Рим. 4. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи
Название базилики Сан-Пьетро-ин-Винколи (Апостол Петр в цепях), связано вот с каким преданием.Евдокия, жена Феодосия II, правителя Остготской империи, отправилась вместе с паломниками в Иерусалим. Во время нелегкого путешествия женщина нашла цепи, в которые когда-то дважды был закован апостол Петр. Первый раз – за проповедь Иисуса Христа. в Иерусалиме, по приказу царя Ирода. Второй раз Петр был закован в Мамертинской тюрьме, легионерами императора Нерона. Цепи были отправлены в Константинополь, а несколько звеньев достались Евдокии, которая подарила Льву Великому. Стоило ему взять в руки эти звенья, как произошло чудо: они неожиданно непонятным образом, соединились с другими звеньями той же цепи. Здесь и хранятся эти звенья. Однако, известна эта церковь больше тем, что в ней находится скульптурная композиция Микеланджело и его учеников. Это двухъярусное пристенное надгробие папы Юлия II, центром которого является Моисей.
В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «сво-бодное время». Среди них была статуя «Моисея», над которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…
Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей.
Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. .Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.
Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?”
Глядя на Моисея, невольно задаешься вопросом, по поводу того, что у него на голове. А на голове у него есть не боль- шие рога, приводящие к непониманию того, откуда они у Моисея и зачем.
Все дело оказывается в том, что причиной этой ситуации стал перевод Священного писания. Там говорится о том, что от головы Моисея в момент, когда он нес скрижали, исходили Лучи.
А на языке иврит, на котором написано «Священное писание», оказывается, слова «лучи» и «рога» (учитывая, что в ивритском алфавите отсутствуют гласные буквы), пишутся одинаково. Вот и стали они изображать Моисея с рогами, считая их за символ мудрости.
А в основном все красиво и пристойно – Италия все -таки. Правда, на счет пристойно, это просто из-за того, что великими руками великих мастеров сделано.
Свидетельство о публикации №221092101345