Первое утро в Париже...

                По дороге в Лувр
      В то самое первое утро мы быстро позавтракали и отправились в Лувр. Ближайшая станция метро Корвиза;р, названая в честь личного врача Наполеона Бонапарта, была в нескольких шагах от нашей гостиницы. Улицы были чистыми, на противоположной стороне бульвара с тем же названием что и метро, по тротуару двигалась маленькая бесшумная машинка с большими колесами – метелками. Магазины, аптека, парикмахерская были закрыты. И только двери автосалона были на распашку. Молодой человек приводил в порядок часть улицы возле автосалона. У дверей слева стояли два экспоната: машина и велосипед. Чего он там чистил? Улица была в полном порядке. Экспонаты блестели как новенькие.  По обе стороны улицы высокие деревья, у основания которых решетка. Возле некоторых торчит небольшой кран для полива. Прошли 650 метров. И вот мы возле метро.

                Парижское метро и «мои мысли, мои скакуны».
     Спустились в метро. Слева у окошка сидит человек, который объяснил, как добраться до нужной нам станции. Пока Петя покупал билеты, я рассмотрела турники. Они такие высокие. Напоминают стальные двери или рыцарские щиты. Честно говоря, я насторожилась, а вдруг застряну. Хорошо помню, как в Баку в юные годы я была свидетелем как турник в метро зажал женщину. Она так жутко орала. 
     Дочка и внуки справились сами, а я попросила зятя, чтобы он сам опустил билет. Двери быстро распахнулись, я вылетела, забыв вынуть билет. Но Петя и это сделал за меня. Потом он у всех забрал билеты, чему я была рада, так как у меня привычка скручивать проездной билет или складывать его, а в парижском метро частенько работает контролер, да и на выходе на некоторых станциях нужно предъявлять билет.
      Итак, мы сделали несколько шагов по проходу и спустились по лестнице. У самого поворота на стене большая схема. Глянула и поняла, что ничего не поняла, а Петя достаточно быстро разобрался в какую сторону нам надо двинуться. Сказал, что в Нью Йоркской подземке схемы круче.
     Станции парижского метро расположены очень близко друг к другу. На двух линиях ходят поезда без машинистов. И на платформах установлены вторые прозрачные двери, чтобы люди не падали на рельсы. Двери тоже открываются «по требованию», но с помощью кнопки или ручки. С непривычки я забывала об этом и ждала что дверь автоматически откроется.
      
     Еще один поворот, потом другой,  и мы выходим на одну из двух узких платформ. Кстати, если вы ошиблись, то перейти на противоположную платформу так просто не получится. Надо или выходить из метро, или вернуться к схеме и найти другой переход. Переходы мне не понравились, очень уж они однообразные и скучные, а бывает еще и так, что надо подняться по ступенькам, а они такие крутые.
     В метро стены полу арочные. Вдоль стен стоят цветные скамейки или стулья. На станциях есть информационное табло с таймером. Видно, когда придёт не только ближайший поезд, но и следующий после него. Поезда не такие шумные, как в Москве или в Нижнем. Разумеется, есть общая схема метрополитена и карта с ближайшими улицами. Парижские станции простенькие. Много рекламных щитов. Можешь узнать на какой театральной площадке концерт или спектакль идет, или кто из звезд планирует свое выступление. На платформах стоят небольшие стеклянные холодильники. Пожалуйста, купи себе воду. И для удобства тут же возле скамеек стоят небольшие открытые баки для мусора, на которых написано «Спасибо» на французском и на английском. Мне это понравилось. Бросаешь пустую банку, и сама себе говоришь, читая «Thanks» или «Merci».
     В парижском метро есть две станции, которые связаны с Россией — Сталинград и Севастополь. Но мы там не побывали. Мне понравилась станция Cluny La Sоrbonne. На её потолке автографы великих людей Франции - от Луи Святого до Шарля де Голля. Станция Pont-Neuf, то бишь Новый мост украшена французскими монетками разных эпох. Станция Condorde - Согласие вроде бы обычная, но на каждой её плитке изображена  буква. Красивая станция Бастилия и Тюильри. Нам удалось и в электричке поездить. В Версаль, например, мы ездили на двухэтажной электричке. Спрашиваю внуков, какое метро им больше по душе. В два голоса сказали, что в Москве очень красивое метро. Помню, как младшего не могли оторвать от небольшого мостика-перехода, где он с замиранием сердца смотрел на приходящие и уходящие шумные поезда.
   
