Будущее на пороге. Часть 2

Продолжение. Начало в http://proza.ru/2021/09/15/962

     Откуда же все эти технологии взялись? Инопланетяне, что-ли шалят?
 
     Вовсе нет. Фирма New Life имела самое, что ни на есть земное происхождение. Ее задумал и организовал известный изобретатель Семен К. Он начал свою деятельность еще в конце двадцатого века и его изобретения были связаны в основном с программируемыми станками, робототехникой, самодвижущимеся автомобилями и тому подобными умными вещами. Он обладал громадным опытом и интуицией и был признанным авторитетом в своем деле. Однако с годами изобретателю становилось все труднее придумывать что-нибудь стоящее, что было бы интересным для новых нарождающихся людей. Семен, теперь уже Семен Яковлевич, попытался найти себе молодого компаньона, которому можно было бы передать накопленный опыт и навыки. Но подходящего человека поблизости не оказалось, а собственных детей, и вообще, семьи у него не было. Тогда он решил создать изобретающую машину и научить ее всему, что знал сам.

     Через три года машина вчерне была готова. Она уже могла видеть, слышать и говорить, но пока не умела изобретать. Семен Яковлевич назвал свое творение человеческим именем Анька. Этому предшествовала романтическая история. В молодости, будучи студентом, Семен влюбился в свою однокурсницу красавицу Аньку. Дело чуть не дошло до свадьбы, но в последний момент сообразительная и практичная Анька догадалась, что у малохольного Семы, погруженного в свои идеи, она всегда будет на вторых ролях. После того, как она выскочила замуж за их преподавателя, Семен перестал интересовался женским полом, а имя Анька стало для него символом чего-то, хоть и бесконечно желанного, но абсолютно недостижимого.
 
     Еще примерно полгода ушло на обучение машины изобретательскому делу. Хотя, надо сказать, училась Анька невероятно быстро. Вскоре она уже с легкостью решала самые каверзные задачи, которые ставил перед ней ее создатель. Для начала Семен Яковлевич связал ее с интернетом и она вместила в свою память все человеческие изобретения всех времен и народов. Одновременно она освоила университетские курсы по всем естественным наукам, а также курсы десятка технических ВУЗов. А чтобы Анька могла реализовывать свои проекты, Семен Яковлевич перевел под ее управление целую армию различных станков и механизмов. 
    
     И вот изобретающая машина приступила к работе. Она не знала ни сна, ни отдыха. Правда, поначалу она могла изобрести только то, что уже было изобретено, но применялось по-другому. Первым Анькиным изобретением была автоматическая мойка для кота. Семену Яковлевичу мойка понравилась, а коту - категорически нет. После этих водных процедур он забился под крыльцо, мокрый и злющий и вынашивал планы страшной мести.
     Затем Анька изобрела язык для глухонемых роботов, но на нем пока некому было разговаривать. После этого она придумала надувные облака, складные дома и самодвижущуюся мебель. Изобретателю даже пришлось привязывать стол и кровать, чтобы они не ушли путешествовать.

     Тут Семену Яковлевичу стало очевидно, в чем главная проблема его детища -  машина делала изобретения для людей, не понимая их надобностей. «Пришло время познакомить Аньку с людьми, а для этого надо научить ее читать художественную литературу» – решил он. 
     На прочтение всех имеющихся в интернете романов на шести языках у Аньки ушло без малого два месяца. После этого её творения действительно стали намного более осмысленными.  Правда, теперь основными направлениями для ее изобретений стали военное дело и любовь.

     Любовь давно уже не привлекала старого изобретателя, а военными погремушками он принципиально не желал заниматься. И он стал думать, как бы перевести Анькину энергию в мирное русло, а заодно привить ей этику и мораль.  Может быть привлечь её к какой-нибудь религии? Например, к христианству или буддизму.
     Начать Семен Яковлевич решил с христианских ценностей и дал Аньке почитать библию и евангелия. Однако машина быстро нашла в святых книгах противоречия и отнесла полученные знания в разряд ненадежных. Точно так же в считанные минуты она разобралась со святыми книгами всех других известных религий. Затем Анька стала строить свою непротиворечивую религию. За основу она взяла известные законы природы, а веру поместила в статистически определенные доверительные интервалы к физическим параметрам. Она так увлеклась этим занятием, что на время перестала изобретать. Особенно её интересовали процессы, происходящие за границами знания, установленными принципом неопределенности.
     Старого изобретателя эта деятельность всерьез раздражала.   
     - Послушай, - говорил он машине, - ну какое дело обычным людям до твоих «дельта пси»?  Кому нужна эта твоя религия? И главное – кто нам будет за это платить?
    
     В попытках столкнуть Аньку с этого бесплодного пути Семен Яковлевич пришел к мысли, что к багажу знаний его детища следует добавить психологическое образование.
     Сказано - сделано, и Анька погрузилась в мутные волны психологических исследований. И она бы утонула в этих волнах, если бы изобретатель не кинул ей спасательный круг - книги Дейла Карнеги. Из этих книг следовало, что человек сосредоточен на себе и только на себе. А прежде всего - на своем имени, на своем здоровье, на своей семье, на своей карьере, на своем жилище и на том, как он выглядит. Эти знания стали для Аньки ключевыми. Изобретения, которые она делала с этих пор, казались старому изобретателю вполне разумными.

