Слово о слове
Существует разница в употреблении слов на духовном уровне и в быту. На духовном уровне слово свято, сакрально и оно бережёт нас. Верующие люди, сознавая это, творили из слов молитвы. И каждый день, обращаясь к молитве, они создавали из неё живую защиту себе и своему Отечеству. В молитвах упоминаются все главные, с древних времён преследующие человека события, которые вызывают страх: войны, нашествие иноплеменников, раздоры и нестроения, ереси, расколы и суеверия, голод и болезни, засухи, потопы и так далее. От них он просит защиту у Господа Бога.
С добрым словом и молитвой, человек встаёт на сторону и путь Добра. Слово врачует и в стихе: складывая слова в стихотворение, ритмическую структуру, человек гармонизирует и целит себя и окружающих. Молитва это - тоже стих, она обладает определённым ритмом. Стих, оберегающий настоящее и программирующий будущее - день и ночь, недаром есть утренние и вечерние молитвы.
В быту русские люди издревле используют словесные жанры, заключающие в себе юмор - в виде весёлых рассказов, баек, анекдотов, частушек. Здесь встречаются слова, принадлежащие к так называемой сниженной лексике. Как правило, это ругательные слова, появившиеся в русском языке с древних времён. Об этом свидетельствуют, найденные в Великом Новгороде письма, начертанные на бересте - берестяные грамоты. Причём, тогда они не имели ругательного или нецензурного смысла, а лишь обозначали части человеческого тела и связанные с ними действия. Постепенно эти слова, через механизм табуирования (запрета) утратили свой изначальный смысл и превратились в ругательства. В общей языковой среде они также приобрели некоторые добавочные смыслы – их стали употреблять не только, как ругательства, но ещё и в насмешку, с юмором. А далее они приобрели ещё и функцию психологической защиты, поскольку на уровне предложения, целого текста, речевой ситуации, в них отчасти блокировались негативные значения. Может быть, этим объясняется живучесть и популярность этих слов. Так в русском народе, в русской речи и языке уживалась и уживается православная духовная чистота и довольно грубый юмор сниженной лексики. Особенно ярко этот феномен виден в русской деревенской культуре.
Мой отец родился и вырос в деревне Павлово. Сейчас этой деревни уже нет, а в начале прошлого века она располагалась рядом с большим селом Рослятино на востоке Вологодской губернии. Потомственный крестьянский сын он навсегда усвоил деревенские привычки и характерный вологодский диалект. Несмотря на то, что с двадцати лет отец жил и учился в крупных городах, до последнего своего дня он сохранил рослятинский окающий говорок, местные словечки, поговорки и частушки. И только сейчас в начале двадцать первого века я стала понимать, что он хранил их в памяти, как некую защиту от внешнего и не всегда дружелюбного окружения. Ему помогал и выручал деревенский юмор, грубоватый, но всегда забавный и обезоруживающий. Да и его самого в моменты гнева, желания разнести всё вокруг, легко было обезоружить с помощью шутки и смеха. А такие минуты бывали нередко. Невозможно представить двух более разных людей, чем мои родители. Мама - городская, отец – деревенский, она - южанка, он - северянин. Они прожили вместе долгую жизнь, никогда не расставались и постоянно конфликтовали. Тот и другая оборонялись, защищая друг от друга своё пространство и человеческое достоинство, отстаивали лидирующие позиции: папе хотелось сохранять своё традиционное положение главы семьи, которое ежедневно подвергалось сомнению, а мама в обороне своих позиций созидательницы и берегини семьи «закалялась как сталь». И закалилась настолько, что до сих пор никогда не плачет и не признаёт нежностей. Свою любовь она показывает лишь внукам и правнукам.
