Николай Рерих - Будда-победитель
Ответ на этот вопрос находим в книгах Елены Блаватской – «Тайная доктрина» и «Теософский словарь»:
1. «Истинно, сокровенные части Дан или Джанна (Дхиана), метафизики Готамы – сколь высокими ни казались бы они не знакомому с доктринами древней Религии Мудрости – являются лишь малою долею целого. Индусский Реформатор ограничил свои общие Учения чисто моральным и физиологическим аспектом Религии Мудрости, этикою и человеком. Вещи «невидимые и невещественные», тайны Бытия за пределами нашей земной сферы Великий Учитель оставил совершенно незатронутыми в своих обращениях к массам, сохраняя Сокровенные Истины для избранного круга своих Архатов. Последние получали посвящение в знаменитой пещере Саптапарна (Саттапанни Махавансы), вблизи Горы Байбхар (Вебхара в Палийских Манускриптах). Эта пещера находилась в Раджагриха, в древней столице Магадха, и была та самая пещера Чета, упоминаемая китайским паломником Фа-сянь, как это правильно предполагается некоторыми археологами» [1].
2. «Саптапарна (Санскр.) – «Состоящий из семи частей». Растение, давшее свое имя знаменитой пещере, вихаре, в Раджагрихе, теперь близ Буддагайи, где Владыка Будда обычно медитировал и наставлял своих Архатов, и где после его смерти состоялся первый Собор. Пещера эта состояла из семи залов, отсюда и название. В Эзотеризме Саптапарна есть символ «состоящего из семи частей Человека-Растения» [2].
И снова незнакомые понятия. На смену одним вопросам приходят другие. Что такое «человек-растение»?
Читаем «Тайную доктрину» дальше:
«Саптапарна
Таково имя, даваемое человеку по Оккультной терминологии. Оно означает, как это объяснено в ином месте, растение о семи листьях, и это наименование имеет большое значение в буддийских легендах. Тот же смысл имело оно, но под маскою, и в греческих мифах. Т или (Тау), форма которого взята с числа 7 и греческой буквы Г (Гамма), было, как сказано в последнем Отделе, символом жизни и Жизни Вечной; земной жизни, ибо Г (Гамма) есть символ Земли (Геа), и Жизни Вечной, ибо цифра 7 есть символ той же жизни, связанной с Божественной Жизнью, этот двойной глиф выражен в геометрических фигурах следующим образом: Треугольник и Квадрат, символ Семеричного Человека» [3].
Здесь имеется в виду семеричное строение человека, как оно принято в теософском учении. По мысли Блаватской с пещерой Саптапарна могут быть связаны тайные учения, или, как их еще иначе называют – учения эзотерические (от греч. esotericos – внутренний [4]).
Но вернемся к Будде Шакьямуни. Что еще нам известно о нем в связи с пещерой Сартапарна? Известно, что он некоторое время жил там, предаваясь аскетическим подвигам, о чем красивым поэтическим языком рассказал Эдвин Арнольд в своей книге «Свет Азии»:
«Вокруг Раджагрихи пять гор возвышались,
Столицу царя Бимбисары храня:
Байбхара, покрытая зеленью свежей,
Бипула, в подножьи которой, звеня
О камни, струилась Сарсути; за нею
Тенистая Тапован; ниже – пруды,
Где черныя скалы, источники масла,
Глядятся в спокойное лоно воды.
На юго-востоке – гора Сайлагири,
Там – коршунов царство; а дальше – за ней,
Стоит на востоке гора Ратнагири,
Гора драгоценных камней.
Дорожка, мощеная плитами, смело
Бежала полями, где рдели цветы
Шафрана, по заросли мощных бамбуков,
Чрез рощи манго и скрывалась в кусты,
И вновь выбегала к утесам, где яшму
Ломали и дальше лощинами шла
Под сению пальм многолетних в пещеру
И там пропадала чиста и светла.
Прохожий! Приблизившись к этому месту,
Сними свою обувь, главу преклони;
Священнее нет уголка под луною:
Здесь Будда провел испытания дни.
Здесь вынес он холод и дождь и ненастье
Осенних ночей; здесь облек он себя
Одеждою желтою, тем знаменуя,
Что жить будет нищим о мире скорбя,
Питаться одним подаяньем случайным,
Без крова, один, спать на голых камнях,
Когда по окрестностям рыщут шакалы
И с ревом скрываются тигры в кустах.
Дни, ночи, суровым постом убивая
Для неги и холи рожденную плоть,
Стоял, углубленный в свои размышленья
Всесветно-любимый Господь,
Подобно скале, на скале неподвижно
Учитель без пищи и сна пребывал.
Его не боялися звери, а голубь
Из чаши у ног Его зерна клевал.
Так с полдня стоял Он всегда погруженный
В заветные думы о том, как помочь
Страданиям мира, стоял неподвижно,
Пока не спускалася ночь,
Не слыша, не видя, как в воздухе знойном
Вставали миражи, как с алой зарей
Земля целовалася, звезды всходили,
Кричала сова и летал козодой» [5].
Как мы видим, картина Николая Рериха «Будда-победитель» может привести нас ко многим интересным ассоциациям и отсылкам к мировой литературе. Не все в ней просто, как это может показаться на первый взгляд. Мы попытались подобрать лишь некоторые «ключи» к этой картине. Может быть, у читателей появятся собственные ассоциации, связанные с данным произведением Н.К. Рериха.
Примечания
1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2012. С. 25.
2. Блаватская Е.П. Теософский словарь. / Академик: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/2892 (дата обращения: 20.09.2021).
3. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 2. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2012. С. 687.
4. Эзотерический Греч. – Скрытый, тайный. От греческого esotericos, «внутренний», сокровенный (Теософский словарь).
Эзотерический греч. – направленный внутрь – предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им. Противоположность – экзотерический (Философский энциклопедический словарь). / Национальная философская энциклопедия: [сайт]. URL. https://terme.ru/termin/ezotericheskii.html (дата обращения: 20.09.2021).
5. Эдвин Арнольд. Свет Азии. / Проект «Собрание классики» (Lib.ru/Классика): [сайт]. URL: http://az.lib.ru/a/arnolxd_e/text_1906_svet_azii.shtml (дата обращения: 20.09.2021).
Свидетельство о публикации №221092000848