     Но вернемся в парижское метро. Интересно, что нам ни разу не встретились грязные вагоны или платформы. В вагонах сидения имеют довольно мягкую симпатичную веселую обивку, сидения расположены по два друг за другом. Откидные сиденья у дверей - удобная штука. В час пик, французы опускают спинку именно этих сидений и встают, чтобы была возможность еще нескольким людям войти в вагон. Как- то раз мы попали в час пик и мне пришлось встать. Было много народу, в основном молодые люди совершенно разных рас. Если, кто-то желал пройти, произносил слово «пардон» и проходили дальше по вагону. Кстати на улицах, а они чаще всего не такие широкие как в России, тот кто обходит тебя, автоматически произносит все то же слово «пардон». Почему они такие? И в лифт заходят, тебя не знают, а здороваются.  Почему меня это удивляет? Да потому что не часто такое услышишь у себя. И где-то обидно за державу. В доме, в котором я живу, бывает, что приходится при встрече спросить у соседа: «Ваше «Доброе утро» все еще спит?» Ну, все такие занятые, куда там, соседа заметить.

 А, отгоню-ка я эти неприятные, как назойливые мухи, мысли. И вернусь в Париж, в то первое утро. 

                В самом сердце Парижа
       Вышли мы на станции Bonne Nouvelle и через три минуты оказались в самом сердце Парижа.
 Волнительно! Пока Петр оформляет нам билеты, я листаю свою записную книжечку. Я три месяца готовилась к поездке. Моя пухленькая книжечка очень пригодилась. Полистала, нашла запись «Первый округ: Лувр, сад Тюильри, площадь Свободы…» Но тут мое внимание привлекло одно из строений – это отель Regina Paris. То, что это памятник истории было понятно с первого взгляда. Недолго думая, я с внуками встала на ступеньки у входа и попросила Юлианну нас сфотографировать. Потом я решила войти. Меня так туда тянуло, но дочка остановила. А я? Я, восхищаясь зданием с изящными позолоченными решетками, совершенно забыла, что в эту старинную гостиницу разрешено входить туристам. Внутреннее оформление - сплошь традиции прошлых веков. В интерьере сочетаются предметы антикварной мебели, деревянные резные панели и двери, витые фигурные чугунные решетки... Подобный стиль носит название «Прекрасная эпоха». Чтобы полюбоваться отелем, необязательно в нем селиться, можно просто войти в холл. Увы, об этом в тот момент я совершенно забыла. И послушалась дочь, сделав несколько фотографий у входа. Угомонилась, оглянулась и тут я заметила статую.
     На позолоченном коне вся в позолоченных доспехах она сверкала в лучах утреннего солнца. 
 Кто это? Людовик что ли? Как статуя сверкает! Ну, какая женщина прошла бы мима этого блеска?! Я -  точно нет. И долго не думая я перешла дорогу, чтобы посмотреть, что это за памятник.
     - Мама, ты куда? - крикнула дочка и вместе с детьми, пропустив машину, стала переходить дорогу. Петя к этому времени, купив билеты в Лувр, присоединился к нам. Мы оказались на площади Пирамид у ног Жанны Д’Арк. Намного позже я узнала что, если бы мы не перешли дорогу, а возле Регины завернули бы за угол, мы быстрее бы попали в Лувр. Однако, что не делается, все к лучшему.