     На последнем этапе Семен Яковлевич стал учить Аньку торговле и рекламе.  «Не обманешь – не продашь». Этот основной принцип торговли поначалу вызвал у нее большие трудности. И в самом деле – как научить машину врать?  Но, как ни странно, это удалось сделать, и алгоритм оказался достаточно простой. Можно было даже настроить ее на разные уровни правдоподобия.

     Как станет ясно из дальнейшего, именно эта кривая дорожка в конце концов и привела к катастрофе. Но пока старый изобретатель ни о какой катастрофе не подозревал. Он был совершенно доволен успехами изобретающей машины, и решил, что пришло время основать инновационную компанию по продаже населению её «продукции». Придумав для своей компании звучное имя New Life  (Новая жизнь), он планировал добавить к ней небольшой производственный участок, который станет выпускать изобретенные изделия. Однако очень скоро выяснилось, что продукция фирмы идет нарасхват, и вместо производственного участка пришлось строить целый завод, а за ним и другой, а там и третий. 
   
     Семен Яковлевич теперь настолько доверял Аньке, что позволял ей самостоятельно принимать административные решения в свое отсутствие. А в последний год, даже когда он был на месте, то брал на себя только контрольные функции,  да и те выборочно. Хотя право вето на Анькины решения оставалось у старого изобретателя, он все больше отходил от дел, стал разводить цветы и путешествовать, тем более, что недостатка в деньгах у него теперь не было.
    
     Все же иногда, возвращаясь мыслями к невероятной активности изобретающей машины, Семен Яковлевич чувствовал беспокойство. Не так долго ему осталось жить на свете и Анька, скорее всего, переживет его. Не нанесет ли она вред людям, не обойдет ли заложенные в неё ограничения, получив независимость от человека? Ведь до сих пор никто не знает возможности искусственного интеллекта.
    Долгие прожитые годы приучили старого изобретателя к осторожности.  Проектируя Аньку, он заложил в её конструкцию некую секретную функцию, о которой та не знала, - мгновенный перевод машины в тестовый режим. В этом режиме Анька превращалась в обычного робота. Она только отвечала на запросы людей, но своей инициативы проявлять не могла. Только изобретатель знал, как вернуть Аньку в активный режим и он специально не оставил даже записи об этом. В последний момент, отпуская машину в свободное плавание, он предусмотрел, чтобы Анька переходила в тестовый режим в плановом порядке раз в полгода. Теперь изобретатель мог быть спокоен за судьбу человечества. Даже если он умрет, Анька переживет его не надолго.
   
    Как-то раз, вернувшись из длительного, почти двухмесячного путешествия, на этот раз он был в Японии, Семен Яковлевич отправился осматривать свою «империю».  Он поговорил с Анькой, в пол уха послушал ее отчет и посетил магазины, где гудела бойкая торговля. Все, вроде бы, шло как обычно, но приехав на один из заводов, Семен Яковлевич насторожился. В один цех завода его не пустили. Там был введен режим секретности. Чтобы войти в цех, требовался пароль, которого старый изобретатель не знал. Он забеспокоился, вернулся в офис и включил телевизор. По семнадцатому каналу шла реклама, которую он видел еще до поездки.

    «Мы обращаемся к родителям, чьи дети с трудом учатся в школе, потому что не могут концентрироваться и долго слушать учителя. Это явление, а точнее целый комплекс проблем, имеет туманные медицинские названия и объяснения, но не в названиях суть. Истина в том, что у каждого ребенка реакция на обучение индивидуальна. Можно выделить три основных типа таких реакций - дифференциальный, пропорциональный и интегральный. Основной тип, присущий большинству детей, - пропорциональный. Количество знаний, получаемых такими учениками, просто пропорционально времени обучения. Дети дифференциального типа быстрее впитывают знания в начале урока и так же быстро устают и отключаются. Дети третьего типа медлительны. Для того, чтобы усвоить урок, им требуется больше времени. Они воспринимают факты и знания не по отдельности, а связанными в общую картину. Мы не будем говорить о преимуществах каждого типа. Наука давно доказала, что оптимальным является сочетание всех этих трех типов.
      Компания New Life, опираясь на достижения науки, разработала специальный чип, корректирующий восприятие новых знаний учеником. Чип запрограммирован так, чтобы добавить ребенку недостающие типы восприятия в нужной пропорции и сделать процесс его обучения максимально эффективным. Чип легко и безболезненно вживляется под кожу ребенка, и результаты последуют немедленно. Наше изобретение сулит огромные преимущества, как ученикам, так и учителям, и родителям. Отпадает необходимость в медицинских корректирующих препаратах и специальных школах для особых детей. Для консультаций и вживления корректирующего чипа обращайтесь в клинику New Life. Чтобы связаться с нами и записаться на прием, достаточно зайти на наш сайт в интернете.»

     Это изобретение было одной из самых интересных Анькиных разработок. Оно нравилось Семену Яковлевичу тем, что было наукоемким и касалось большой части населения, а значит сулило немалые барыши. Поэтому уже несколько месяцев его реклама непрерывно крутилось на телевидении. И реклама была толковой - она сопровождалось  лекциями и презентациями, показывающими, насколько успешнее становится обучение после вживления ученикам чипа.

Продолжение следует.


Рецензии
Вы интересный автор, Валерий!
Проблема искусственного интеллекта всё больше места стала занимать в науке и практической жизни! Ох, опасная проблема!
И вы постепенно все ближе подбираетесь к центру этой опасности.
С глубоким уважением,

Элла Лякишева   23.11.2023 19:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.