Рим. 5. Пантеон или Храм всех Богов..

Следующим был Храм всех богов, или Пантеон. Пантеон в Риме – одна из самых впечатляющих своей вековой мощью достопримечательность. Несмотря на то, что остатки древних сооружений окружают в Риме постоянно,  Пантеон – несомненно, выделяющееся на их фоне здание. В переводе с греческого языка Пантеон означает «всем богам». Здесь проводились службы во имя римских богов, которые сопровождались жертвоприношениями.

В храме отсутствуют окна, что и придает ему та¬инственности. Он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», это символизирует не¬бесное всевидящее око.                Предполагается, что в древно¬сти луч солнца в течение дня поочередно освещал ус-тановленные в определенном порядке внутри в нишах статуи Венеры, Юпитера, Марса и других богов. Существуют и другие, более таинственные легенды о происхождении этого окна – якобы, изначально отвер¬стие в крыше совсем не планировалось, но при прове¬дении первого богослужения злые духи, находившиеся в нем, заметались и пробили себе этот путь наружу. Как бы то ни было, благодаря окну в крыше в Пантеоне можно наблюдать удивительные световые эффекты. А если вдруг в Риме идет снег (иногда и такое бывает), то кружащийся снег внутри здания – невероятное зрелище. На полу непосредственно под  отверстием сделан водоотвод для удаления воды, попавшей через отвер¬стие в куполе.               

Купол Пантеона еще интересен тем, что если представить план здания в разрезе, то купол – это точный по¬лукруг, опи¬рающийся непосредственно на стены. Внутренний диаметр купола 43,5м, высота здания 42,7м, высота стены – ровно в два раза меньше. Диаметр отверстия в крыше 9м.               

Пантеон был сооружен еще в 27-25 годах до н. э. полководцем Марком Агриппой на месте старого язы¬ческого храма. Вначале он представлял собой бассейн для бани, владельцем которой был сам Агриппа. В конце I века н.э. здание было разрушено пожаром и только после перестройки в начале II века при императоре Адриане,
Пантеон стал храмом всех   богов.               

Строительством руководил Аполлодор Дамасский. Сооружение представляло собой купольную ротонду с прямо-угольным портиком и фронтоном, которые поддерживают 14 метровые колонны. Именно таким он и остался в наши дни. Христианской церковью языческий храм стал в VII веке. Византийским императором Фока Пантеон был подарен папе Бонифацию IV. Указом Папы римского в 609 году храм превратился в церковь Богоматери Мучеников.               

Именно этот факт предостерег Пантеон от разрушений, которым подверглись многие античные сооружения.                В

XIV-XVI веках здание использовали в качестве оборонительного сооружения. Прежний облик храму был возвращен в эпоху Ренессанса после реставрации, которой руководил сам Рафаэль. По его желанию он  здесь и был похоронен в 1520 году. После этого здесь же  были погребены художники Каррачи и Дзуккари, а также члены королевской династии.               

В XX веке были удостоены этой чести короли Умберто I и Виктор Эммануил II.                Во все времена Пантеоном восхищались и вдохновлялись архитекторы. Более 200 лет его купол считался самым огромным в мире. Он сложен из каменных плиток с прямоугольными углублениями для облегчения конструкции.

Вход в храм состоит из портика с монолитными колонами, сделанными из египетского гранита и греческого мрамора. Потолок портика был украшен бронзой. В начале XVII века бронзу из чего был сделан потолок, переплавили для укрепления замка св. Ангела, а часть использовали для храма св. Петра. гробницу в церкви делла Ротонда, где в древности был пантеон Агриппы.

По его же последнему желанию  над гробом устроена была небольшая ниша со сводом и в ней алтарь. Ученику своему, Лоренцетти, завещал художник изваять и поставить близ алтаря статую Мадонны. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля Санти. Эта прекрасная статуя, хотя и не представляет ничего необыкновенного в смысле исполнения, окружена была, однако, обаянием имени покоящегося близ нее Рафаэля в такой степени, что народ считал ее чудотворной.               

После того как кости Рафаэля триста лет покоились в могиле, среди антикваров Рима возникло сомнение о его гробнице. Академия в Лукке получила каким-то образом череп, якобы принадлежавший Рафаэлю.

После многих споров и волнений решено было открыть его гробницу. Не сразу ее отыскали, так как она оказалась не под самым алтарем, как думали, а в стороне. Описание этого события находится в письме к приятелю Овербека, одного из ближайших по духу к Рафаэлю новых художников, случайно бывшего в то время в Риме.
               
«С каким волнением, –  пишет он, – заглянул я в гробницу Рафаэля, когда она открылась наконец перед нашими глазами». Тело Рафаэля оказалось в полной целости и после осмотра,. удостоверенного властями, врачами и нотариусами, было снова торжественно погребено».
               
 Пантеон в Риме – одна из самых впечатляющих своей вековой мощью
Тогда к Пантеону пристроили башни, которые убрали в XIX веке.               

Еще при жизни своей Рафаэль избрал для себя место погребения.


Рецензии