                Триумфальная Арка
       Итак, налюбовавшись позолоченной Жанной, мы перешли дорогу, спустились в подземный переход и вышли к Триумфальной Арке. Народу нет. Вся площадь Шарля де Голля наша. Но нас интересует сама Арка. Да, она такая знаете своеобразная с внушительными габаритами. А как иначе? Она ведь детище самого Наполеона Бонапарта. Считая себя непобедимым стратегом и великим монархом, Наполеон решил позаимствовать идею арки у римлян, чтобы после блестящих побед устраивать грандиозные шествия и праздничные гулянья в честь себя любимого, своей армии и во имя Франции.
     Я попыталась обследовать основание арки, но камень не удалось обнаружить. Это я о камне, заложенном руками человека, мечтой которого было владеть всем миром. Конечно же, тот камень не может быть на поверхности. Ммм, да! Как говорится, «Человек предполагает, а Бог располагает». Вот и у Наполеона судьба распорядилась по-своему, внеся в планы серьезные коррективы. К открытию Арки самого императора уже 15 лет как не было среди живых.
      Ну, а мы рассмотрели все горельефы. Они очень внушительные! Справа изображена богиня войны, призывающая к сражению. Напоминание о войне с Пруссией. Среди воинов легко рассмотреть представителей разного класса. Левая сторона - триумф, возвращение победителей, о котором объявляет трубящая в гонг окрыленная свободой дева – образ революции и победы.
    Внутренние стены колонн расписаны именами французских полководцев, а также названиями битв. Под аркой горит вечный огонь, возле которого ежегодно 14 июля возлагают венки и проводят парады. Французы не любят вспоминать об одном унизительном моменте. Армия Гитлера захватила Париж, прошла по Елисейским полям и победоносно прошествовала под сводами этого памятника. Фюреру отлично было знакомо понятие «триумф», и он понимал, какому унижению подвергает парижан.
     - Ребята, всего 284 ступени. Есть желание подняться на смотровую площадку? – спросила я детей.
     - Давайте  посмотрим на панораму города с самой высокой точки на Монмартре,- предложил Петя.
     Мы единогласно согласились. Сегодня нас ждал роскошный королевский дворец, и он же известнейший в мире музей. Лувр! По дороге помахали рукой Эйфелевой башне. Мы к ней обязательно дойдем и погуляем по Марсово полю, но не сегодня.

                По «блаженному полю»
       Пока перед нами Елисейские поля, которые мало похожи на цветущую лужайку.  Хотя если обратиться к переводу с греческого, то получается, что «элизиум» означает «блаженные поля», по которым могли гулять боги и бессмертные. На сегодняшний день Елисеевские поля прежде всего являются своеобразной осью Парижа. Она делится на две части. Первая представляет собой скопление парков, во второй – на каждом шагу шикарные магазины. Магазины в это первое утро в Париже нас не волнуют. Так что мы идем по той части, на горизонте которой виден дворец. Лазурное небо над головой, парижская зелень под ногами, никаких Богов и бессмертных. Тишина, чистота. Мальчики вдоволь побегали по гладко стриженными газонами, а мы, любуясь архитектурой старинных зданий, незаметно дошли до площади Согласия.
 
                Три названия одной площади. 
     Восьмиугольная просторная площадь Согласия с очень сложной историей. Строить ее начали в ХVII веке и называлась она Каррузель. По середине площади стояла статуя короля. Во время Великой Французской Революции, площадь стала местом публичных казней. На несколько лет в те бурные дни она была переименована в площадь Братства. Братство и море крови, как-то странно звучит, но так оно и было. Начали как обычно, снесли статую короля с постамента и спустя некоторое время на этом месте установили огромную гильотину. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, и еще много французов, в том числе великий ученый Лавуазье, основатель современной химии, известный своими исследованиями, касающимися кислорода, пороха и химического состава воды. Его портрет висел в кабинете химии в моей школе над черной доской. А вот о его судьбе, что-то не помню, чтоб нам рассказывали.
      
    Свершилась Великая Французская Революция, а вслед за ней пошел террор, напоминающий форму какой-то ужасной кровавой лотереи. Повезет – выживешь, не повезет – казнят.  Революционный комитет работал без передышки, отрубая французские головы за критику режима, неосторожно сказанные слова. Нетрудно представить, как радость победы перешла в ужас. А долго подавляемый ужас вышел наружу. И куда? Да, все туда же на площадь. И побежали люди. Пришла очередь и неподкупного Робеспьер. Того самого, который предложил девиз «Свобода, Равенство и Братство» как надпись на трёхцветном знамени Национальной гвардии. Увы, полетели головы Робеспьера и его соратников. Без суда и следствия лишили жизни тех, кто был у истоков Революции. Вспомнилась библейская мудрость «Какой мерой меряете, такой и вам отмерят».
   