Я всегда удивлялась, почему в конфликтах мама не пользуется папиной отходчивостью и смешливостью, но всегда вступает с ним в конфронтацию. Он же, когда понимал, что перегнул палку, мог мгновенно поменять ситуацию. В нашей семье в спорах перевес почти всегда был на женской стороне – мамы и двух дочерей. За папины проступки, он после двух войн попивал, мы втроём налетали на него с критикой. Если мы были правы, и папе нечем было крыть, он уходил в маленькую комнату (одну из двух в нашей «двушке»), высовывал голову из-за портьеры на двери и по-детски отбивался словом:
- Бабы, дуры!
Все четверо начинали смеяться, и инцидент бывал исчерпан.
Сегодня мне пришла в голову более ясная мысль – папина приверженность к деревенскому миру и слову защищала его во всех ситуациях. Всю жизнь он провёл в этой своеобразной обороне, в обороне деревни, которая жила в нём, от города, противоестественного для него по самой сути своей. Места, оторванного от земли, от простора и чистой воды, от здорового воздуха, агломерата враждебно громоздящего вокруг него огромные дома-муравейники, и сплетающего нечистые клубки человеческого материала, где отдельный человек не заметен и не важен. А он был именно отдельный человек, умный, талантливый, красивый и весёлый, но обожжённый двумя войнами.
Такое сопротивление городскому материалу в разной мере присуще всем деревенским людям - моему мужу, его сестре, всем вологжанам, потому что они лишь в середине двадцатого века начали выходить из деревни, и до сих пор связаны с ней пуповиной.
Во мне непостижимо соединились папина внешность, я похожа на него и его родню, папин юмор и мамин мощный характер, её целеустремлённость, желание в жизни достичь многого.
Папа любил нас, своих детей, малышами. А когда мы выросли, он находил общий язык, главным образом, со мной. Часто, вспомнив что-нибудь своё деревенское, он звал меня на кухню и говорил: «Иди я тебе частушку спою, с матюжком!»
- А мама её знает?
- Знает. Я ей ещё в молодости все спел.
- А Ленку (младшую сестру) позовём?
- Нет, мала ещё.
Очень жалею, что не запомнила и не записала эти частушки. В памяти остались лишь какие-то малые частицы папиного деревенского словесного юмора.
Мой изящный папа был маленького роста, и когда на это обращали внимание, он, притопнув ножкой тридцать шестого размера, пел:
- "Мы робята ёжики, да по карманам ножики, из-за ёлок из-за пней не видать наших парней!"
Или рассказывал мне, почему остался жив в двух войнах, Финской и Великой Отечественной:
- "Да потому что я маленький росточком. Всех дылд сразу выщщэлкали, а меня из окопа не видать было, вот, и живой остался".
Ещё прихвастывал, что на его обмундирование меньше, чем на других надо было тканей и хрома. А был он франтоват – форма всегда сшита на заказ и с иголочки, наглажена и обрызгана из пульверизатора одеколоном «Шипр», самым тогда модным. Этим же одеколоном папа щедро поливал щёки после бритья и, растирая кожу, щурился от удовольствия.
Он огорчался, что я долго не выхожу замуж, раздумывал над этим и однажды привёл мне жениха, смешного молодого военного, которого, по всей вероятности уверил, что я сразу за него замуж выйду, как только увижу. Парень мне не понравился и я его отвергла. Папа потом утешал себя и меня частушкой:
- "Не ходите девки замуж, выйдете, покаетесь: со хорошим наживётесь с худеньким намаетесь".
Если я сердилась на него, хитро щурил глаза и спрашивал:
- "Шчо смотришь на меня, как Ленин на буржуАзию?"
А, если ронял и разбивал чашку, блюдце или тарелку, говорил, обращаясь к себе в сердцах:
- "Сухорукоё животноё!" - Прежде всех самого себя обругать - это тоже защита.
21.09.2021
Свидетельство о публикации №221092101034
Евгений Кашкаров 30.08.2022 02:01 Заявить о нарушении
С уважением, ТА
Татьяна Александровна Андреева 30.08.2022 15:45 Заявить о нарушении