Санаторий
Мы возвращались домой после лечения из санатория «Анненские воды». Выехали рано. В шесть часов утра. Автобус шел по грунтовке. Считай, что по бездорожью. Временами дорога была, как стиральная доска. Нас трясло и кидало из стороны в сторону.
Конец апреля. Хмурое серое небо постоянно меняло освещение. Светало. Скоро стало почти совсем светло. Первые солнечные лучи показались над тайгой и сопками, покрытыми белыми снегами. Дорога пролегала по девственной тайге, где местами не ступала нога человека. Дорогу перерезали ручьи и речушки. Мосты, наведенные на них, были временные. Но ничто не бываем таким постоянным, как временное.
И тогда в самые опасные моменты перед коварным очередным мостовым сооружением водитель и несколько мужчин выходили из автобуса и оценивали ситуацию. Совещались. Перекуривали, давали водителю советы. И с Божьей помощью и нашими молитвами автобус, эти наши «Пять звезд» - с трудом, но одолевали очередное препятствие. Тяжело было и водителю, и пассажирам. В особо опасных местах само собой задерживалось дыхание. Я перед очередной преградой осеняла себя и наш ковчег крестным знамением. И тогда я была спокойна. Бог поможет.
- Слова Богу, пронесло! – И все делали выдох.
Но все тяготы пути нам возмещала невиданная красота этого северного пейзажа. Апрель. Сюда, почти до Николаевска-на-Амуре, еще не долетали теплые ветры этой весны. Зима еще не отступила. На протяжении многих километров нас окружали Рериховские пейзажи. Неимоверная, невиданная ранее мною красота поражала глаз и воображение. И они, эти божественные творения природы, постоянно меняются.
Я не художник. Но со мною был блокнот для записей. И я зарисовывала это для себя, как умела. Чтобы в любой момент можно было открыть блокнот включить воображение и вспомнить эту невиданную красоту.
Наверное, именно здесь Николай Рерих побывал раньше нас. И отсюда он черпал свое вдохновение. Все один к одному в его известной манере. Цепи далеких гор, их расположение и очертания менялись постоянно. И это сочетание цветов, волшебное, невиданное мною раньше, поражало.
На фоне жемчужного неба поднимались темно-синие сопки. Вершины их, покрытые белыми снегами, сверкали под первыми лучами восходящего солнца. Эта цепь диких гор местами была украшена высоченными вершинами, которые терялись в поднебесье. В других местах этот рельеф менялся. Провалы и пропасти опускались все ниже и ниже. К самой тайге. И уже можно было рассмотреть отдельные каньоны, как в американском фильме «Золото Маккены». Я давно видела этот фильм, но помнится, как поразили меня эти почти марсианские пейзажи.
Рерих писал только сопки. А моему глазу открывались на фоне сопок такие широкие просторы тайги! У дороги росли невиданной красоты деревья. Отдельными группами.
Вот на высокой обочине прямо к дороге подступили пирамидальные ели. Из окна автобуса самые высокие из них доставали до самого неба. И здесь же рядом с этими – совсем еще молодые и невысокие.
Там и сям на фоне болотистой тайги, покрытой низкой спутавшейся порослью и подкошенными временем, упавшими деревьями – целые пространства с сухостоем. Но эти, отжившие свой век деревья, простирали на фоне перламутрового неба свои высохшие, беспорядочно расположенные ветви друг к другу. Они как-будто жалели, что никогда не зазеленеют. И это было так трогательно. Хотелось пожалеть их. Поговорить с ними.
Глаз поражали необыкновенной красоты заросли сосен, ветви которых были опущены с самой верхушки и до самой земли все вниз. Стволы их местами покрыты мхами. И эти клочья мха свисают даже со стволов и веток. Вот стоит человек. Он устал. Нет сил больше бороться с этой жизнью, со своей судьбой. Руки его опустились. Вот как это виделось мне. И таких деревьев – целые заросли.
Тайга. Бесконечная тайга. Кто насадил эти деревья? Здесь такой пейзаж с незапамятных времен. Люди, которые живут здесь. Они привыкли и не замечают этой красоты. А я была поражена и восторгалась всю дорогу. Для меня это путешествие было, как попасть в сказку.
Даже названия населенных пунктов для меня звучало, как сказка. Горный. «Ягодное». Это понятно. Здесь ягодные места. Богородское. Почему «Богородское»? По работе мне часто доводилось ездить из Амурска на Комсомольск. И там, на переезде железной дороги стоял знак с названием населенного пункта. Надпись эта гласила: Хумми. И И что это значит, непонятно. Может, это нанайское слово и оно обозначает что-то неизвестное для меня.
