Юрооссевская сага. Глава 15. Куркинско-Машкинское

Глава пятнадцатая
Куркинско - Машкинское шоссе

"В два конца идёт дорога, но себе не лги,
Нам в обратный путь нельзя.
Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги,
Значит, есть наверно и друзья."


Куркинская и Машкинская торговые дороги, охватившие деревню Юрово с южной и северной стороны в восемнадцатом веке соединяли Петербургский тракт с Волоколамским трактом и далее со знаменитой Смоленской дорогой, ведущей на мутный Запад. В начале двадцатого века повзрослевшая московская буржуазия стала осваивать ближнее Подмосковье и строить загородные дома.

По одну сторону Куркинского шоссе расположено село Куркино, по другую сторону Захарьинская больница и Радиоцентр.

Радиоцентр (радио поле) появился в 1936 году для обслуживания быстро развивающейся полярной авиации. Сотрудников (радистов, операторов) в Радиоцентре в то время работало немного. С началом войны Радиоцентр начал быстро расти, увеличилась его мощность, появились дополнительные антенны, на территории радио поля построили домики для радистов, радиомехаников, охраны, офицеров.
Радиоцентр обеспечил в годы Великой отечественной войны более 1500 полетов советских самолетов в тыл врага, а также на партизанские аэродромы. После войны на радио поле появились две антенные мачты высотой 110 метров, радиокомплекс начали использовать для работы радиостанций, вещающих на дальние расстояния. Передающая аппаратура была настолько мощной, что в темное время суток можно было видеть, как по антеннам пробегали маленькие искры.Высота самой высокой вышки - 110-125 метров.

На Куркинско-Машкинском шоссе в советское время снималось множество кино эпизодов. В том числе из кинофильмов: "Машина 22-12"; "Щедрое лето"; «К Черному морю; "Дело N 306"; "Дело "пёстрых", "Ночной патруль", "У опасной черты"; "Смерть на взлете"; "Круг обреченных"; "Осторожно бабушка!" и десятки других.
Выбор натурных съемок не случаен. Эти подмосковные места удивительно живописны. Их называют Подмосковной Швейцарией за гористую местность поросшую лиственными и хвойными лесами и извилистой рекой Сходня.

Хорошо известно, что Василий Сталин был спортивным поклонником и меценатом не только футболистов, хоккеистов, конников, но и велосипедистов. Он создал команду велогонщиков ВВС, которая позднее стала костяком команды ЦСКА. Будущие олимпийские чемпионы и чемпионы СССР Виктор Вершинин, Родислав Чижиков, Виктор Капитонов, Евгений Клевцов, Евгений Немытов - это воспитанники команды ЦСКА.
Василий Сталин выбрал Куркинско-Машкинское шоссе для проведения тренировок и соревнований по велоспорту, поскольку именно на Куркинском шоссе располагался его Наблюдательный командный пункт по руководству демонстрационными полётами над Красной площадью и Тушинском аэродромом во время празднования государственных праздников. На этот пункт он приезжал на черной лакированной правительственной машине ГАЗ-М-12 "ЗИМ", его сразу обступали местные Куркинские мальчишки, которых он щедро угощал папиросами «Казбек».

"Двухметровый кирпичный забор вокруг Наблюдательного командного пункта в Куркино, вошёл в особое дело командующего ВВС Московского округа Василия Сталина. Чем же не устраивал забор следователей с Лубянки? Да, пожалуй, одним, - забор не тянул на расстрельную статью, чтобы сразу прихлопнуть сына Сталина, свидетеля тёмных дел рвущихся к власти кремлёвских вершителей судеб.
Пресловутый забор к "особому делу" приписали для общего счёта. Для общего счёта командующему ВВС округа приписали и строительство спортивного комплекса - водного бассейна для тренировок олимпийцев, манежа для конников, мотовелобазы, охотничьего хозяйства.

Обвиняя Василия Сталина - члены Военной коллегии Верховного суда записали в приговоре, что он занялся строительством "в целях популяризации своего имени и создания мнимого авторитета".
Специалисты с Лубянки рассуждали: "Им были созданы команды: конноспортивная, хоккейная, мотоциклетная, конькобежная, велосипедная, баскетбольная, гимнастики, плаванья, водного поло и другие", - как уголовное деяние перечисляли они все, за что так искренне и бескорыстно болел Василий Сталин, и подсчитывали, сколько денег ушло на премии выдающимся спортсменам, какие звездочки присваивал им командующий авиацией округа.
Для общего сальдо в приговоре по особо уголовному делу В. Сталина к тому забору в Куркино были причислены и закупленные за рубежом гоночные мотоциклы и велосипеды."

