Дядя Толя

Какая ассоциация возникает у меня при произнесении двух слов – дядя Толя?
 Тепло, добрая улыбка, мягкий приятный тембр голоса с украинским говорком.
 Он так напоминает моего отца… Они внешне непохожи. Но в остальном –  много общего между средним и младшим братьями Мельник. Владимир- мой папа, а Анатолий- мой дядя. Его не стало 5 января 2020 года. Это событие было для меня неожиданным и шокирующим. Мне казалось, что дядя Толя должен быть всегда… Наивно, но это так.
             Он выступал гарантом надежности. И такого поступка с его стороны, как оставить всех родных без него, не ожидал никто. Милый, добрый, мудрый дядя Толя… последняя ниточка, связывающая детство, юность, моих родных из Украины и Омска…  До этого я знала обо всех  «Мельниках» только с его слов.
 Дядя Толя держал руку на пульсе жизни нашего «клана».  Кто куда поехал, кем работает, на ком женился, развелся, родил и пр. А когда он рассказывал о своих дочерях – Элине и Оксане, то в его голосе, интонации слышалось столько теплоты, любви, заботы и гордости, то и я   сама начинала чувствовать то же самое.
 Он заботился обо всех. Дядя Толя держал в своей голове столько всяких мелочей, дел, событий, из которых и состоит сама жизнь, что я порой поражалась его памяти. Это в его то почти восемьдесят лет!
Иногда меня доводили до слез его поступки- трогательностью и отеческой опекой. Ему нельзя было жаловаться в телефонных разговорах на любые перепитии   жизни.
 Он сразу же бежал на почту и отправлял денежные переводы со своей невеликой  пенсии… А если мы говорили о приятных вещах- окончании школы сыном, поступлении в университет на бюджет, отличной учебе, то дядя Толя радовался как ребенок, искренне и от души.
             Когда дядя Толя умер, то остались сиротами не только его дочери, но и его племянники. Оказалось, что мы практически друг друга не знаем. Мы- это пять двоюродных  сестер и один брат. Наше близкое общение остановилось на уровне детства. Мы не общались лет так тридцать пять… от слова НИКАК.
И это позор!
       От дяди Толи остался один очень дорогой  для меня подарок. Это чернильная ручка с позолоченным пером, на металлическом корпусе которой гравировка «Татьяне от дяди Анатолия в день защиты диплома. 17 июня 1985 года». Дата тоже знаменательная. Это день рождения моего отца, который умер в 1989 году. Одна ручка, а память о двух дорогих мне людях…и значимом дне, защита диплома.
              …Открывать защиту дипломов всего потока факультета – дело почетное.
И  я очень волновалась из-за того, что декан поручил его мне, как Ленинской стипендиатке, будущей аспирантке кафедры сопромата! Поэтому переживала жутко! Кстати, о волнениях. Все мои одногруппники надо мной посмеивались и удивлялись моей «трясучке» перед каждым экзаменом.
 Они считали, что причин для волнения у меня нет. Ведь с первой до последней сессии на всех экзаменах и зачетах я получала только пятерки.
Я все учила, сдавала с первого раза, а несколько раз закрывала сессию досрочно. Но волновалась я всегда так, что ладони мои становились мокрыми, а меня потряхивало, дрожали руки и ноги.   В общем, жуть!
Наступил день защиты диплома. Аудитория полна народу. Сидит комиссия из десяти преподавателей, в основном профессоры и кандидаты технических наук, среди зрителей – мои сокурсники, их родители и … дядя Толя.
          …Когда я училась на 1 курсе ОмИИТа, то каждый день писала письма домой и каждую неделю приезжала в гости к семье дяди Толи. На последнем курсе письма домой стали редкостью, а у дяди Толи я и забыла, когда была последний раз… Видимо, поубавилась тоска по семье, прибавилась самостоятельность и пришло взросление. Да и учеба в ВУЗе, общественные нагрузки стали занимать больше времени. Родственники не знали, что я Ленинский стипендиат, капитан команды института по многочисленным предметам на олимпиадах среди институтов города, участник команды КВН и художественной самодеятельности, боец стройотряда проводников и пр. 
И однажды, практически перед защитой диплома, ко мне в общежитие по поручению дяди Толи приехала его жена, тетя Галя, для серьезного разговора. Она меня спросила : «Ты ХОТЬ стипендию получаешь?»
Вот так давно я не была у них в гостях. Я кивнула головой и сообщила дату защиты...
          Итак , защита. Сорок минут я говорила о развитии жд транспорта в СССР.
 Без бумажки, с цифровыми выкладками. Тараторила как из автомата. Энергичная, симпатичная, умная!!  Прямо сама себе нравилась!