Стрелка указателя направлена на бескрайние просторы тайги по ту сторон железки. Так мне казалось, что это «Хумми» – это розовый слон. Где-то здесь в незапамятные времена бродили розовые слоны. А иначе, что это значит, непонятно. А так все ясно. Здесь в ледниковый период жили мамонты. А потом, спустя миллионы лет, была непроходимая тайга. Вставало из-за горизонта наше вечное светило. Солнце. Освещало все вокруг. И слонов тоже. И они казазались розовыми.
И еще были другие названия по пути следования. Все не упомнишь. Водитель у нас был молодой, веселый. И опытный. Потом я спросила, как его зовут. Он сказал:
- Евгений. А потом добавил – Хмельницкий!
- О, какая знаменитая у Вас фамилия! – прокомментировала я.
- А сына мы назвали Богдан! Будет Богдан Хмельницкий! Как гетьман Украины.
- Вы, наверное, из тех краев?
- Точно.
Так мы разговаривали на остановках. Общаться с этим человеком нам было приятно. Следующую остановку он объявил:
- Рио де Кастри! Перекур и заправка питанием – тридцать минут.
На этой остановке вошли две девушки из фирмы-перевозчика «Пять звезд». Проверили билеты и вручили в фирменном пакете всем пассажирам дорожный набор. Сок и гамбургер. Приятно.
И дальше – опять та же грунтовка. Но уже подправленная грейдером. Совсем другое дело. Дорога длинная. Ехать и ехать по этой грунтовке до поворота на Хабаровск, где уже будет асфальт. До Селихино. Часов пять, не меньше. И это название, Селихино, для нас, путешественников этого рейса, звучало, как песня.
Проехали только Ягодное. Помню, был такой случай. Несколько лет назад. Горела тайга. Сгорало все дотла. На пути этой стихии оказалось Ягодное. Огонь пылал до самого неба. Не пощадил ни дома, ни живность, ни людей. Спаслись только те, кто оказался рядом с рекой. Из воды торчали головы людей. Это была такая трагедия.
Весь край кинулся на помощь. Помогали, кто чем мог. Наша семья тоже не осталась в стороне. Отец наш служил в Амурске. Их войсковую часть кинули на борьбу со стихией, а потом они помогали устранять последствия. А что там было устранять? Ничего живого не осталось. Мы, жители со всего края, собирали продукты и одежду для погорельцев. Они, в буквальном смысле, остались голыми.
Я собрала постельные принадлежности. Одежду, из которой выросли дети. Военные рубашки, кителя и шинели мужа, которых было в избытке. И, наверное, половина мужского населения Ягодного выглядели в этих одежках, как новобранцы. Столовую посуду. Получилось два больших узла. Это же такая трагедия – всего враз лишиться.
*****
Впереди длинная дорога. Есть время подумать. Занять чем-то мозги.
Так мне повезло, просто невиданное везение. Давно стояла в поликлинике в очереди на путевку. Мой участковый врач сказал:
- Вас, желающих и нуждающихся, много. А путевок мало. И вот, получила бесплатную путевку. В санаторий Анненские воды. Я там уже была один раз, пять лет назад. Лечение там отменное. Людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата лечение термальными водами – само то. Были в пути восемнадцать часов. Даже поверить невозможно, что в автобусе можно преодолеть такой путь.
Приехали мы глубокой ночью. Почти три часа. Встретили нас, пригласили в приемный покой. Зарегистрировали и расселили. Тут же решили все мелкие проблемы. Сестричка вежливая, любезная, несмотря на бессонную ночь.
*****
Я за свою жизнь повидала немного санаториев. Нот этот – особенный! Чем особенный? Своими традициями. Вернее, в нем работают особенные люди. Только здесь в первый же день после приезда вас встречает директор санатория – Власов Виктор Григорьевич. Он приглашает на встречу и беседу всех приезжающих. Как бы ни был он загружен своими административными делами, которых у него всегда множество, эта его традиция выполняется им неукоснительно.
Кто-то уже побывал здесь, а многие приехали сюда впервые. И вот, Виктор Григорьевич находит время встретиться с нами. Это бывает в местном клубе, где происходят все культурные мероприятия. Зал всегда полон.
Именно из первых уст хотят услышать люди о порядках в санатории. О профиле и пользе лечебных процедур. Обо всех назначениях, важных для каждого человека. Беседы такие проходят в теплой дружественной обстановке. Виктор Григорьевич рад ответить каждому человеку на любой интересующий его вопрос.
В этот раз он заострил наше внимание на сложившееся в связи с пандемией по ковид-19 положение. Попросил всех присутствующих соблюдать правила и меры предосторожности. Пожелал всем результативного лечения. После беседы народ не толпился у кабинетов врачей. Потому что все вновь прибывшие получили от него курортные книжки, где уже было указано, кто твой лечащий врач.
