Встречи с медведями, кабанами и волком
Вспомнил случай, как Чара выгнала на меня медведя. Мы с ней поднимались на перевал Кайрак (3100м.) пробиваясь через заросший густой арчей сай. Во время перекура я присел с двустволкой, заряженной мелкой дробью (5-6 номер), на краю крутого спуска. Когда внизу раздался приближающийся лай Чары, я приготовилчастося к стрельбе по кекликам. Неожиданно прямо на меня выскочил медведь средних размеров. Я даже уловил его горячее дыханье. Мишка в метре проскочил мимо меня и быстро скрылся в густой арче.
Как - то мы (я, моя Таня,Андрей.Владик Пак)расположились около пионер - лагеря Кызил - Алма. Мы составляли разрез по одноименному перевалу и каждый день усерднот колотили фауну.Ближе к вершине мы встретились с группой всадников, которые ехали верхом на ишаках. Среди них я узнал двух учителей из селения Кампыртепа. Оставив ишаков в удобном месте, наезники стали подниматься к перевальной части. К вечеру мы закончили работы у перевала Кызыл Алма и увидели наших знакомых, которые подавали нам какие то знаки. Оказалось, что они оставили нам на камне две ляжки дикого винторогого козла-архара, вес которого превышает100кг. Это был подарок- взятка за молчание. Мы радостные спустились в свой лагерь.
В лагере оставалась одна Татьяна.В туалет мужчины по договоренности ходили направо,а женщины налево.Пока мы умывались,Таня пошла налево и через полчаса прибежала взволнованная и рассказывает:»Присела я на бугорке и смотрю в десяти метрах от меня сидит большая собака и пристально смотрит на меня.Я знала, что у местных собак уши и хвост всегда обрезаны, чтобы не мешали во время драк. У этой -уши стояли прямо и взгляд был, какой то зловещий. Я сообразила - передо мной волк. Не надевая штаны, я ползком скатилась вниз в лагерь». Мы подняли Татьяну на смех. Рядом пионеры! Какие здесь могут быть волки?! Но когда к нам подъехал на лошади лесник и подтвердил наличие по соседству волчьего логово, и что там есть маленькие детки-волчата, мы осознали, какой опасности подвергалась наша Татьяна.
Разрез Сарычелек находился на территории заповедника в Киргизии, недалеко от одноименного озера. Когда мы впервые подъехали к заповеднику с соответствующими письмами, то директор отсутствовал, а молодой заместитель наружив режим, пропустил нашу машину на заповеданную территорию,поверив нашим обещаниям поделиться с Заповедникам результатами наших работ и передать в музей геологический разрез и образцы уникальной пресноводной фауны из Юрского озера, которое существовало 120 млн.лет тому назад на месте, где сейчас раположен заповедник.. Когда появился строгий директор, то выдворить нас с территории было уже поздно. Мы стали лагерем в орехово-яблочново-алчевом лесу. Вокруг нас безбоязно бродили полудикие кабаны, зубры. Утром по дороге в туалет и обратно, мы собирали по100-200 штук грецких орехов, которые мы естественно в свободное время потихоньку собирали, нарушая режим заповедника, наш-повар-техник-геолог Нина Филипповна, покупала ежедневно грецкие орехи у местных ребятишек. В Юрском разрезе Сарычелека мы собирали особую, эндемичную пресноводную фауну, аналогов которой не было известно в мировой литературе. Озера Сарычелек, Байкал, в Юрское время существовали изолированно, не имея себе подобных аналогов. Как - то я, Миша и рабочий спускались бегом вниз по очень крутому склону, который зарос высокой, густой травой. Я бежал первым, опередив метров на15 моих коллег. Неожиданно внизу, перед собой в 10 метрах я увидел двух медведей, но сразу не мог остановиться. Медведица стала уходить в сторону, а медведь, встав на задние лапы, ждал моего приближения. В 2 метрах от него я затормозил, медведь зарычал, шерсть его вздыбилась и он стал уходить, а я заорал и, ударив случайно молотком себе по голове, как пуля полетел вверх по склону, увидев Мишу и рабочего висевших на ближащих кустах. Что кабаны ?, успел спросить Михаил. После этой встречи у меня часа два тряслись ноги, а на затылке вздулась огромная шишка.
