Богомол

                Б О Г О М О Л

Богомол – это единственное насекомое, которое в силах поворачивать голову.

Когда богомол складывает лапки на груди, он похож на молитвенно сложившего руки человека. Поэтому он и получил своё название – Богомол. (Богу молится). У этих насекомых хорошо развиты крылья, но летают только самцы и в основном ночью. Живёт богомол 55 – 60 дней. Самцы обычно погибают раньше самок. Богомол уникальное существо, которое даже может смотреть через плечо.

     «… Один осужденный, в мою бытность начальником отряда, стал ухаживать за богомолом. Такой маленький, зелёный богомол. В локальном участке была небольшая клумба, там он и появился на травке. Сидел задумчивый, прямо, как человек… Увидел задумчивого богомола и стал о нём заботиться. Мошек ловил для него и кормил. Некоторые из его коллег стали гримасы строить, посмеиваться, мол, нашёл за кем ухаживать…»
                Юрий Орланов «Богомол»
               
     Если бы кто-то меня спросил, «кого из бегающих, прыгающих и летающих козявок я больше всего не люблю?», даже не задумываясь, ответила бы – богомола. И вообще, это красивое имя зря дали этой зеленоватой, несуразной по своей комплекции многоножке. А рассердилась я на неё уже тут, в Сибири. Чтоб продлить лето на своём подоконнике, я  каждую осень иду в ближайший лесок за зелёным мхом. У меня даже для этой цели есть стеклянная небольшая посудина, обычно хозяйки в неё холодец выливают, а я в неё крупный мох, прямо с корнями и землёй осторожно кладу. И до самого Нового года у меня зеленеет это растение, которое, если побрызгать на него водой - оно воспрянет, покроется мелким бисером росы, на еловый лес с высоты птичьего полёта походит.
     Вот, в один из осенних дней, я со своей посудиной пошла в лесок. Конечно же, не сразу выбрала для такого дела подходящий по красоте мох, (мхи, ведь разные бывают), а когда выбрала, то достала из пакета посудинку и нож, намереваясь опрокинутой посудиной накрыть самый лучший участок мха, обрезать его по краешку посуды и тогда уже завернуть тот мох, как полу у шубы и уложить на дно, стараясь не растрясти землю с корешков.
     И только я свернула с тропинки, наклонилась над зелёным участочком у корней старой сосны, как тут же выпрямила спину и на шаг отступила назад. Понятное дело, что я для такой цели хотела взять лесной гостинец самый-самый лучший, но вот  незадача, именно по зелёному ковру ползёт улитка и тащит на спине свой полосатый, коричневатый, продолговатый домик. После того, как по мху проползла эта склизкая тварь, он для меня потерял всякую ценность и я, явно им уже любоваться не буду. (Я уже не буду повторять, какие упрёки высказала этой рогатой твари без костей и мозгов, скажу только, что у меня была высокая степень разочарования). И только потом, приглядевшись, я на скорлупке домика улитки увидела зелёное тельце богомола. Проворчав про себя, «с паршивой овцы хоть шерсти клок», я, подстелив пакет под свои коленки, стала с большим усердием рассматривать этого зелёного хищника. А он, козья морда, (я всех так называю, у кого вытянутый подбородок, похожий на обличье чёрта с известной картинки религиозного значения), позировал мне, как настоящий натурщик. Взобрался этот хмырь на самый загорбок костяной раковины, стал на задние четыре лапки, задрав острый хвостик немного вверх, зато передняя часть туловища и вообще это чёртово творение очень похожее на всадника на лошади. Головка вверху маленькая, две антенны тонюсенькие торчат на его маковке, зато передние лапки, больше похожие на руки накачанного спортсмена. Куда там задним лапкам до передних. Мало того, в районе от локтя до запястья, снизу ребристость, как у острой пилы. Зато сама кисть заканчивается одним острым пальцем. И он всё старается стать на дыбки, чтоб выше казаться, а вдруг я его испугаюсь… Э-эх, понимал бы он речь человеческую, а то я выходит зря ему «комплименты» изливала, то этот наглец вообще бы из под опавшей листвы не вылез. А тут стоит, как лихой подвыпивший возница, прямо на возке и корчит из себя горе-героя…
     Я углубилась подальше в лесок, выбрала себе подходящий мох, упаковала его в посудинку и вернулась домой. Полила тот мох и пошла руки мыть. А после уже с лупой в руках, подсела к подоконнику, чтоб полюбоваться на усыпанные росой (роса появляется уже через несколько минут после полива), наподобие леса ещё доисторического периода. И что же? Я таки принесла из леса во мху маленькую букашку, которую смогла рассмотреть только под увеличительным стеклом. Ну, не понесу же я её обратно в лес… Она, как обезьянка на ветках развлекала меня недельки две. Долгожительница оказалась. Потом куда-то пропала.

                А. Боднарук

Богомолы мастера камуфляжа, они отлично сливаются с окружающей средой, иногда даже притворяются листьями или травой.

В Китайском УШУ имеется стиль богомола – Танланцюань.

Обыкновенный богомол иногда играет полезную роль в сельском хозяйстве. Он истребляет вредных насекомых (таких как мухи, жуки, саранча, которые пожирают урожай). Но полезное воздействие богомолов компенсируется тем, что они истребляют так же и полезных насекомых (пчёл, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых, которые совершают опыление).

Богомол – это хищное насекомое. Богомолы относятся к классу тараканообразных. Особым является устройство его передних лап, на которых расположены три ряда сильных и острых шипов. Острые шипы служат для захвата добычи. Бедро и голень богомола при захвате добычи действуют как ножницы.

Богомолы – одни из самых хищных насекомых на Земле. Удивительно, что это насекомое может напасть не только на себе подобных, но и на гораздо большую по размерам добычу. Это могут быть ящерицы, грызуны и даже птицы.

                ***





               


Рецензии