актер... Я считаю эту работу для себя проходной».

На роль Ганжи пробовались Станислав Садальский, Александр Филиппенко, Юрий Векслер, но сыграл все же Александр Збруев.

Роль Петрыкина мог сыграть Виктор Павлов. Проходил пробы. Но в итоге она досталась Ролану Быкову.

Елена Коренева (2006): "В «Большой перемене» папа пробовал меня на роль Люськи —  подружки любителя танцев Генки Ляпишева. —  Но я отказалась. Во-первых, не считала себя комедийной актрисой, во-вторых, объект моей тогдашней любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его". Старшая сестра —  Мария —  в двух эпизодах сыграла.

На роль Люськи пробовалась Нина Маслова.  Ляпишева должен был играть Валерий Носик. И Маслова с ним делала пробы. Однако Носику достался Фукин. А Коренев уговорил Маслову: "Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю —  вашу пару с Крамаровым не забудут". И ведь не забыли.

Наталья Гвоздикова: "Поскольку группа собралась молодёжная, случались и влюблённости. — Помню, в какой-то газете потом написали: «Евгений Жариков отбил Гвоздикову у Савелия Крамарова». Но, во-первых, я тогда ещё не была знакома с Жариковым. А Савелий… Не буду отрицать: он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?» Но Крамаров в принципе очень любил женщин. Думаю, помимо меня параллельно у него были и другие симпатии…"

Нина Маслова вспоминает: "Компания у нас была потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов".

До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы.

Но во время проб перестаралась и рассорилась с Александром Збруевым. Коренев тут же дал ей другую роль — Нелли. А Наталья Гвоздикова, почти утверждённая на эту роль, стала играть роль Полины.

Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова были блондинками. И Алексей Коренев, отправивший в опалу Гвоздикову, предложил ей надеть чёрный парик. "Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, —  вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой. Постоянно ходить в парике, под которым прятали мои длиннющие волосы, было невыносимо. Снимали в очень жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах".

Светлана Крючкова попала в фильм совершенно случайно. Её муж Михаил Стародуб, пробовавшийся на роль Ганжи, разочаровавшись в сценарии, попросил свою жену вернуть его режиссёру. Вот так на киностудии "Мосфильм" она и попалась на глаза Алексею Кореневу.

Чёрное и белое... Этот запоминающийся романс композитор Эдуард Колмановский написал специально для Светланы Крючковой. В начале съёмок фильма режиссёр Алексей Коренев услышал, как она поёт в гостиничном номере, и познакомил с Колмановским. Так родился ещё один маленький шедевр. Крючкова даже смогла переубедить непреклонного Михаила Танича и настояла на своём варианте композиции.

Телефильм показывали в то время, когда Крючкова заканчивала Школу-студию МХАТ. На выпускном Олег Павлович Табаков при всех произнёс: "Мы вас вчера по телевизору видели, вы нам очень понравились". И Светлану Крючкову пригласили сразу во все ведущие московские театры, пригласили благодаря успеху в "Большой перемене".

Учительница русского языка и литературы Светлана Афанасьевна... Эту роль (а Коренев ей дал карт-бланш на выбор любой роли) удачно сыграла Наталья Богунова. С детства она занималась в балетной школе. Поступила не сразу, поступила в Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. Вместе с Михаилом Барышниковым. Потом её приняли во ВГИК. В мастерскую Бориса Бабочкина. На одном курсе с Еленой Соловей. Бабочкин её обожал. По окончании прошла в конкурс в Театр им. Моссовета, к Юрию Завадскому.

В 1968 г. влюбилась и вышла замуж за режиссёра Александра Стефановича. Он вспоминал: "Мы любили друг друга, хотя брак получился очень коротким и на два города: Наташа — в Москве, я — в Питере... Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это, как вы понимаете, не способствовало. Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова". В 1974 г., уже после "Большой перемены" их брак распался. Стефанович женился на Алле Пугачевой.

