Блеск и нищета советского народа

                «Внезапно смолкает оркестр. Раздается резкая дробь барабанов.
                К трибуне подходит колонна бойцов. У каждого в руках —
                немецкое знамя. 200 плененных вражеских знамен несет колонна.
                Поравнявшись с трибуной, бойцы презрительным жестом, с силой
                бросают вражеские знамена к подножию Мавзолея».

                Так написали в газете «Правда» 25 июня 1945 года,
                на следующий день после парада Победы на Красной площади.


Ленинград. 1970 год
О скудности питания в СССР можно говорить на примере пустых прилавков, а можно...

После армии я работал в Ленинграде на заводе по ремонту медицинских аппаратов. Я был в бригаде техников, которые обслуживали аппараты в разных больницах города. Был у меня тогда бригадиром Николай Павлович Ефимов...
Он воевал. Имел много военных наград. В боях получил ранение. Был чуть глуховат после контузии от разорвавшегося рядом с ним снаряда. Участвовал в параде победы в Москве. На заводе знали, что Колю Ефимова можно было увидеть в известных кадрах кинохроники, где он среди других  солдат кидает в кучу вражеские знамёна к подножью мавзолея.
Коля был членом ком партии, и как он сам о себе говорил – я коммунист, но реалист. Вечно он выступал на всех собраниях нашего завода. Любое выступление своё он начинал словами «Я, как настоящий коммунист...»
Как техник, он был слабоват, и мне часто приходилось ездить с ним в больницы и помогать ремонтировать аппараты. Несмотря на то, что я был ещё юнец, а ему уже за 50, мы подружились.

Однажды я заехал за ним, чтобы вместе поехать в какую-то больницу по работе. И было это на следующий день после очередных всенародных выборов в стране. У меня с Николаем Павловичем тогда состоялся примерно такой диалог.
- Садись, поешь жаркое. Моя жена вчера два часа стояла в очереди, но всё-таки «урвала» хорошее мясо в нашем гастрономе, «выбросили» народу перед выборами.
А во сколько ты ходил голосовать?
- В 12 часов.
- А я – сказал Коля, как бы хвастаясь, надеясь вызвать у меня зависть — был на избирательном участке к самому его открытию. Я всегда так делаю, чтобы успеть купить бутерброды с красной икрой, пока работники участка не расхватали их. Я купил два. Один мне, другой жене – с гордостью сказал Коля и добавил, поглаживая себя по животу – он ещё у меня в желудке...

П.С.
Ленинградцам было грех тогда жаловаться, им всё же «выбрасывали» на прилавки магазинов какую-то еду, необходимую для поддержания жизни их тел и возможности тем телам работать. Время совсем пустых прилавков ещё не наступило, но уже появился термин «в нагрузку».
Поясню тем, кто родился в эру тотального дефицита или позже. К куску мороженого мяса обязательно придавалась, в нагрузку, как правило, чёрная кость, часто к свинине — говяжья, к говядине — свиная и т.д. К дефицитной баночке консервов «Сайра», ты должен был взять, в нагрузку, пару баночек «Тюлька в томате». К бутербродам с красной икрой, в нагрузку, выборы. Это распространялась не только на еду. Например, если ты хотел сделать годовую подписку на любимую «Литературную газету», то в нагрузку, ты должен был ещё и подписаться, например, на «Блокнот агитатора».

Вспомнил я один случай из того времени, как жена послала меня к открытию мясного магазина, купить хорошего мяса.
«Отмороженный» на всю голову мясник, рубил мороженое мясо.  Это он делал тут же, в зале, большим тесаком с маленькой ручкой, на деревянной колоде. Нарубал он мясо клинышками (так, наверно, кусок казался больше) и кидал его на прилавок.
На мой вопрос, можно ли уже выбирать мясо, мясник, соскабливая своим тесаком, остатки мяса с верхней части колоды вместе с мелкими косточками и древесными щепками, что невольно возникали при рубке на деревянной колоде, собрав эту «мешанину» с ножа, и бросив её в лежащий на прилавке фарш, сказал:
- Куда спешишь, сейчас ещё костей доложу, - и поднял с пола тазик с разными тёмными костями.
- А кости то зачем? Продавайте так.
- Какой ты, бля, хитрый, мясо без костей, это как яйцо без скорлупы, не бывает...


Рецензии
Эргант. Всё Вы написали абсолютно правильно. В столичных городах что-то было. А в мелких городах практически ничего. В Зее, где мы работали всё увозили на БАМ. Полки в магазинах были практически пустые. Да и хлеб, если в 7 утра не купишь, то и не купишь. Местные начали заводить животину, скупали хлеб на кормёжку. Мы, геологи перебивались тушёнкой, давали в экспедиции ящик на зиму. И вот ложку в суп, ложку во второе, так вот и тянули. А ребёнок это уже есть не хотел. Я всё это написала в рассказике "Я не хочу назад в СССР". Там целая полемика читателей. А я подумала, если много отзывов и много разных мнений, значит моё сочинение успешное. С уважением Нина.
Да, я примерно в это время, будучи в отпуске, посетила Ленинград. Скудно, конечно, но что-то было.

Нина Измайлова 2   12.12.2021 18:33     Заявить о нарушении
Именно об этом я написал. Что-то было. Не голодали.у каждого был какой-то знакомый либо в столовой, либо в магазине продуктовом, либо на мясокомбинате. В моём рассказе показан контраст, герой победитель и унизительная нищета.
Прочитаю ваш рассказ.

Эгрант   12.12.2021 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.