В другой раз мы (7-8 человек - кандидаты геологических наук А.Т.Буракова и И.Ю.Неуструева, М.Микулин, я и др.) возвращались после работы в лагерь Сарычелек, по сухой и узкой речной долине, высота бортов которой достигала 5-10 метров. Шел мелкий дождь и где то, выше, в горах гремел гром. Неожиданно мы услышали гудящий шум и, едва успев подняться метров на десять выше склона на борт долины, увидели и услышали внизу ревущий поток воды, камней, грязи выстой в несколько метров. Такой опасный сель я увидел впервые и понял, что, опоздав на несколько минут, мы все могли погибнуть в этом бурном потоке.
Раз в неделю наш шофер выезжал за пределы заповедника, за хлебом и всегда распивал с охранницей бутылку портвейна, войдя в её доверие. За это время мы вывезли за пределы все накопленные орехи - около10 мешков.
Перед отъездом мы с Мишей решили «набрать» для дома яблок (Симеренко), в соседнем с нашим лагерем саду. Один срывал с дерева яблоки, другой складывал добычу в рюкзак. Набрав один рюкзак, мы начали наполнять второй и, обнаружили около первого стадо диких кабанов, которые нахально пожирали наши ворованные яблоки. Громко кричать на кабанов мы не могли, т.к. боялись привлечь внимание лесников и только вдвоем, нам удалось отбить наши яблоки. Такого безобразия мы не смогли стерпеть. Вооружившись мелкокалиберной винтовкой и присоединив к стволу и к курку провода от фанарика, чтобы перед выстрелом осветить жертву, мы – точнее Миша, подстрелил молодого кабанчика на 60 кг. Завизжав, кабан скрылся в темноте. Я сидел рядом с ножом. Подняв весь лагерь, мы все же к утру нашли подранка. В противном случае лесники, по кружившимся орлам, обнаружили бы подстреленного кабана. В день отъезда мы сдали директору разрез с собранной фауной, а он извинившись, попросил разгрузить машину, т.к. по сведениям мы вывозим до 500кг орехов. Ничего у нас, не обнаружив, мы благополучно привезли «стратегические» для Киргизии грецкие орехи, своим родным. Я лично привез домой 56 кг. (флягу) меда по 80 коп. за кг. и ящик зимних и очень вкусных грушь
С Мухаммади я познакомился ,когда вместе с Владиком Паком на 2 ишаках поднялись на водораздел ,к разрезу Туда.Измученные ишаки легли на водоразделе и нам, пришлось их развьючивать. Перед нами простиралось огромное клеверное поле, около которого на возвышении выделялся маленький одно комнотный домик-времянка,а вокруг поля посадки молодых фруктовых деревьев..К нам подошел пастух и сразу предложил «Чучка керак?»-Кабан нужен?В 100м. лежал убитый кабан кг. на 100.Пришлось Владику спускаться вниз к нашим геологам за машиной, а мне заночевать у нового знакомого- которого звали Мухаммади. Он охранял клевер, молодые посадки яблонь и пас здесь же своих баран.,а сам с семьей жил внизу в селении Туда. Мы подружились. Я у него нанимал ишаков, чтобы работать в соседних местах. Мухаммади указал мне тропу,по которой кабаны на рассвете поднимаются вверх, после ночных набегов на клеверное поле. Нужно было перед рассветом сесть на 5-10метров выше этой тропы и не промахнуться, выбрав из цепочки нужный объект.
Об убитом кабане сообщали условной ракетой и тогда, снизу пригоняли ишака для транспортировки мяса в лагерь.
Для проверки наличия папоротника Кониоптериса, мы 6подняли ( в горы Кугитанг на ишаках ), ученицу Т.А.Сикстель - Л.И. Савицкую в Кампыртепа. По дороге я случайно вышел на лежку дикого кабана, кг. на 150 и, вскинув мелкокалиберную винтовку (их в 60 годы за 25 руб. продовали в продуктовых магазинах Сурхандарьинской области)-, в упор уложил своего первого кабана, случайно попав ему в сердце, не успев подумать об опасности и испугаться..Кабаны и кеклики часто попадали нам на зубок,когда бвло плохо с продуктами в1965-2000годы.
.
Свидетельство о публикации №221092101509