Старт и финиш велогонок выбран не случайно, он находился в непосредственной близости от контрольно-пропускного пункта на "Дачу Василия Сталина" так называли в народе Наблюдательный командный пункт.

До возведения внушительного Наблюдательного пункта направление демонстрационных полётов непосредственно на Красную площадь указывалось с помощью разноцветных дымовых факелов, которые зажигали солдаты на Юровском косогоре. Яркий дым позволял пилотам ориентироваться, в какой географической точке они находятся, направление ветра и корректировать свой полет. В этом месте формировались сложные фигуры из летящих на очень близком расстоянии самолётов. Например: СТАЛИН ; ЛЕНИН.

С конца сороковых годов с лёгкой руки Василия Сталина на Куркинско-Машкинском шоссе начали проводить велогонки на первенство Москвы, а позднее соревнования всесоюзного и международного класса.
Велогонки в рамках Спартакиад народов СССР проводились, начиная с 1956 года. Для этого создали спортивную кольцевую велотрассу протяженностью 13,5 километра. На велокольце проводились, как мужские так и женские индивидуальные и командные гонки. Проходило множество международных велосоревнований.
Крупная международная велогонка была проведена в спортивных рамках Московского Всемирного Фестиваля молодежи и студентов летом 1957 года.

Лёнькина мать нарвала большой букет садовых цветов и заявила, что подарит букет самому последнему гонщику, который пересечёт финишную линию. Этот оригинальный момент вручения цветов аутсайдеру снял фотокорреспондент многотиражной популярной газеты "Советская Россия" и на следующий день поместил большое фото на четвертой странице газеты. Это оказался красивый, но слабый в коленках гонщик из Алжира. Лёнькина семья и вся деревня были в восторге от свалившейся популярности на мать Лёньки.

В пятидесятые годы кумиром Юровских мальчишек был неоднократный чемпион СССР Виктор Капитонов. В лицо ребята знали практически всех членов сборной Союза. Для членов сборной велосипеды покупались в лучшей итальянской спортивной фирме "La Perla". Пацанам разрешали потрогать и пощупать это изящное чудо зарубежной велосипедной техники.
Ребята подшучивали: "На таких "великах" любой из нас стал бы чемпионом".
Конечно, всё далеко не так просто. Ребята наблюдали за тренировками гонщиков до седьмого пота по много часов в день. Колоссальные физические нагрузки ложились на плечи велосипедистов, причём на уникальной по сложности велотрассе.
Не случайно лыжный и велосипедный спорт самые труднейшие в физическом отношении. (Лошадиные виды спорта)

Финиш и старт велогонки устраивался в конце затяжного пятисотметрового подъёма на Куркинском шоссе, начинавшегося от моста через реку Сходня. Затем трасса проходила через село Куркино, вдоль забора Дома отдыха ЦК "Нагорное", далее по Нагорновскому шоссе мимо Военного городка ПВО до Ленинградского шоссе.
Впоследствии от Нагорновского шоссе до Машкинского шоссе была проложена параллельно Ленинградскому шоссе специальная велодорожка, чтобы не мешать транспорту на Лениградском шоссе. (В конце 40-х годов гонщики проезжали этот 3-х километровый участок по Ленинградскому шоссе, создавая неудобства автотранспорту на Ленинградке и себе, в том числе.)

Участок дороги от Куркино до Машкино проходил по равной, как блин местности и гонщики крутили педали с одной скоростью плотной группой. Начиная от Машкинского шоссе рельеф местности резко меняется. Начинаются пологие длительные спуски с поворотами до девяноста градусов. На таких участках для победы сказывалось индивидуальное мастерство каждого участника соревнования или команды. Именно в этих местах одни спортсмены, уверенные в своих силах, уходили в отрыв от основной группы, другие искусственно создавали помехи гонщикам-соперникам из других команд, чтобы не могли догнать своих товарищей, ушедших в отрыв. У опытных велогонщиков существовало множество тактических уловок на грани фола, чтобы победить соперников. Такие запрещённые схемы часто приводили к групповым падениям.

Средняя скорость движения велосипеда при обычных обстоятельствах и с велосипедистом без особой физической подготовки составляет около 20 км/ч. Натренированный человек на ровной трассе может развить скорость до 35 км/ч. Спортсмены, имеющие хорошую физическую подготовку и большой опыт гонок, на шоссейных велосипедах могут двигаться со скоростью свыше 50 км/час.

Самая высокая скорость зафиксирована в 1995 году у голландского велосипедиста Фреда Ромпельберга и составляла 268 километров в час. Такое стало возможным лишь на специальном гоночном велосипеде, на котором в обычных условиях передвигаться принципиально невозможно. К тому же движение происходило за уникальным спортивным автомобилем в "аэромешке" для меньшего сопротивления воздуха следующему за ним велосипеду.

