Незабываемые встречи

По плану я должна писать следующую историю о спасателях и спасённых.
Но после рецензий на последний очерк «Спасатели и спасённые. 5» я не смогла спокойно положить ручку на стол.
-Таким братом можно гордиться,- писали мне в рецензиях друзья.

Нахлынули воспоминания…
И захотелось немного рассказать о Викторе, о наших встречах с братом.
У меня здесь есть небольшая серия «Моменты», к ним можно добавить эти воспоминания «Незабываемые встречи».

С Виктором мы встречались нечасто.  Жили в разных городах, занимались очень разными делами.
И тем памятнее каждая встреча.
Вот одна из них…

Еду на поезде из Беломорска в Колежму. Тогда здесь электрички не ходили, а в поезде Мурманск – Вологда были так называемые общие вагоны. И все, кто ехал недолго, садились в эти вагоны.

Вот и я тогда села на боковое место в «общем» вагоне.
Пассажиров немного.  Сижу – в окно гляжу на наши не очень яркие пейзажи.
Вдруг слышу рядом за перегородкой в соседнем купе знакомый голос, мужской.
О! этот голос я узнаю всегда: негромкий, мягкий, с лёгкой картавинкой…
Этот голос мог принадлежать единственному человеку в мире…

Он что-то спрашивал у проводника.
Поворачиваюсь всем корпусом и лицом в лицо встречаюсь с … Виктором Кичигиным, моим братом из Нюхчи.
Изумления не было предела: Как? Что? Откуда ты?
Но мне уже надо выходить на следующей остановке, в  Сумском Посаде.
Я вцепилась в рукав Виктора, умоляя выйти вместе со мной.

Оказывается, мы были оба в отпуске и ездили по каким-то поручениям наших мам в Беломорск.  Мы тогда были ещё холостые и совсем молодые.
В Сумпосаде подошёл автобус, и мы поехали в Колежму.  Час в тряском автобусе пролетел незаметно.

И вот моя мама встречает не только меня, но и своего любимого племянника.
А уж моя мама точно любила своих племянников из Нюхчи. Ведь она тоже была из рода Кичигиных.
Виктор погостил у нас пару дней.  Это были незабываемые дни.
Ходили на море на убег (кто хочет знать, что такое «убег» - читайте у меня «На убег за рыбой»).
Потом дома варили уху из беломорской камбалы и летнего кореха.
«Зелёная уха» - вкуснее нет её на свете!

С Виктором было всегда интересно.  Он не из разряда «балагуров». Речь его, скорее всего, немногословна, но она «с изюминкой», с поморским словечком – да всё к слову, да всё кстати.  Редко удавалось послушать «беседу» всех вместе: Виктора, Василия да их матушки Феоктисты  Никоновны – такое единодушие  да взаимопонимание  всегда царило между ними.  Всегда хотелось чувствовать и своё родство с ними и радоваться этому везению.

И через два дня не хотелось расставаться, и я поехала в Нюхчу, на свою вторую родину.
И снова неожиданная встреча с тётушками, с старшими сёстрами моей мамы, да с дейнушкой моей, Витиной мамой, красавицей, песенницей да сказительницей.
Все они ласково называли меня Нюшкой.  Больше нигде и никто меня так не называл.
И снова так радостно и памятно слушать их певучую «поморскую говорю», видеть в улыбке и глазах их твоё приятие.

Потом через много лет приехали мои двоюродные братья проводить в последний путь мою маму,  которую они всегда называли тётушкой ВасИной (полное её имя  Василиса).

Тихо беседуя за поминальной трапезой,  кто-то из них сказал:
- Все ушли…  Теперь наша очередь.
Я, помню, просто содрогнулась от этих слов.

Но вот уже давно нет милых моих братьев. Унесли их гуси-лебеди невозвратно …


И ещё одна встреча…  В Мурманске.
Здесь ещё не ступала моя нога.  Побывать в Заполярье – давнее, большое желание.
И ехать туда надо только зимой и на Новый год.  Так решила я тогда, году 75 м.
И вот я здесь.  Виктор встречает меня на перроне.

Боже, как мы изменились. Он ищет меня по одёжке:
- А шуб-то полосатых много вышло из поезда…  Которая твоя, - как всегда шуткой встречает меня братец.

Он был давно женат, у них с Ниной было трое детей: Андрей и Наташа учились уже в старших классах, а Алёшенька ещё детсадник.
И вот новогодняя ночь… 
Карелия тоже не Сочи. Но Мурманск в полярную ночь – это вам сказка музыкальная.  Грига!

И после дружеского застолья в кругу большой семьи и близких друзей, после курантов и шампанского  мы дружной толпой идём по улицам вьюжного города к площади Пяти углов, куда устремились все празднующие.
В этой снежной кутерьме смешались люди, санки, ёлки… Смех, веселье, визг детей…
В лицо летят не только снежинки, а круглые снежки.
Домой возвращаемся как снеговики, хлопаем друг друга, счищая с одежды снег.

Утром, после завтрака, Виктор повёл меня на прогулку,  чтобы показать город,  свой «корабль», на котором он был капитаном.
Никогда мне не забыть этой прогулки.
Вышли из дома и… окунулись в туман.  Редкие прохожие, как призраки  «проплывали» мимо нас.  Полное безветрие, штиль.  Тишина.
Деревья, дома, корабли в заливе смотрятся, ка декорации.  Окна в домах глядят жёлтыми пятнами.
Электрические фонари (они здесь горят круглые сутки) «висят» в тумане, словно большие  оранжевые апельсины.

Жаль, что не было со мной ни камеры, ни фотоаппарата.  А Виктору такая погода не в диковинку, и он шагает широко и размашисто.  Он высок ростом, и я держусь за его карман, чтобы не потеряться в тумане.

Большие оранжевые «апельсины» сопровождают нас на всём пути в порт.

Долгие годы эта картина не забывалась.
Она висела перед глазами акварелью «Апельсины в Мурманске».  Только нарисовать её я не отважилась, боясь испортить.


Сочи.  21 сентября 2021 года.

На фото Кичигин Виктор Андреевич.


Рецензии
Очень понравилась миниатюра!
Вспомнилось и наше прибывание в Мурманске:
оттуда мы отбывали на о. Шпирбенген, и прибывали
туда, возвращаясь с острова. Город запомнился
доброжелательностью мурмончан, белыми ночами.
С уважением и теплом душевным, Раиса Цвиркун

Владимир Цвиркун   29.09.2023 12:09     Заявить о нарушении
Большое спасибо, уважаемая Раиса,за Вашу добрую оценку моих воспоминаний о брате. Его уже нет в живых, и в Мурманск не к кому стало ездить. Поэтому мне дороги эти воспоминания и хорошо, что я о них написала.
А на Шпицбергене работал мой дядя, младший брат моего отца. Но я его мало знала.
Всего Вам самого доброго!
С ответным теплом душевным.

Анна Алексеевна Золотовская   30.09.2023 09:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.