О голосоведении в стихах

                О  ГОЛОСОВЕДЕНИИ  В  СТИХАХ.
                (Положения  теории  стиха)

В  том  общем  потоке,  который  задает  движение  стиха, оттолкнувшись  от  ключевого  (первоначального)  слова,   интонации
(эвфонические  сочетания  определенных  ячеек  поэтической  ткани,  включающие  в себя  слоги,  слова,  отдельные  звуки),  появляясь  с  определённой  частотой,  пульсируя,  и  этим  подчеркивая  преднамеренную  периодику  явления, каждый  раз  выказывают,  выявляют  свое  направление.  Эти  переходы  интонаций  между  собою,  в  виду  их  звуковой  природы  и  являясь  носителем  музыкальных  качеств,
 их  аналогом,  носят  название  голосоведения.  Оно  проявляет  себя  в  3  видах:   1) повторение   на   месте,  2)  движение  вверх,  3)  движение  вниз.
Голосоведение   затрагивает   прежде   всего,   «малых   сих»  –  слоги,   а  затем  распостраняется   и   на   целые   слова.
Почему  мы  должны  заниматься  голосоведением?  Считаться  с  ним  и  обращать  на  него  внимание?

Поскольку  голосоведение  в  стихе  служит  некоторым  практическим  целям  -  подчеркивает  либо  локальные,  местные  кульминации,  либо 
заключительные  фразеологические  построения – «кадансы»,  оно способно  повлиять  некоторым  образом  на  физиологию  стиха. 

Интонации – это  клетки  стиха,  посредством  голосоведения  они  оказывают  влияние  друг на  друга  и  питают  себе  подобных.  Вне  этих  клеток – организм  стиха  немыслим.   

Обратимся,  например,  в  такому  стихопостроению:
 
                Анджелика
                Каталани?

Анджелика! –
                лаком
                лаком
                лаком
                жидким
(Как 
        аджика!)

Каталани! –
                лаком
                лаком
                лаком
                талым
Самым, –
                смотрится
                сама
Стеклянной!

                В  том
                стакане,
В  том
           стекляном,
           том
Графине –
                впрямь
                гранёной,
                не
                гонимой –
Там  хранима!

         Там
Хранима –
                как
                в  кармане,
                как
                в  храмине!

Прима –
               примой!
               
               Прима –
донна –
               и
               ундиной!

Это  построение  использует  в  окончании  2  нисходящих  хода:  первое – это  переход:  прима – примой,  и  второй – это  заключительный  переход: 
…  донна – и  ундиной.  В  последнем  случае  завершение  подчеркивает   глубинный  звук – «у»,  в  сочетании  с  нисходящим,  успокаивающе – кадансирующим:  … нна – ной. 

Голосоведение  различается  как  поступенное  и  как  скачок.
В  первом  случае  переход  осуществляется  в  близкий,  соседний  тон, который  оказывается  расположенным  рядом 
в  топографической  системе  гласных  тонов. 
Вот  она,  общая  тоновая  система  гласных  звуков:

И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю

Всё  они  расположены  от  самого  высокого  частотного  тона  до  самого  низкого.  Тона  «у»  и  «ю»  считаются  сугубо  низовыми,  басовыми.
Поэтому  появление  таких  тонов  желательно  в  левой  колонке  текста,  то  есть  в  сопровождении,  отвечающего  за  устойчивость  структуры,  и  нежелательно  в  правой  колонке,  то  есть  в  мелодии.  В  таком  случае  оно  очень  утяжеляет  мелодические  обороты.
Хотя,  таких  уж  действительно  строгих  предписаний  на  этот  счёт  пока  не  существует.

Отношения,  в  которых  находятся  эти  тона, согласно  своей  звуковой  природе,  носят  названия  интервалов. Интервал - это  акустическое  расстояние  между  низшим  тоном,  и  тоном  который  выше.   
Названия  этих  интервалов  я  позаимствовала  из  музыки.

Это  заимствование,  однако,  не  механично.  Ведь  музыкальные  интервалы  отличаются  от  текстуальных,  которыми  характеризуется  литература.
В  музыкальные  интервалы  изначально  заложены  представления  о  благозвучии  и  неблагозвучии,  а  литературные  интервалы  всегда  консонантны,  благозвучны  и  допускают  любые  сочетания:  переход  от
любого  гласного  к  любому  гласному,  без  ограничений.      

Теория  насчитывает:  1 близкие  интервалы,  2 средние,  3 удаленные.

И – Ы,
.......Э – Е,
...... .......А – Я,
.....................Ё – О,
............................У – Ю.

Близкие  интервалы  носят  название  примы. И – Ы,  Э – Е,  А – Я,  Ё – О,
У – Ю.  Это  интервалы  одного  ряда. 
Секунды – это  переходы  из  ряда  в  ряд:  И – Э,  Ы – Э  или  Ы – Е,  и  так  далее  в  пределах  всего  звукоряда.
Всё  это  близкие  интервалы.
Средние – это  терции – переходы,  минуя  один  тон:  И – А,  Ы – Я,  и  так  далее.
Удалённые – это  интервалы,  которые  находятся  на  расстоянии  превышающем  терцию,  то  есть  интервалы  через  2  тона.

Звуковысотность  гласного  тона  влияет  на  звуковысотность  слова.  Эту 
звуковысотность  определяет  прежде  всего  ударный  слог  в  слове.