Асфальтовое дорожное покрытие вело трассы содержалось в идеальном состоянии. Ремонт производился ежегодно перед началом спортивного сезона. И это понятно пьяному ёжику, что при скоростях свыше пятидесяти километров любая небольшая трещина или мелкая выбоина на дороге могли привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.
Велотрасса была настолько сложной, что каждую отдельную группу велосипедистов сопровождала машина скорой помощи с бригадой медиков. Без групповых завалов с тяжелыми травмами на крутых с виражами спусках не обходилась ни одна велогонка.

В местах съезда с вело трассы на второстепенные грунтовые дороги обязательно устанавливались посты ГАИ, чтобы случайные автомашины не могли выехать против движения велогонщиков.
Вдоль шоссе на Куркинском косогоре на всём пятисотметровом финишном участке удобно рассаживались на травке жители Куркино, Юрово, Новогорска и приезжие болельщики из Москвы. Собирались зрители стар и млад на косогоре на единственное и любимое местное развлечение и зрелище.
На противоположной стороне шоссе располагались в характерных полосатых халатах многочисленные ходячие клиенты туберкулезного санатория. Местные жители их называли "кохами" по имени открывшего туберкулезные палочки немецкого врача Роберта Коха. Большинство клиентов туберкулезного санатория бывшие заключенные, головорезы из лагерей, где они получили свою напасть, а на воле долечивали и зализывали раны. Администрация больницы запрещала выходить за пределы санатория больным рецидивистам, только кто их слушал?!

Соревнования в летний период проводились каждый выходной день. С автомашин буфетчицы продавали мороженое, бутерброды с сыром, лимонад, конфеты, печенье, вафли. В начале шестидесятых годов соревнования из - за многочисленных тяжелых травм перенесли сначала на Минское шоссе, а потом в спортивный комплекс "Крылатское". Спортсмены продолжали тренировки ещё долгие годы на этом уникальном по сложности велокольце.

Зимой мимо деревни Юрово по пойме реки Сходня прокладывалось ещё одно спортивное кольцо. Это была лыжная трасса, для проведения соревнований от первенства Москвы вплоть до всесоюзного первенства, как мужчин так и женщин. Старт и финиш находились на «Планерной». Это километра три от деревни Юрово. Наблюдали за ходом соревнования ребята с горы "Подкрест". Соревнования проводились все зимние месяца, пока лежит снег. Трассы помечали бумажными цветными флажками на некотором расстоянии друг от друга, а в местах поворотов лыжной трассы ставили большой флаг.

Трассы различались по расстоянию от одного до двадцати километров, поэтому имели разный цвет флажков, чтобы не путались лыжники. В некоторых местах на поворотах выставляли волонтёров, чтобы те подсказывали правильный маршрут. В конце соревнований технические работники собирали флажки, но ребятня успевала делать это гораздо раньше. У каждого, уважающего себя Юровского мальчишки дома была целая коллекция разноцветных флажков. Плотная цветная бумага использовалась для изготовления новогодних игрушек и гирлянд. Простая деревенская привычка работала безукоризненно - в нору, в нору.

Дважды окольцованная спортивными маршрутами деревня Юрово оказалась обречена на то, чтобы её пацаны занимались с раннего детства лыжным и велосипедным спортом.
Лыжи после войны у ребят самодельные. Когда Лёньке было пять лет отец соорудил лыжи, распилив широкую охотничью лыжу вдоль, приколотив петли из ремня для крепления валенок, и он скоро научился бегать на лыжах на огородах за домом, накатав там свою собственную лыжню.
Деревенские ребята катались на лыжах, сделанных из выгнутых досок от кадушек. Лыжи получались длиной от метра до полутора метров в зависимости от высоты бочки. На таких лыжах по равнине ездить невозможно, но зато с Юровских гор можно спускаться виражами, как в слаломе.

В 1955 году отменили обязательность приобретения в милиции велосипедных номеров, до этого разрешалось пользоваться велосипедом гражданам достигшим 14 лет и старше. После отмены обязательных номеров ребята любого возраста спокойно стали ездить на велосипедах по всей Куркинской трассе не боясь, что дорожная милиция оштрафует за нарушение дорожного правила.


В настоящее время на «Планерной» успешно функционирует Олимпийский учебно-спортивный центр. Зимой там проходят по лыжным трассам специально обустроенным, по высшим европейским стандартам лыжные соревнования, а летом велосипедные кроссы. Жизнь продолжается.

Продолжение следует.


Рецензии