Достоверность или вхождение в образ?

Когда я пишу стихи о чём-то личном, я зачастую черпаю информацию из личной жизни. Уверен, у многих из вас стихотворческий процесс схожий с моим, если не идентичный. Другими словами, личный опыт вдохновляет нас на написание стиха. Но не всегда.

Иногда хочется написать стих на тему, с которой лично не приходилось сталкиваться, и тогда в ход идут воображение, исследования, сбор материалов, и мы «входим в образ».

Не хочу сказать, что это – две крайности, скорее, это – две стороны одной и той же медали. Но бывают моменты, которые заставляют задуматься о восприятии нашей поэзии читателями. Я хочу рассмотреть эту тему на примерах из собственного творчества.

Например, опубликовав мой стих «Четверть века» в одном из поэтических сообществ ВКонтакте, я получил следующий отзыв:

"Ох уж этот коронавирус, всюду о нём, про ночь и рождение сына, “тёмной”, наверное, в кавычках слово употреблено, ибо рождение — свет, радость, автор — молодец (это не критика, размышление только)."

Моим ответом было:

"Нет, этот стих о том, что уже произошло. Наша дочь родилась в полдень, сын — за полночь. Всей семьей переболели коронавирусом, у меня самого был немножко инсульт. ; Всё взято из жизни."

Разумеется, нельзя ожидать, что рядовой читатель проинформирован о деталях моей жизни, да ещё и двадцатилетней давности. Кроме того, существуют модные темы и тренды, заставляющие нас размышлять в определенном ими направлении. Но остаётся вопрос – не слишком ли личностной оказалась информация в этом стихе? Может, она недостаточно абстрагирована от моей жизни, и читателю сложно «примерить её на себя»?

А вот и обратная сторона медали. На мой стих «Депрессия» я получил несколько прочувствованных отзывов:

"Ушла, потом вернулась. Задело меня Ваше стихотворение. О депрессии не понаслышке знаю. Гадко это, плохо. Очень больно. Только вот, знаете, бывает, что, когда уже совсем отчаешься и думаешь только о самом страшном как о единственно возможном, вдруг мелькнёт где-то солнечный луч, и всё меняется. Даже порой и не увидишь его, а лишь почувствуешь, как скользит по уже было закрывшимся векам, и легче, легче делается. От всего сердца Вам желаю, чтобы луч и до Вас дотянулся."

На что я ответил:

"Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Очевидно, получилось!"

Или вот:

"Автор, отсутствие смысла жизни и потеря вкуса жизни — это просто работа нейромедиаторов — это можно изменить. Жить станет чуть легче. Радости сильно не прибавится — но вернутся краски и появятся силы что — то менять. Главное не терять надежды и оставаться человеком ; А творчество, кстати, лучшее лекарство — как чужое, так и своё. Через творчество можно выразить такие страшные и тяжёлые чувства, которые страшно произнести как обычные слова и хоть с кем — то ими поделится. А творчество даёт такую возможность ; строки подозрительно отзываются, считывается меланхолия и потеря смысла жизни. Главное, чтобы такие стоки писались изредка, потому что они очень тяжелы для самих авторов. И видно, что честно написано — это и есть депрессия — потеря смысла, любви к жизни, больная голова, тяжесть на душе, тоска, забытые мысли, безвыходность, глаза, смотрящие в землю, спит душа, кровь по жилам, равнодушие, удушье — это все, по сути, описание смерти души. Вам удалось полностью показать картину депрессии и, по сути, вы через рифму грамотно изложили симптомы. Если вам скажут, что это не про депрессию — не верьте, именно так и выглядит депрессия. Я знаю о чем говорю. Есть даже такое понятие в психоанализе — депрессивный характер."

Я ответил следующее:

"Спасибо за искренний отзыв и участие. Однако, рад доложить, о депрессии я знаю лишь понаслышке (т.е. ни разу полностью не впадал!) — просто появилось желание описать это состояние, насколько получится — без опыта. Этот стих у меня из категории экспериментальных."

