Интегрированный социальный интеллект

Термин социальный интеллект ввёл в научный оборот психолог Э.Торндайк сто лет назад, в 1920 году. В общем, это способность успешно общаться с разными людьми. Понятно, что такой способностью обладало и обладает большинство. Многие тысячи лет.

Целый век в научном  ключе ведутся довольно развёрнутые исследования социального интеллекта. Притом что в практическом плане его развитие, целенаправленное, косвенное, попутное и спонтанное,  естественным образом оказалось востребованным и обеспечивалось и обеспечивается  социальными практиками, самыми разными специалистами и не специалистами. Родителями, педагогами, психологами, консультантами, тренерами, коучами, управленцами  и т.д. Возникло множество подходов к формированию, развитию и усилению способности успешно коммуницировать и взаимодействовать в социуме. Практически  бесконечное число нацеленных на это способов, приёмов, методик. Связанных с отдельными аспектами социального интеллекта.  Эмоциональный интеллект, способность взаимодействовать с деловыми целями, в коллективах, с самим собой. Усиление социального интеллекта стало обеспечено множеством отдельных инструментов, создаваемых тысячами и используемых миллионами людей.

Вместе с тем возникло желание осуществить нечто вроде сборки, свести по мере возможности это разнообразие к обобщённому  средству, обеспечивающему повышение качества межличностного и межгруппового общения. Используя принцип необходимого и достаточного.

Начиная с 1996 года, занимаясь индивидуальным и групповым бизнес-консультированием и работой с разнородными командами и сообществами, сначала регулярно, затем время от времени я практиковал следующее. Предлагал клиентам сформулировать наиболее важные с их точки зрения дискуссионные вопросы и проблемные ситуации, связанные с общением и взаимодействием. И предлагал постараться при этом найти соответствующие ответы и решения, представляющиеся наиболее убедительными и действенными. После чего такая матрица «вопросов, ситуаций - ответов, решений» выносилась в другую, следующую аудиторию или передавалась другому человеку. Перед ними ставились практически те же задачи (вопросы: что непонятно, что вызывает возражения, на какие вопросы полученная матрица не позволяет ответить), которые они разрешали, используя полученную заготовку и относясь к ней критически, корректируя и дополняя. В этой работе в общей сложности участвовало несколько тысяч человек, сделавших более десяти тысяч замечаний и предложений, которые учитывались при условии их жизнеспособности, проверяемой участниками этого процесса.

В результате стал появляться  проверенный временем и практикой набор решений и рекомендаций. Довольно, но не слишком, большой. В силу того, что ряд решений оказались пригодными для объединения, а ряд - взаимодополняющими. Более того, при оценке этого набора в целом оказалось, что он вполне органично делится на три блока, в совокупности представляющие собой собственно то, что  я назвал  «интегрированным социальным интеллектом»:

- первый, связанный с базовыми дискуссионными темами, с картинами мира, в чем-то онтологический по сути (названный «Коммуникационным мастер-ключем», см. статью с этим названием);

- второй, содержащий довольно широкий набор рекомендаций по управлению эмоциями, чувствами, принятию решений, способам разрешения типичных, базовых ситуаций взаимодействия;

- третий, посвящённый методам группового и межгруппового взаимодействия, развития команд и проектов.

Таким образом оформился весьма компактный инструмент, пригодный для обучения его использованию. Простой, несложный в усвоении. И полезный для самых разных аудиторий. Начиная со школьников и заканчивая докторами наук с несколькими высшими образованиями. Удобно оформленный результат объёмной экспериментальной работы оказался интересен многим.

При использовании этого учебного продукта выяснилось, что каждый из перечисленных трёх блоков требует принципиально различающихся методов усвоения.
 
Для того, чтобы усвоить первый, «коммуникационный мастер-ключ», необходимо стараться опровергать предлагаемые в нем ответы и решения, искать в них ошибки.

Усвоение второго предполагает апробацию обучающимся предлагаемых рекомендаций с выбором тех, которые оказываются для него наиболее органичными и приемлемыми.  Отобранные таким образом приёмы применяются по мере необходимости для решения актуальных жизненных задач.

Третий блок включает в себя определённый комплект хорошо показавших себя на практике методических систем по развитию команд и проектов, которыми следует пользоваться именно как инструкциями,  последовательно, целиком каждой: любой элемент в такой системе обусловлен предыдущим и последующим элементами.

Объединение всех трёх блоков осуществляется при разрешении конкретных жизненных ситуаций.



 


Рецензии