О голосоведении в стихах
(Положения теории стиха)
В том общем потоке, который задает движение стиха, оттолкнувшись от ключевого (первоначального) слова, интонации
(эвфонические сочетания определенных ячеек поэтической ткани, включающие в себя слоги, слова, отдельные звуки), появляясь с определённой частотой, пульсируя, и этим подчеркивая преднамеренную периодику явления, каждый раз выказывают, выявляют свое направление. Эти переходы интонаций между собою, в виду их звуковой природы и являясь носителем музыкальных качеств,
их аналогом, носят название голосоведения. Оно проявляет себя в 3 видах: 1) повторение на месте, 2) движение вверх, 3) движение вниз.
Голосоведение затрагивает прежде всего, «малых сих» – слоги, а затем распостраняется и на целые слова.
Почему мы должны заниматься голосоведением? Считаться с ним и обращать на него внимание?
Поскольку голосоведение в стихе служит некоторым практическим целям - подчеркивает либо локальные, местные кульминации, либо
заключительные фразеологические построения – «кадансы», оно способно повлиять некоторым образом на физиологию стиха.
Интонации – это клетки стиха, посредством голосоведения они оказывают влияние друг на друга и питают себе подобных. Вне этих клеток – организм стиха немыслим.
Обратимся, например, в такому стихопостроению:
Анджелика
Каталани?
Анджелика! –
лаком
лаком
лаком
жидким
(Как
аджика!)
Каталани! –
лаком
лаком
лаком
талым
Самым, –
смотрится
сама
Стеклянной!
В том
стакане,
В том
стекляном,
том
Графине –
впрямь
гранёной,
не
гонимой –
Там хранима!
Там
Хранима –
как
в кармане,
как
в храмине!
Прима –
примой!
Прима –
донна –
и
ундиной!
Это построение использует в окончании 2 нисходящих хода: первое – это переход: прима – примой, и второй – это заключительный переход:
… донна – и ундиной. В последнем случае завершение подчеркивает глубинный звук – «у», в сочетании с нисходящим, успокаивающе – кадансирующим: … нна – ной.
Голосоведение различается как поступенное и как скачок.
В первом случае переход осуществляется в близкий, соседний тон, который оказывается расположенным рядом
в топографической системе гласных тонов.
Вот она, общая тоновая система гласных звуков:
И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю
Всё они расположены от самого высокого частотного тона до самого низкого. Тона «у» и «ю» считаются сугубо низовыми, басовыми.
Поэтому появление таких тонов желательно в левой колонке текста, то есть в сопровождении, отвечающего за устойчивость структуры, и нежелательно в правой колонке, то есть в мелодии. В таком случае оно очень утяжеляет мелодические обороты.
Хотя, таких уж действительно строгих предписаний на этот счёт пока не существует.
Отношения, в которых находятся эти тона, согласно своей звуковой природе, носят названия интервалов. Интервал - это акустическое расстояние между низшим тоном, и тоном который выше.
Названия этих интервалов я позаимствовала из музыки.
Это заимствование, однако, не механично. Ведь музыкальные интервалы отличаются от текстуальных, которыми характеризуется литература.
В музыкальные интервалы изначально заложены представления о благозвучии и неблагозвучии, а литературные интервалы всегда консонантны, благозвучны и допускают любые сочетания: переход от
любого гласного к любому гласному, без ограничений.
Теория насчитывает: 1 близкие интервалы, 2 средние, 3 удаленные.
И – Ы,
.......Э – Е,
...... .......А – Я,
.....................Ё – О,
............................У – Ю.
Близкие интервалы носят название примы. И – Ы, Э – Е, А – Я, Ё – О,
У – Ю. Это интервалы одного ряда.
Секунды – это переходы из ряда в ряд: И – Э, Ы – Э или Ы – Е, и так далее в пределах всего звукоряда.
Всё это близкие интервалы.
Средние – это терции – переходы, минуя один тон: И – А, Ы – Я, и так далее.
Удалённые – это интервалы, которые находятся на расстоянии превышающем терцию, то есть интервалы через 2 тона.
Звуковысотность гласного тона влияет на звуковысотность слова. Эту
звуковысотность определяет прежде всего ударный слог в слове.