    Но время не стоит на месте. Пришли другие времена. Орудие смерти французы, наконец-то, убрали с площади. И чтобы поскорее забыть кровавое прошлое, король Луи-Филипп приказал заменить название площади на площадь Согласия. А также по указу короля установили на этом кровавом месте столб из розового гранита. От гильотины осталась маленькая табличка. Мы лишили ее своего внимания и прошли мимо.
                Игла Клеопатры и фонтаны.
     А вот и розовая игла, сверкая своим золотым наконечником на солнце, показалась мне одинокой. Петя напомнил нам историю этой иглы. Французским ученым удалось прочесть текст, который был выгравирован более 3,5 тысяч лет назад в Египте в годы правления фараона Рамзеса II и в благодарность за расшифровку обелиск этот был доставлен в Париж на корабле «Луксор», в честь которого и получил свое название Луксорский обелиск. Я добавила свои пять копеек, вспомнив, что такие подобные обелиски «иглы Клеопатры» были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Но те намного меньше, и к тому же у парижского обелиска наконечник из чистого золота.  Можно представить, как этот обелиск с золотым наконечником смотрится ночью в свете фонарей и лучей прожекторов. Наверно, там на небесах поняли, что мы с детьми вечером к нему не сможем прийти. Поэтому в это утро обелиск, умываясь лучами утреннего солнца, предстал перед нами в золотом блеске. 
   
      Продолжая свой путь, мы дошли до фонтанов. Два великолепных фонтана, уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Один из них Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан морей. Оба украшены статуями мифологических морских и речных персонажей и колоннами с позолотой.  С огромных чаш низвергается мощный каскад воды. Утро было безветренным, так что обежав фонтаны, внуки остались сухими.
     В центре между фонтанами высится конная статуя Людовика XV, подаренная монарху купечеством Парижа в благодарность за успешную торговую политику. Возле этой статуи сохранились два исторических строения XVIII века. В одном из них располагается люксовый отель де Крийон, символ роскошества и богатства. Когда-то в 20ые годы прошлого столетия в отеле «Крийон» остановился Сергей Есенин со своей женой Айседорой Дункан. Однако из-за своего скандального поведения Есенин был выдворен не только из отеля, но и из Франции. Эта информация не изменила моего отношения к поэту. Я его обожаю. Другое здание – Морское министерство. Оба здания чистой воды  настоящие шедевры архитектуры.
               

                Странные статуи.
     Оглянувшись, мы  заметил, что по углам площади стоят мраморные в античном стиле статуи. Восемь внушительных размеров дам. Они символизируют восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. Для статуи Страсбурга, возле которой мы остановились, когда-то позировала супруга Виктора Гюго, Жульетта Друэ. Виктор Гюго менял любовниц как перчатки и славился своими многочисленными связями. Но только одну женщину он называл своей «истинной женой» - Жюльетту Друэ.  Любовь их длилась пол века, но стать его законной женой так и не случилось.  Ну, это так к слову. Хотя вот еще интересная информация. После того, как Эльзас и Лотарингия были оккупированы Австро-Венгрией, французы статую Страсбурга покрыли черным крепом. Долгое время место возле нее было местом патриотического паломничества. Не могу не сказать, что эти аллегорические статуи не произвели особого впечатления. Меня удивило одно, что все эти крупные дамы стоят на странном каменном постаменте, у которого есть двери. «Неужели туалетные комнаты, - подумала я. - Сразу восемь на одной площади?» Позже узнала, что внутри этих статуй находятся небольшие помещения, которые в ста-а-арые добрые времена власти с успехом сдавали за весьма внушительную сумму в 500 франков. В наше время эти помещения не сдаются.
    Что еще привлекло наше внимание? Это две скульптурные группы - «Кони Марли» и «Укротители коней».  Мы не стали задерживаться, я предупредила, что это искусно выполненные копии. А оригиналы в Лувре посмотрим. И мы двинулись вперед.
 