Я попала к приятной, красивой, очаровательной и любезной женщине – Ольга Владимировна. Буквально за несколько минут уже имела на руках назначения от опытного и внимательного врача. И лечение началось.
Должна заметить, что по сравнению с тем, что было пять лет назад, многое изменилось. И притом, в лучшую сторону. Над лестничными маршами, ведущими к четвертому корпусу, установлены на каждой площадке навесы от дождя и снега. Ты можешь сидеть здесь, дышать воздухом и любоваться прекрасным видом на окружающие сопки, покрытые буйной растительностью.
Мне досталось снежное время. Апрель. Просыпаешься утром, а сопка напротив твоих окон покрыта белым покрывалом. Снег на лапах елей и сосен. Это так красиво, дух захватывает! И хочется петь и писать стихи! Я несколько раз сфотографировала эту сопку в белых снегах для памяти об этом счастливом времени. Времени пребывания и лечения в этом прекрасном санатории среди чудесного персонала.
Вновь построен или капитально отремонтирован корпус, где происходит грязелечение. Многие люди едут сюда именно за этим. Эта процедура так полезна и эффективна для лечения болезней суставов, что нигде такой в другом месте вы не найдете. Работники там такие внимательные и любезные, назначения выполняются так тщательно, что лучше и желать невозможно. Все процедуры выполняются в удобное для вас время. По имени отчеству тебя пригласят в лечебный зал.
Такое впечатление, что только тебя и ждут здесь и именно тебе они рады от всей души. Чуть только не обнимают. И так происходит на выполнении любой процедуры. Души, ванны с минеральной водой. Гидромассаж. Физиопроцедуры. Ингаляции.
Предлагаются платные и особо эффективные процедуры. За время лечения твой лечащий врач наблюдает тебя. Спрашивает, как человек чувствует себя. Делает дополнительные назначения. Советует.
Но особо нам всем нравится открытый бассейн! Он назначается всем, кому нет противопоказаний по состоянию здоровья. Здесь всегда много желающих. И каждый раз вас встречает наша бессменная Вероника Александровна!
На улице метет снег. Кто-то одевает на голову купальную шапочку. А один особо изобретательный товарищ в снежные дни приходил и плавал в своей вязаной зимней шапочке. А что – вполне подходит по сезону.
Мы все смеялись над его изобретательностью. А он одевал ее, наверное, чтобы всех нас насмешить! И вот, идет снег, а ты плаваешь в теплой комфортной температуры минеральной воде и поешь. Да, поешь! Такая подобралась у нас поющая компания! И легко на сердце от песни веселой! Настроение – на все сто!
Да и как не запеть? Вокруг такие виды – на картину просятся! Опять же – новшество Виктора Григорьевича! По всему периметру бассейна установлены щиты с видами экзотических островов. Тропическая растительность. Пальмы, солнце и стаи дельфинов. И отдельные целые острова. Очень натурально! Так и кажется, что до них тебе рукой подать.
Меня сфотографировали в этом нашем бассейне. Я отправила фотки знакомым в Москву. Они засомневались. Неужели под Николаевском-на-Амуре в апреле растут пальмы?
И еще мне понравился зал для отдыха. Если у тебя между процедурами есть небольшой перерыв или ты устал, «измученный нарзаном», как говорил Остап Бендер, можешь с комфортом расположиться на шезлонге и отдохнуть. Там тишина и покой. Все отдыхающие в этом прекрасном зале уважают друг друга. Не шумят и не мешают другим расслабиться. Тем более что атмосфера располагает. За окнами – перламутровое небо. Тихо кружится снег. А в нашем зале для отдыха – цветы на окнах и на стенах. Тишина и тихая спокойная музыка.
«Измученный нарзаном» – это к слову пришлось. Потому что мы между процедурами эту полезную минеральную воду и пьем, а не только в ней плаваем. Здесь эта водичка течет из любого крана. Вот такое Божье благословение. Я каждый вечер, засыпая, благодарила Бога за такой прекрасный подарок для меня.
Не сказала еще про столовую. Питание в две смены. За столами – в большинстве случаев, не больше двух человек. Питание вкусное и разнообразное. Обслуживание – чудесное. К твоему приходу столы уже накрыты. Все горячее и все вкусно. Мы с подругой написали отзыв о работе столовой. С благодарностью о вкусной здоровой пище. О чудесном доброжелательном отношении персонала. Они всегда нам улыбаются, как бы ни устали. А заняты они все, дай Боже. В две смены питание из-за такой рассадки за столами. А какая у них выпечка! Булочки, кренделечки и плюшки – просто сказка!