Теория прежней стихопоэтики вообще не учитывала понятие звуковысотности, она не занималась высотою слов, так как считалось, будто бы звуковысотность, позиции слов – явление, которое относится к области мелодекламации и в стихах реально себя не проявляющее. Положения новой поэтики отпровергают прежнее заблуждение.
Голосоведение является плавным, то есть поступенным, когда гласные тона, находятся в непосредственной близости в теоретической шкале.
Если переход тонов осуществляется через головы других гласных тонов – такой переход носит название скачка.
Во втором случае, то есть применимо к скачкам, переход производится в далекие, или удаленные тона в акустически звуковысотном отношении.
Это тона, имеющие акустический интервал как терции, так и шире.
Паста паста
Спасо –
вала,
Пусто пусто
Сразу стало?
Мягкий знак в конце следующего слова понижает последователь
ность на целый тон:
Ты ты ты
............тот тот тот
............................трон трон трон –
................................................тронь тронь тронь
Нисходящее, целеустремлённое движение завершается мягким знаком.
В какой – то мере, это оказывает свое воздействие на выразительность
и настроение фразы.
Музыкан –
тша,
та
Шкатулка,
то ли
Штучка –
ишь
ты
ишь
ты –
Тишком –
ничком
Атаманша:
Шпилек
шпилек
Лучших
лучщих
Шпилек
шпилек
Штучек
штучек
Тонко –
шеих,
тонко –
ногих –
многих
многих
Тут итоги …
Тут
Иголки
колки
колки
Телом
телом
Ломки
ломки
Телом
телом
Хлипки
хлипки:
То ли
то ли
Хрупки
хрупки …
И
Хранятся
в той
Цыдулке,
В той
шка –
тулке!
В этом примере мы видим, как работает голосоведение в заключительном фразообороте: «в той цыдулке, в той шкатулке», нисходящий ход завершает конструкцию.
Звуковысотность отдельной словесной пары. Что в этом случае, с чем нам приходится считаться?
Ударение, определяющее позицию слова, имеет свой вес и в голосоведении. Оно служит тем несомненным фактором, акцентом, по которому мы оцениваем направление движения в слово от слова.
«Заморочка: он испорчен». Всё решает ударный слог. Он становится
тем фактором, которое определяет словопереход: в данном случае, как видим, он остается на том же уровне, двигаясь в том же направлении.
Как определить, какое слово теоретически расположено выше, а какое – ниже? Опять же, в этом случае на помощь приходит ударение, и по расположению ударных слогов, мы фиксируем их высоту. В сомнительных случаях на высоту влияет количество согласных: если их больше, то слово становится ниже.
Здесь тоже есть своя система. Краткое, в один слог слово именуется
односложным. Имеющие 2 слога – двухсложным. Состоящее из 3 слогов – это трехсложное слово. «Квадрат», «квадратное», состоит из 4 слогов. Ну и так дальше.
Слова из 7 и 8 слогов – это уже длительные слова. Они требуют особенного внимания и подхода. Ведь способы их применения – регламентированы.
Теперь рассмотрим то, что относится к частотной комбинаторике звуков. Какие здесь бывают особые случаи?
Иногда последовательность слов складывается таким образом, что в звуковом ряду, с его чередованием гласных и согласных, образовалась встреча 2 и более одинаковых согласных. При этом просматривается выпадение обязательного гласного, и поэтому такая последовательность имеет все основания называться «зиянием». То есть в ней «зияет» выпадение несуществующего гласного, и это приводит к столкновению согласных.
В нижеследующем образце наблюдается зияние между двумя «т»:
Впечатляет –
та
печалью:
Очень –
очень
Величавой!
А вот что случается при столкновении гласных: когда 2 и более гласных, гуськом, оказались рядом в одной и той же паре. Их энергетика возрастает, и поэтому такие последовательности заслуживают на такое название, как «бомбасты». С некоторым намеком на «взрывоопасность».
Ведь
Примирения –
впрямь
умиротворение –
Видно –
в дней
заведении,
И – видение!
Мы видим, как в конце столкнулись лбами 2 … ии, с союзом «и»:
заведении, и …
Пример типичный: как часто в таких случаях подворачиваются соединительные союзы «и», «а».
Всё это показано здесь, разумеется, на примерах поэтики новой.
И, в заключение: все образцы, на которые я ссылаюсь, позаимствованы мною из книжек моего супруга.
Свидетельство о публикации №221092000814