                Два поцелуя и загадываем желание.
    Но до Лувра еще надо было пройти чудный сад Тюильри. Когда-то на этом месте был шикарный дворец, построенный для Екатерины Медичи, потом он стал парижской резиденции Бонапарта. Это был огромный королевский дворец, состоящий из Центрального корпуса и двух павильонов по бокам: Марсан и Флора. Вспыльчивый народ французский, который чуть что - сразу устраивал революцию, взяв штурмом королевскую резиденцию, благополучно в течение двух дней сжег дворец дотла. Теперь на его месте одноименный сад. А уцелевшие два флигеля долгих 12 лет среди руин стояли и ждали… Им повезло. Наполеон III принял решение, и их перестроили. Сейчас они входят в комплекс Лувра. Ну а сад… 
     Этот сад с аккуратно подстриженными кустарниками, галереей великолепных скульптур, аллеями и прудами, является самым значимым и старинным в городе. Мы вошли в него и поняли сразу, что если мы задержимся, то Лувр нам не под силу будет. И все же бегом проскочить не удалось. Такая красота вокруг! Прекрасный сад, множество  тенистых аллей, удобные скамейки и кресла, которые так и приглашают посидеть и подышать воздухом.
      Идем, вдыхая аромат зелени. Слева мелькнула «Венера». Где-то тут должен быть бронзовый «Поцелуй Родена». И только я подумала, как мы вышли именно на эту скульптуру.
     - Ребята, быстро встаньте возле этой парочки, загадайте желание, а я вас сфотографирую. В Париже есть несколько мест, где можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.
     - И где же?- спросили меня дочка и старший внук.
      - Это  «Старый новый» мост. Под ним встречаются влюбленные, потом в соборе у статуи Петра на Монмартре…
     - Петя,- обратилась я к зятю, – ты там обязательно потрешь кончик ноги святого Петра и загадаешь желание. Я знаю еще несколько мест, но сейчас не до них.
    Ребята меня поняли, подошли, обнялись…и  я запечатлела две целующиеся парочки. Думаю, не только я, но и дочка с мужем были довольны.
    
     А внуки в это время выбрали себе кресла и уселись в них. Мы тоже решили посидеть и перевести дух. Петя прикрыл глаза и вздремнул. Малой уступил место маме, а сам присел возле меня и стал что-то чертить на мелком гравии. Я попросила его написать имя его деда Роберта. Вспомнила, что в далеком 1974 Роберт сдал билеты и путевку в Париж, так как я прислала телеграмму из Сибири, что вылетаю в Баку.
Гришка  достаточно быстро на русском написал имя Роберт и обвел его. Я сделала фотографию.
- Мама, не грусти, - обняла меня дочка, - папа был бы рад за тебя.
               
                Оказывается я помню арабский.
      Немного отдохнув, мы двинулись вперед и вошли на небольшую площадь, которой оставили прежнее название. Мы на круглой площади Каррузель. Совсем рядом находится крупный торговый подземный центр Каррузель-дю-Лувр, где снимают аренду магазины известных фирм. А главное то, что из этого центра можно пройти в Лувр без всякой очереди. Но мы не стали сворачивать к подземке, а отправились сразу к знаменитой перевернутой стеклянной Пирамиде.
     К этому времени на площадь стали подъезжать автобусы. Появились первые группы туристов. Туристы становятся в очередь и двигаются по узкому проходу. Долго не думая, и мы направились к одной из этих конструкции. Понятно, что тут надо пройти контроль. За всеми наблюдает полиция. Вооруженная. Туристов встречают сотрудники охраны. Все в белых рубашках и темных брюках. Улыбаются, вежливо предлагают показать им содержимое сумок и рюкзаков.
    