Потом еще минут двадцать я защищала свой диплом. Гордо ходила с указкой вдоль развешенных 13-ти чертежей на ватмане, выполненных разноцветной тушью! (Боже! Мне сейчас не верится, что это было со мной. Как я сама могла все это сделать – начертить, рассчитать, разработать, выучить и рассказать!? Неужели это была я -умная, целеустремленная, энергичная!?)
Блестяще ответила на пять вопросов от членов комиссии по моему диплому и вышла.
         В коридоре стоял дядя Толя. В руках он держал букет цветов и маленькую продолговатую коробочку. Мы обнялись и оба…заплакали. Взрослый мужчина не стеснялся своих слез. Это были слезы гордости отца за дочь, слезы радости за одержанную победу!
Он сказал: «Ты прости меня, Танюшка! Ты молодец! Я очень рад за тебя. Прими от нас всех подарок на память». И вручил мне ту самую чернильную ручку с позолоченным пером. Это был и есть до сих пор для меня очень дорогой подарок. Только за что он просил прощения? Это отдельная тема для размышления…Он был поражен. Он не знал, что я получаю красный диплом и был очень горд за меня!
        Кстати, поступила в ОмИИТ я по совету дяди Толи. В свое время он окончил факультет электрического транспорта этого института. И когда мы с папой приехали в Омск для моего поступления и учебы, веское слово дяди Толи сыграло свою роль.
 У него были железные доводы и практические советы- общежитие рядом, столовая в двух шагах, здание ВУЗа – одно из красивейших исторических памятников Омска, жд транспорт- стабильная отрасль, бесплатный проезд в поезде, а еще – интересная студенческая жизнь – КВН, стройотряды, отличная база отдыха, клубы по интересам и пр.
…Когда-то в одной из аудиторий института защитил свой диплом и дядя Толя.. Так мы стояли с ним в коридоре – я с цветами, ручкой, размазанной тушью на щеках, но абсолютно счастливая! А дядя Толя – со слезами на глазах!  Его образ в тот момент объединял в себя всю мою семью – маму, папу, сестру Ольгу, которые находились за несколько тысяч километров от меня…
Почему я плачу, когда пишу эти воспоминания о дяде Толе? Может, потому, что это время не вернуть? Молодость не вернуть? Дядю Толю, моих родителей и других родных?   Жаль, очень жаль…
Тяжело дается мне эта затея – написать обо всем этом..
 Дядя Толя – он в мелочах. В  моей кухне до сих пор на стене висят две магнитные стальные пластины. На них – кухонные ножи. Очень удобно, не падают и всегда на виду. Кухни меняются, а пластины – нет. Уже 31 год. Это подарок от дяди. Мелочь, а такая полезная. Знак внимания и заботы.  Это еще одна черта дяди Толи.
Вспоминаю, как я любила слушать рассказы дяди о себе, своей семье, моем отце и бабушке Оле. Это во времена моего студенчества, когда я была у него в гостях. Мы листали семейные альбомы с фотографиями. До своих 18-ти лет я ничего не знала о дяде Толе, кроме того, что он- младший брат отца.
 Какой он был хороший рассказчик! Кстати, это объединяло двух братьев, как и каллиграфический почерк и фамильная аккуратность во всем! Правильно поставленная речь, мягкий бархатный баритон и украинский говор. Даже с годами он никуда не ушел и так приятно ласкал слух в телефонную трубку… все же, кровь – не водица.
   Почему я в молодости не ценила эти минуты душевной близости и родственного единения, хоть с папой, хоть с дядей? Наверное, ценить мы начинаем с годами… ах, если бы молодость знала, ах, если бы старость могла.
Не стало дяди Толи, и я, его племянница, только тогда поняла, что вместе с ним ушло целое поколение нашего рода Мельник.  И теперь не у кого спросить все, чем раньше не интересовалась. О своем дедушке Михаиле , о бабушке Оле, о других родственниках и своих родителях…И стыдно, и обидно!
  Может, идея и желание Элины, старшей дочери дяди Толи, собрать материал о семье в некое подобие книги станет отправной точкой для наших детей в желании узнать о своих предках, корнях рода своего?  Найти причины, по которым мы можем гордиться нашей семьей. Найти общие черты характера, которые роднят нас!
 Жизнь раскидала нас по всем сторонам света, как  когда- то трех братьев Мельник -  Александра, Владимира и Анатолия. Так может быть у нас, их детей и внуков, хватит мудрости вновь объединиться в общении? Ведь сила рода – самая мощная.
Именно она дает человеку стремление жить и достигать вершин!

                Мельник( Михайлова) Татьяна Владимировна
                26 июля 2021 год
 


Рецензии