ПРО обесценивание. Эссе

ПРО обесценивание..

Понадобились работники.  Строители- разнорабочие. По большей части, плиточники.  Пришла целая бригада. Парни с востока. Их старший внимательно слушал про фронт работ, цокал языком, уточнял детали. Но больше оценивающе смотрел на меня, на мой дом, на мою машину.
Когда я  закончил, он  согласился со всеми видами работ, со сроками и спросил:

- Сколько хозяин готов заплатить за это?

Указываю ему на калитку, показывая тем самым, что разговор закончен и к соглашению мы не пришли.
Прораб с работниками удивляются. Он  пытается взять меня за руку, искренне не понимая причину отказа.
-Вы не подходите.
- Но почему?
- Непрофессионалы..Вы не знаете сколько стоит ваша работа..
Недооценил он меня, в итоге, недооценил..

Останавливаю машину, типа такси. Называю адрес, водитель кивает головой, соглашаясь. 
Доезжаем до места, спрашиваю сколько должен за поездку.
- А, сколько дадите ! Сколько не жалко! - улыбается мне.
Протягиваю ему сторублёвую купюру.
- А чо так мало?!- возмущается он. Улыбка слетает с лица.
- Вы сказали - Сколько не жалко..Вот сотку точно не жалко! Нисколечки..Спасибо за дешёвую поездку!

И в первом и во втором случаях- люди лукавили. Они прекрасно знали сколько стоила их работа или услуга, но посчитали, что я не сведущ в цене и хотели " нагреться" на этом.
Они попытались  обесценить меня, посчитав профаном..

Молодая женщина плачет:
- Я отдала ему лучшие годы жизни!
Я обстирывала, убирала, чистила, парила, жарила и т.д...
- А он что?- спрашиваю её.
- А он не оценил!!!
- Должен был?!- удивляюсь.
- Должен был!
- Почему?
- ......
- Причин может быть много, почему он не оценил. Ему могли не понравиться качество всей этой вашей жарки- варка- стирки.. Не допускаете?
Может быть, ему не нужно было всё это и его вполне устраивали мятые рубашки и нестиранные носки..
И потом, он не просил вас отдавать ему лучшие годы. Не просил вас готовить и стирать..

А если вы хотели за это что- то получить  взамен, нужно было договариваться на берегу. Мол, я  тебе стираю, а ты меня целуешь за это три раза..Дальше идёт договор и смета с четко прописанным условием- сколько, за что, где и как..

А если вы его любили и всё делали по любви, то глупо предъявлять иск ему за это. Вы же любили..И значит, вы жили не только для него всё это время и должны были быть счастливы..

Причина вашего негодования ясна- Вы не получили взамен то, что хотели. Считаете, что вас обесценили.
Но недооценили вы себя сами.  Вы взяли для себя недосягаемую мишень и промахнулись.
Теперь негодуете..А человек и не обязан был, если это была ваша инициатива.

Но есть и другая сторона, чаще всего встречающаяся. Работник - работодатель.

Конец 90- х. Меня просят взять в управление площадку по приему лома, хотя бы на месяц. Оттуда ушёл начальник, оставив предприятие в упадническом состоянии. Я недавно в компании. Пришел на определенных условиях.  Не на зарплату и не оклад.
Но мне бросают 100 долларов на время  испытательного срока. Которые, в ближайшее же  воскресенье, в церкви  кладу их в виде пожертвования. Моя супруга получает в 4 раза больше.
Испытательный срок из месяца вытекает в 8..
Жена работает начальником отдела кадров и хорошо знает психологию руководства:
- Пока ты сам о себе не заявишь, их , то есть начальство, всё будет устраивать.

В скором времени подворачивается случай. Площадку охраняют три сторожа. Один из них - Вася.  Молоденький семинарист в очках из Украины. Я научил его отделять цветной металл от обычного. Снабдил  своим инструментом. По собственной инициативе, у одного завода, закупил  отработанные алюминиевые редукторы. Он разбирает их за  установленную  цену.  10% от цены сданного лома. Утром, после ночного дежурства, Василий взвешивает на весах то, что удалось "наковырять" за ночь.
В итоге, им за месяц было сдано на целую 1000 долларов зарплаты.
В день получки всё руководство приезжает посмотреть. Никто не верит. Убедившись, они радуются, хлопая меня по плечу. Фирма заработала в разы  больше:
- Представляешь?! Вася "упёрся" и наковырял на целую 1000 баксов!

- Представляю,- отвечаю, - Лучше, даже чем вы можете себе это  представить..
Отвожу в сторону самого главного:
- Вася напрягся, а я нет.. Может, мне на переработку цветмета уйти?  А то сижу тут сутками, без выходных. Увольняю, принимаю, обучаю, разгружаю- загружу вагоны..Со своими слесарно- инженерно- коммерческими навыками...точно, раза в 4 больше бы заработал, чем Вася..За меньшее время..

Начальника сдуло с площадки. Со следующего дня моя зарплата повысилась до  1000 долларов...

P.S. На собеседованиях вакантов  часто предлагал продать себя. В прямом смысле этого слова.
Многие удивляются. Одна даже оскорбилась.

- Чем вы хотите заинтересовать работодателя? Своим дипломом? Отметками во вкладыше? Так образование нынче не котируется. Нужны совсем другие качества.
Так и расскажите,  какой или какая вы классный или классная..И почему и за что я должен вас купить, то есть взять к себе на работу.

P.P.S. Если вы сами не знаете себе цену и свои сильные стороны, как её может узнать посторонний человек?
В противном случае, за вас дадут сто рублей, как я тогда в такси..

 Рустем Шарафисламов


Рецензии