      Первым прошли дети, потом Юлианна. Петя хотел пропустить меня, но я замешкалась, и он   помог мне снять и сам раскрыл мой рюкзачок. И вот я, вынув вторую парой обуви, держу в руках свои симпатичные летние легкие шлепки, поворачиваюсь и вижу улыбающегося охранника, который жестом указывает мне на вход. Слышу, как его напарник тихо в шутливом тоне обращается то ли к нему, то ли ко мне. Он видите ли удивлен, что у меня две ноги, но обуви четыре. При этом глаза его так весело смотрят на меня.
     - Madame has two legs and four shoes.
       - Madame's legs may get tired in your huge beautiful museum,- приняв шутку я с улыбкой тут же отпарировала в ответ. Оба охранника расплылись в широкой улыбке. 
      А тем временем Петя быстро демонстрирует мой полупустой рюкзачок и свой заодно, и тоже проходит. И тут я слышу, как охранник говорит Пете: «Мархаба», приняв его за араба. Я оборачиваюсь и  автоматически отвечаю: «Шукран».
    
     Еще пару шагов, и мы воссоединились с Юлианной и детьми, которые терпеливо наблюдали за нашим с Петей проходом.   
     - Мам, это ты на каком языке сейчас с ним говорила?- спросил меня Петя.
     - Мне самой странно, он сказал тебе «Добро пожаловать» на арабском. Ты со своей бородкой и пышной шевелюрой и впрямь смахиваешь на араба. Я всего навсего ответила ему «Спасибо» на арабском.
     - Ну, ты даешь.
     - Бабушка, ты знаешь арабский?- поинтересовался Юрочка.
     - Когда- то с твоим дедушкой мы жили в Йемене  несколько лет, там и научилась немного говорить. Сама удивляюсь, что помню что-то. Знаешь, все же это здорово знать языки. Ты согласен? – обратилась я к внуку, включив учительницу. Юрочка сказал, что он выбрал второй язык, и это французский.

                Под колпаком  у Пирамиды.
     А тем временем мы спустились через Пирамиду по эффектной винтовой лестнице, ведущей вниз, в вестибюль (холл Наполеона). Красота. И чего французы возмущались. Может потому что проект Пирамиды выиграл не их соотечественник, а американец китайского происхождения. Однако гениальная конструкция получилась. Пирамида придает дворцу некую нотку современности.  В прозрачном воздушном и легком холле под землей мы видим небо, чувствуем себя комфортно и свободно. Кстати, уникальные стекла в любую погоду остаются прозрачными!
     И пока мы осматриваемся, Петя, собрав всю нашу ручную кладь, исчезает ненадолго где-то в районе левого проема.  Вестибюль просторный. Вижу камеру хранения и рядом раздевалка, туалеты. Вижу кафе, билетные кассы и информационные столики. Я незамедлительно сунулась к столикам и раздобыла три брошюры – план музея.
      А вот и Петя! Делаем несколько фотографий. Тут замечаем под стеклянной перевернутой Пирамидой крошечную каменную пирамидку размером в 1 метр. В ней оказывается скрыт саркофаг святой Марии Магдалины.
    
      Я не очень много знаю о ней. В детстве я ни раз видела репродукции в доме у тетушек, где она изображена то блондинкой, то рыжей с распущенными волосам на полотнах разных художников. Красивая женщина последовательница учения Христа, которая до встречи с ним вела распутный образ жизни. В Эрмитаже находится картина Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Две фигуры - Христос и Магдалина. Она спешит к нему, воскресшему, но он останавливает ее жестом. Очень изящно написаны два этих образа. Помню еще пышнотелую золотоволосую Магдалину. У Тициана она кается и плачет. И эта картина тоже в Санкт Петербурге. Посмотрим  какую увидим Марию в Лувре.
      
      Понятно, что  музей огромный, объять все мы не сможем, да и плана особого у нас нет. Разве что три брошюрки, но никто не захотел их открывать, все торопились войти в музей. И мы двинулись к широкой винтовой лестнице, не обратив внимание, что несколько человек спускались вниз по ней. Мы торопились подняться, потом куда-то свернули и попали в цокольную часть Лувра.  И тут меня охватило волнение… Неужели я в Лувре и сейчас увижу ...


Рецензии