Не знаю, как вам, но мне до сих пор неуютно, хотя первый отзыв я получил 19 лет назад, а второй – в прошлом месяце. Как будто меня спалили на дне рождения одноклассника, на который я пришёл без приглашения – вроде бы, знаем друг друга, но мне здесь не место.

Итак, достоверность или вхождение в образ? Есть ли золотая середина? И нужна ли она вообще? И возможна ли?

Если мы публикуем свои стихи в открытом доступе, мы пишем их для других. Хоть «Четверть века» и был написан мной для моей жены и прочитан на празднестве нашей серебряной свадьбы, сам факт публикации его в интернете указывает на то, что я хотел поделиться им с другими. А другие – люди непосвящённые, откуда им знать о деталях нашей семейной жизни? И, соответственно, их отзывы отразят этот факт.

Но, с другой стороны, любые подобные публикации люди скорее всего примут за чистую монету, и, например, будут жалеть нас с нашей несостоявшейся депрессией.

Так что же лучше?

Если довести это всё до крайностей, мы получим следующее (для большей наглядности).

Один человек пишет только о себе и своём опыте. Его поэзия пронизана жаргоном и кишит датами, именами людей и названиями городов из его жизни. В своих произведениях он смеётся над только ему известными ситуациями и дискутирует с собственными знакомыми. Его девиз – «если хочешь по-настоящему оценить моё творчество, прочти мою биографию!»

Другой пишет о том, чего не знает. Он выдумывает нереальных персонажей и вымышляет неправдоподобные ситуации. Он прикидывается космонавтом, военным, пожарником, патриотом, меняет пол, придумывает себе болезни и награды. Он пишет обо всём и ни о чём. Он творит для всех и ни для кого. Его лозунг – «Искусство не знает границ».

Позвольте задать вам вопрос, как читателю: Поэзию какого из двух вы хотели бы читать? Какова ваша потребность в достоверности фактов в том или ином стихе? И как вы воспринимаете «вхождение в образ»?

А теперь ответьте, как автор: Какой подход вам ближе? Насколько близко вы подпускаете читателя к деталям вашей личной жизни? И как часто вы «входите в образ»?

Буду рад вашим комментариям.

P.S. Ссылки на упомянутые произведения:
Стих "Четверть века" - https://www.bogdanmichka.com/chetvert-veka/2021/07/19/
Стих "Депрессия" - https://www.bogdanmichka.com/depressiya/2002/02/09/


Рецензии
Здравствуйте, Богдан. «Поэзию какого из двух вы хотели бы читать?» Отвечу, как читатель – здесь нет однозначности.

Знаю таких авторов, которые хотят поделится богатым автобиографичным личностным опытом с другими. Они мне интересны прежде всего как Личности, время от времени могу с ними общаться, читать их произведения, пополняя свой кругозор из сферы жизнедеятельности автора. Жизнь любого человека – это уже живая книга, данная ему и другим в назидание. И сам Автор не только автор – главный персонаж своей Книги-Страницы. С ним интересно, но, откровенно говоря, очень тяжело, так как его главный Интерес – его Книга Жизни, общаться с ним следует крайне осторожно по правилам самого Автора. Это утомляет – подстраиваться под Автора и дозу общения крайне ограничиваешь или вовсе уходишь.

Фантазёры без границ… Да тьма тьмущая таких… Их воображение прёт фонтаном, у них множество страниц-аккаунтов, которые они ведут от разных полов и персонажей, они сочиняют и сочиняют. Но. Если уж ты натворил, с этим всем хочется поделиться и с другими, чтоб оценили. Такие авторы достаточно навязчивы и надоедливы, так им требуется и требуется читатель… От них исходит захват читателя (внимания читателя) в свой «плен». Хотят иметь своего постоянного читателя. Играть в Игры с разными сюжетами и персонажами порой интересно, увлекательно… Опять таки всё хорошо в меру и к месту.