Теория  прежней  стихопоэтики вообще  не  учитывала  понятие  звуковысотности,  она  не  занималась  высотою  слов,  так  как  считалось,  будто  бы  звуковысотность,  позиции  слов – явление,  которое  относится  к  области  мелодекламации  и  в  стихах  реально  себя  не   проявляющее.  Положения  новой  поэтики  отпровергают  прежнее  заблуждение.   

Голосоведение  является  плавным,  то  есть  поступенным,  когда  гласные  тона,  находятся  в  непосредственной  близости  в  теоретической  шкале.
Если  переход   тонов  осуществляется  через  головы  других  гласных  тонов – такой  переход  носит  название  скачка. 
Во  втором  случае,  то  есть  применимо  к  скачкам,  переход  производится  в  далекие,  или  удаленные  тона  в  акустически  звуковысотном  отношении.
Это  тона,  имеющие  акустический  интервал  как  терции,  так  и  шире.      

Паста  паста
Спасо –
              вала,
Пусто  пусто
Сразу  стало?

Мягкий   знак   в   конце   следующего   слова   понижает  последователь
ность  на  целый  тон:

Ты ты  ты 
............тот  тот  тот 
............................трон  трон  трон –
................................................тронь  тронь  тронь

Нисходящее,  целеустремлённое  движение  завершается  мягким  знаком.
В  какой – то  мере,  это  оказывает  свое  воздействие  на  выразительность 
и  настроение  фразы.

Музыкан –
                тша,
                та
Шкатулка,
                то  ли
Штучка –
                ишь
                ты
                ишь
                ты –
Тишком –
                ничком
Атаманша:

Шпилек
              шпилек
Лучших
              лучщих
Шпилек
              шпилек
Штучек
              штучек

Тонко –
              шеих,
              тонко –
ногих –
             многих
             многих
Тут  итоги …

        Тут
Иголки
             колки
             колки

Телом
           телом
Ломки
            ломки
Телом
           телом
Хлипки
             хлипки:

То  ли
           то  ли
Хрупки
             хрупки …

             И
Хранятся
                в  той
Цыдулке,
В  той
           шка –
           тулке!

В  этом  примере  мы  видим,  как  работает  голосоведение  в  заключительном  фразообороте:  «в  той  цыдулке,  в  той  шкатулке»,  нисходящий  ход  завершает  конструкцию.
Звуковысотность  отдельной  словесной  пары.  Что  в  этом  случае,  с  чем нам  приходится  считаться?
Ударение,  определяющее  позицию  слова,  имеет  свой  вес  и  в  голосоведении.  Оно  служит  тем  несомненным  фактором,  акцентом,  по  которому  мы  оцениваем  направление  движения  в  слово  от  слова.      
«Заморочка:  он  испорчен».  Всё  решает  ударный  слог.  Он  становится 
тем  фактором,  которое  определяет  словопереход:  в  данном  случае,  как  видим,  он  остается  на  том  же  уровне,  двигаясь  в  том  же  направлении.      
Как   определить,    какое    слово    теоретически   расположено   выше,   а  какое – ниже?  Опять  же,  в  этом  случае  на  помощь  приходит  ударение,  и  по  расположению  ударных  слогов,  мы  фиксируем  их  высоту.  В  сомнительных  случаях  на  высоту  влияет  количество  согласных:  если  их  больше,  то  слово  становится  ниже.       
Здесь  тоже  есть  своя  система.  Краткое,  в  один  слог  слово  именуется
односложным.  Имеющие  2  слога – двухсложным.  Состоящее  из  3  слогов – это  трехсложное  слово.  «Квадрат»,  «квадратное»,  состоит  из  4  слогов.  Ну  и  так  дальше. 
Слова  из  7  и  8  слогов – это  уже  длительные  слова.  Они  требуют  особенного  внимания  и  подхода.  Ведь  способы  их  применения – регламентированы.

Теперь  рассмотрим  то,  что  относится  к  частотной  комбинаторике звуков.  Какие  здесь  бывают  особые  случаи?

Иногда  последовательность  слов  складывается  таким  образом,  что  в  звуковом  ряду,  с  его  чередованием  гласных  и  согласных,   образовалась  встреча  2  и  более  одинаковых  согласных.  При  этом  просматривается  выпадение   обязательного   гласного,   и   поэтому   такая   последовательность   имеет  все  основания  называться  «зиянием».  То  есть  в  ней  «зияет»  выпадение  несуществующего  гласного,  и  это  приводит  к  столкновению  согласных.
В  нижеследующем  образце  наблюдается  зияние  между  двумя  «т»:

Впечатляет –
                та
                печалью:

Очень –
              очень
Величавой! 

А   вот  что  случается  при  столкновении  гласных:  когда  2  и  более  гласных,  гуськом,  оказались  рядом  в  одной  и   той  же  паре.  Их  энергетика   возрастает,   и   поэтому   такие    последовательности   заслуживают   на  такое   название,  как  «бомбасты».   С  некоторым  намеком  на  «взрывоопасность».

                Ведь
Примирения –
                впрямь
                умиротворение –
Видно –
               в  дней
               заведении,

И – видение!

Мы  видим,  как  в  конце  столкнулись  лбами  2  … ии,  с  союзом  «и»: 
заведении,  и … 
Пример  типичный:  как  часто  в  таких  случаях  подворачиваются  соединительные  союзы  «и»,  «а».

Всё  это  показано   здесь,  разумеется,  на  примерах  поэтики  новой.

И,  в  заключение:  все  образцы,  на  которые  я  ссылаюсь,  позаимствованы  мною   из  книжек  моего  супруга.


Рецензии