Змеи, фаланги, скорпионы

В Средней Азии самыми ядовитыми считаются кобра, гюрза, песчаная эфа и менее ядовитый - щитоморник.Разнообразные полозы,ужи не ядовиты,а желтопузик,который внешне похож на змею,является ящерицей. В зоопарке был змеепитомник, в котором из этих змей добывали яд. Змею прижимали палкой – рогаткой, затем брали ее пальцами за шею, под головой и приставляли передние зубы с нажимом к пробирке, в которую из мешочка по каналу капал яд. Одна гюрза, которую покупали у змеелова, оценивалась в150-200 руб., что соответствовало моей месячной зарплате. Вот мы с Мишей Микулиным и решили подзаработать. Поймали гюрзу, пересадили ее в мешочек, который полжили в ящичек, вместе с другими ящиками, сверху застелили кошмы и брезент, чтобы 5 членов нашего отряда могли лежа ехать в Ташкент. Но не тут то было. Все женщины объявили протест и нам, пришлось разгружать машину, Гюрзу выпустить на волю.

За 40 лет работы геологом я знал об одном только случае, когда во время полевых работ, щитаморник укусил геолога - Зиновия Юдолевича которого часов 5 доставляли к врачам, и он остался жить.
Летом в 50 годы хулиганы разрезали в зоопарке мелкую сетку в змеином питомнике. Естественно, часть змей, включая самую ядовитую в Средней Азии очковую кобру, расползлись по территории. Зоопарк около двух недель был закрыт для посетителей. В один из этих дней я проснувшись, вышел погреться в трусах на босу ногу на полянку, примыкающую к нашему дому.. Восходящее солнце ослепляло меня. Неожиданно я замер, т.к. у самых моих ног лежала метровая темно-серая змея, которая тоже грелась на солнце. Я не шевелился и как будто был загипнотизирован мнимой коброй.. Потом пришел в себя и резко отпрыгнул от змеи и побежал за сотрудником зоопарка. Кобра оказалась темно-серым полозом, имеющим с ней очень большое внешнее сходство.. Настоящую кобру обнаружили через несколько дней и, водворили к месту проживания.
Около селения Сайроб имеется пропил,через юрские  изестняки,который называется Илолик,в переводе  змеиный.Я,мой сын Андрей и шофер Виктор Скрынников доехали до Илолика, когда уже стамнело.Сняли с машины спальные мешки и раскладушки и  уставшие легли спать.Минут через 10
раздался испуганный голос Андрея «Папа! Под раскладушкой что то шипит! «Когда отодвинули раскдадушку,то фонарь осветил большую Гюрзу,которую Виктор убил и сжёг бензином.

Во время геологической практики одного моего студента укусила, какая то гладкая небольшая змейка. Он оставался дежурить в лагере и полез часов в 10 утра проверять капкан на дикобраза. Я и остальные студенты вернулись в лагерь часов в 12,т.к. 40 градусная жара не позволяла дольше работать. Наша машина ушла за хлебом. Пришлось остановить случайно оказавшуюся около нас машину, и отвезти пострадавшего, у которого на глазах распухла рука, в районную больницу г. Шерабада(100 км.). После укуса прошло около 6 часов, и врачи спросили» Какая змея укусила больного? Какое ввести противоядие - антикобрин, или антигюрзин. Укололи только новокаином. Хорошо, что все обошлось и вероятно, змея была еще очень молодой.

Змеи иногда заползали осенью в спальный мешок. Лайка Чара обожала лежать и спать на мешке нашего шофера - Тахтабая. Он всегда брезгливо прогонял ее, но она своим лаем предупредила как - то, что в мешке находится гюрза, учуяв ее. С тех пор Тахтабай всегда приглашал ее полежать на своей постели.

Были случаи В горах Кугитангтау Ккогда, снимая палатки, под кошмой находили Гюрзу, которая приползала ловить мышей. Мышей привлекал мешок овса, преднозначенный для подкормки ишаков. К 90 годам змей стало мало, т.к. их ловили змееловы без всякого контроля.

В Дербенте,Кашкадарьинской области, в поле  мой 6-летний сын Андрей играл на кошме, под кустами, около палатки, спасаясь от палящего солнца. Я сидел с ружьем рядом, периодически постреливая по пролетающим над нами диким голубям, которые утром летели на кормежку. Неожиданно я оцепенел, увидев как над Андреем, по веткам куста ползет 1,5 метровая Гюрза. Автоматически вскинув ружье, я, с близкого расстояния снес левым стволом змеиную голову. Андрей ничего, не подозревая, зажал руками уши. продолжал играть.
В 1956году я с рабочим(местный пастух)направлялся в полевой лагерь Ю.М.Кузичкиной. Аликул, уступил мне свою лошадь и погрузив мой спальный мешок и рюкзак на ишака, возглавил подъем к перевалу. По дороге не было воды, но часто с криком вылетали кеклики и выбегали зайцы. Стояли последние жаркие дни августа и когда, после 5 часового подъема у перевала (выше 2500м.), я увидел родник, спрыгнул с лошади и, сняв свои очки от близорукости, рухнул у родника на колени. Я хотел поскорей утопить лицо в холодной воде и утолить жажду. Но перед самым носом я успел боковым зрением увидеть огромную, плотно скрученную зеленовато-серую, смертельно ядовитую Гюрзу, которая, маскируясь под серый цвет камней , неподвижно и терпеливо ожидала свою добычу (кекликов).Как я сделал акробатическое сальто через голову, известно одному Богу. Мое лицо перекосилось от страха, отвращения и неожиданности. Гюрза почему-то не нанесла мне смертельный укус. Зубы кобры, эфы, гюрзы соединены каналом с мешком, содержащий яд и при укусе яд попадает в кровь жертвы. У нас, конечно, не было противоядия (антигюрзина) и можно было считать, что я заново родился.
Скорпионы,фаланги живут под большими камня,ми, в развалинах и щелях глининных домов . Любят жаркий климат. Ядовитые скорпионы наиболее опасны весной, в период половой активности. После укуса болезненно раздувается рука, или другое место укуса. Скорпион жалит хвостом, на конце которого расположено жало-крючек. Фаланги сами по себе не ядовитые, но на их челюстях, может сохраниться трупный яд, т.к. они большие любители полакомится падалью. Фаланги как мотыльки собираются на свет и часто в полевых условиях ночью бегают по поверхности палатки. Мы часто развлекались, сажая в одну банку фалангу и скорпиона и, наблюдали смертельную битву, когда скорпион поражал ядом фалангу, а та клещами откусывала что нибудь у скорпиона.

Кровопийцы слепни беспокоили нас, когда близко пасли скот, а комары на берегу озера - настоящее бедствие.


Рецензии