У меня, как у читателя, нет потребности к чтению и общению с одним автором. В разное время я нуждаюсь в разном Авторе. Бывает время для настроения отдохнуть, сменить тему жизни, почитать сказки, фантазии и так далее. Бывает, нужен конкретный совет знающего человека, сродни «профессиональной литературы».

Я читатель. Я учусь у Авторов. Учусь жить. Учусь мечтать. Мне просто нравится познавать жизнь, с литературными произведениями это интересно и безопасно (не всё хочется проверять на своей шкуре, ибо шкуры не хватит).

Обычно к описанным авторам относятся не профессионалы. Любители. Это творчество. Люди также познают мир, хотят разобраться в своей жизни или спрятаться от неё в своих мечтах и фантазиях.

Есть категория Авторов, профессионалов в литературе, они разносторонние, они трансформируют реальности, свою внутреннюю, и внешнюю… Они ничего не навязывают, дают читателю возможность быть самим собой, возможность высказаться, если коротко, с ними не в напряг, легко. У них приятие любого читателя, любой точки зрения (ибо каждый прав, но со своего места). К этим людям тянешься больше, но, опять таки, не постоянно, время от времени. Всё в мире циклично, периодично, и взаимоотношения автора и читателя тоже.

Заданный Вами, Богдан, вопрос важен и интересен. Пожалуй, в нём нет дна: опускаешься на дно и полагать, что дальше уже некуда, но каждый раз обнаруживаешь новую глубину. Меня лично привлекает не сколько поэзия, стихи я часто совсем не понимаю, а личности-авторы. Мне интересны люди и их жизненный опыт, которым они делятся с другими. И большое спасибо всем! На любой текст, на любого автора есть (будет) свой читатель. Конечно, до поры, до времени…

Ирина Петал   22.09.2021 15:20     Заявить о нарушении
"Какова ваша потребность в достоверности фактов в том или ином стихе?"

Хотелось бы, но, понимаю, это нереально. Тогда бы автору к стиху надо было бы помещать большое приложение прозой с подробным объяснением... Но это произведение перестало бы быть стихотворением... Но, иногда, небольшое уточнение под стихом не помешало бы.

"И как вы воспринимаете «вхождение в образ»?"

Нормально воспринимаю. Сама могу писать в рецке, что угодно, под первым впечатлением... Иногда меня просят: "Ира, уберите, пожалуйста Вашу рецензию-монстра, она отпугивает других читателей"

Главное, не стоит забывать, что читатель реагирует НА ТЕКСТ, а не на личность Автора. Не стоит всё брать близко к сердцу и применять на себя.

Автору и читателю хорошо бы научиться общаться именно текстами.

Ирина Петал   22.09.2021 15:30   Заявить о нарушении
Ирина, благодарю за продуманный ответ, он для меня как бы раскрывает шторы и позволяет лучам солнца осветить тёмные углы комнаты, и я могу найти давно потерянную запонку :). После вашего отзыва у меня создалось более цельное понимание начатой мной темы. Кстати, вы единственная, кто систематично и подробно ответили на поставленные мной вопросы, за что вам отдельная благодарность! (Я разместил эту статью на нескольких ресурсах, и реакция была, мягко говоря, неоднозначной!) Еще раз спасибо!

Thebogdan   22.09.2021 16:06   Заявить о нарушении
Евгений Говсиевич http://proza.ru/avtor/mm1005&book=20#20

На его странице грамотно и профессионально поднимаются многие вопросы, касательно и авторов, и читателей, и литературы. Может, Вам будут полезны его материалы для углубленного понимания темы.

Ирина Петал   22.09.2021 16:29   Заявить о нарушении
Благодарю, обязательно ознакомлюсь!

Thebogdan   22.09.2021 16:33   Заявить о нарушении
"Достоверность или вхождение в образ?"

Автор - Образ - Читатель

Художественный Образ - это то, что нас связывает, и автора, и читателя. Конечно, вхождения в образ не избежать, если хотим что ли понять для себя, понять друг друга.

Ирина Петал   22.09.2021 16:34   Заявить о нарушении