Не забыть бы сказать о культурных мероприятиях! Светлана – бессменный руководитель нашим досугом. Кроме выходного ее дня – понедельника, каждый день предлагались интересные мероприятия. Кино, дискотеки, клуб караоке. Был кинут клич «Алло, мы ищем таланты». Хотела она организовать концертную программу из нас, клиентов санатория. Но народ попался в этом заезде не очень активный. Сидеть и смотреть мы готовы. А проявить инициативу – не дождешься.
Тут же в фойе для спортсменов и любителей подвижных игр – стол для тенниса и рядом в отдельном помещении - бильярдная. Развлечения – на любой вкус.
Проживание в корпусах комфортно и уютно. Я жила в четвертом корпусе. На сопочке. Это такая красота! Из окон видна вся территория нашего санатория. А главная красота – всегда видна из окна. Сопка напротив. Я запечатлела ее на фотокамеру не один раз.
Особенно она красива в снегах. Вся белая. На соснах и елях – целые шапки снега. И первые лучи восходящего солнца. Только проснулся – и сразу видишь, какая погода на улице. Хорошо и радостно, когда проснулся – и вот тебя приветствует солнышко. Значит, будет нарядный яркий день!
Вас встречает постовая сестричка на вашем этаже. Заносит сведения в журнал. Заводит температурный лист. И каждый день тебе измеряют температуру. Поселяет в палату. Рассказывает о порядках. И ты можешь с возникшими вопросами обратиться к ней в любое время суток. По всему санаторию в коридорах установлены устройства, обеззараживающие пространство. Ионизатор воздуха, что ли. Точно не знаю, как это называется. Работает днем и ночью.
Нас в комнате проживало три человека. Все дружно, мирно, весело! И еще такая очень важная подробность. В каждом корпусе и на каждом этаже есть бытовые комнаты. В них раковины для умывания. Все условия для постирушки. Стиральная машина, сушка для вещичек. Гладильная доска с утюгом. Все как дома.
И, кроме всего прочего, большой титан, работающий бесперебойно днем и ночью. Вот тебе горячий чай в любое время суток. Особо рады были этому полуночники, любители вечерних чаепитий.
*****
Я просыпаюсь рано. Так привыкла. Такой режим меня устраивает. Чтобы не шуметь и не мешать остальным постояльцам, одеваю спортивный костюм и в бытовой комнате, просторной и всегда проветриваемой, делаю утреннюю зарядку. Говорят, дурные примеры заразительны. Но и хорошие – тоже. Мои девчонки с удовольствием присоединялись ко мне по утрам. Зарядка получалась веселая и жизнерадостная! Так начинался наш каждый новый день!
Первые слова рано утром – обращение к Богу. Я не фанатка веры. Но мне всегда хочется высказать слова благодарности за все хорошее, что мне дается в этой жизни. А за окном – уже наступает новый день! Здесь всходит солнце и именно отсюда видны первые солнечные лучи. Они делают розовыми деревья на сопке, беседку, в которой любят сидеть наши отдыхающие.
Говорят, что от этой беседки ведет дорожка прямо к источнику, где построена маленькая часовенка. Я бы очень хотела побывать там. Но туда по тайге сейчас не добраться. Все покрыто белым снегом, который растает здесь разве что к концу мая или началу июня. Такой здесь климат. Севера!
Не сказала еще вот о чем. В каждом помещении, где бы вы ни находились, образцовая чистота. Кажется, что влажная уборка идет беспрерывно. Полы не успевают высыхать, и все начинается снова. И обстановка бесконечной доброжелательности к нам, пациентам санатория всего персонала без исключения. Начиная с директора Виктора Григорьевича. То ли у всех работников такая тонкая душевная организация, то ли такие правила работы с санатории. И это так приятно. Нет слов!
Моя любимая писательница - Виктория Токарева. Каждый год она отдыхает в Италии. Маленький городок, состоящий из отелей и магазинов. Он знаменит термальными водами. Считается, что ими лечат суставы и позвоночник. Как у нас в Анненских водах. Все один к одному.
Там отель пять звезд. Главное правило отеля – респект и релакс. Отдыхающие должны чувствовать себя как в раю. Они лечатся и радуются жизни здесь и сейчас. Они платят немалые деньги и получают за них полный комфорт. Вся обслуга отеля выполняет свою работу с радостью. Они рады каждому клиенту и кажется, что они ждали именно его. Только что не обнимают. И улыбаются каждому клиенту.
Вот и у нас, в нашем санатории Анненские воды все так же. Респект и релакс. Только бесплатно. И мне показалось, что это маленький уголок Италии!
Ольга Барток.
Хабаровск. Май 2021
Свидетельство о публикации №221092000203