Светлана Крючкова о Наталье Богуновой: "Наташу Богунову я бегала смотреть школьницей в фильме «До свидания, мальчики!» режиссёра Михаила Калика по повести Бориса Балтера. Ещё до этого она в «Мальчике и девочке» играла с Николаем Бурляевым. Она была известная артистка, это правда. Я в кинотеатре «Патриа» с открытым ртом на неё смотрела. И конечно, я полагала, что Наташа играет очень хорошо, а я — непонятно что делаю... Через много-много лет после того, как я снималась в «Большой перемене», раздался звонок. Я уже к тому времени давно была мамой… Сняв трубку, я вдруг услышала: «Света, здравствуй, это Наташа Богунова. Ты прости, может быть, это дурацкий звонок. Но я хочу спросить: как это у тебя получается?» — «Что?» — «Ну, вот вся жизнь твоя. Ты и работаешь, у тебя и кино, и театр, и муж, и ребёнок. Как у тебя это всё получается...» И я вдруг поняла, что это голос глубоко несчастного, очень одинокого человека. Позднее я узнала, что у неё давно – как раз вскоре после «Большой перемены» —  возникли проблемы с психическим здоровьем. Безусловно, со своими ролями она вошла в историю советского кино".

Светлана Крючкова, на вопрос, как вы оцениваете сегодняшний театр, в котором очень многое — для смеха: "Я не хочу такой театр. Но зрители сами виноваты — они же деньгами голосуют. Я играю в театре «Вассу Железнову», первую редакцию 1910 года, ту, что Горький написал при батюшке царе. Играю «Игрока» Достоевского. Не хочу играть Вырыпаева, Гришковца, для меня это — не уровень и не драматургия. Хуже не бывает".

— Сейчас в моде ремейки на старые фильмы. Если бы вдруг кто-то решил переснять «Большую перемену», кого бы вы хотели видеть в роли вашей Нелли Леднёвой?

— Никого! Я это ужасно не люблю ни в кино, ни в спектаклях. У Георгия Александровича Товстоногова было такое выражение: «Тема закрыта». Вот сыграла Софи Лорен Филумену Мортурано — и я считаю, что тема закрыта. Сыграли, точнее, прожили, Гурченко и Любшин в гениальном фильме Михалкова «Пять вечеров» — они знают, что такое война, они прожили, перестрадали это. И больше не надо! Пишите своё, про свою жизнь, что вы всё копируете? Кстати, в роли Нелли из «Большой перемены» больше всего отражена моя суть. Я была очень милой, лирической девочкой, пока жизнь меня не замордовала.


Весь бюджет этого советского киношедевра составил 400 тыс. рублей. Это примерно 70 автомобилей "Жигули", каждый из которых равнялся 40 месячным зарплатам инженера. Съёмки шли в Ярославле (на Ярославском шинном заводе) и в Москве (МГПИ им. Ленина и павильоны "Мосфильма"). В фильме, по признанию Садовникова, могла быть и пятая серия, но бюджет весь вышел.

В фильме снимались восемь народных артистов СССР (высшее профессиональное звание страны); трое его имели уже к началу съёмок: Михаил Яншин (1955), Анастасия Георгиевская (1968), Валентина Сперантова (1970), Людмила Касаткина (1975), Евгений Леонов (1978), Владимир Басов (1983), Ролан Быков (1990), Лев Дуров (1990).

Вот так распорядилась судьба: казалось бы, полный наив, странный бред, чехарда с ролями, "Санта-Барбара" закулисья, а на выходе — великолепный фильм.

Ибо не сюжет важен. Не красивая картинка. Не самый глубокий замысел самого мудрого режиссёра. Всё это антураж, декорации. Хоть и пафосные. Важна настоящая искренняя жизнь, которую проживают как бы между прочим прекрасные актёры. Нередко даже сами того не осознавая. И когда режиссёр как бы отходит в сторону и не мешает их наитию, их природе, их душевным порывам. 

Почему тогда было столько глубокого, настоящего в фильмах, в песне, а сегодня в них столько поверхностного, надуманного? Да, тогда песней, фильмом жили, а сегодня ими красуются. Вот и вся разница...



Кармен-фильмы:

* 1972. Ждет нас перемена - Эдуард Колмановский: http://www.youtube.com/watch?v=u6DIQ59yHik
* 1972. Чёрное и белое - Светлана Крючкова: http://www.youtube.com/watch?v=ZTFq6dGgBqk


Рецензии