Новое представление о ритме
Ритм, ритмика … Что же это такое? И не должны ли потеряться эти значения в свете новейших теоретических изысканий?
В поэтическом искусстве, протекающем в определенном времени и пространстве, ритм никогда не уступит и не сдаст своих позиций.
Потому, что он сам по себе чист и совершенен.
Ритм – это один из способов организации поэтического языка.
Специфика ритма заключается в том, что он встречается только в поэтике, и ни в малой степени он не принадлежит прозе.
В поэзии – это элемент, наряду с интонационностью, отвечающий за гармонизацию стиха.
Ритмичные построения усиливают состояние гармоничности и соразмерности, продиктованных правилами гармонии.
Сила и особенность ритма – в его чрезмерной организованности, целенаправленности – придерживаться только того порядка,
который заложен в него изначально и продиктован его природой.
Вот только открытие настоящего стихотворного ритма – это наиважнейшее теоретическое открытие, которое все переворачивает с головы и на ноги. Тут ему, то есть упомянутому ритму, и положено находиться.
Итак, что же всё это значит?
Ритм – это принудительное, вынужденное повторение однотипных элементов, тел и величин. Ритм существует только там, где есть пульсация от пары слов и далее к созданию целостного построения, либо его части, только эпизода.
Ритм – это та линейная пульсация величин, которая организована и протекает во времени.
Как всё это выглядит на практике, в реальном стихотворении?
Вначале происходит топтание на месте одного слова, за ним топтание второго слова, которое равно ему по количеству слогов, затем очередного, и снова равного по слогам.
Как видите, единицей измерения выступает именно такая величина, как слог. Это же минимальная величина русской речи, универсальная единица измерения.
Слоги – это как раз те клетки, из которых произрастает вся остальная материя стиха.
И вот эта материя организуется, материализуется таким образом, что в ней проступают все признаки ритма.
Ритм оформен тогда, когда проявляет свою истинную природу, свою сущность – то есть поступь.
Взгляните сами:
О ЛИВНЕ
Ливень
Ливень
Ливень
Ливень
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Ливмя
Ливнем
Ливнем
Ливнем
Ливнем
Льется
Льется
Льется
Льется
(Леек
Леек
Леек –
Ловкость
Ловкость
Ловкость!
Ливень
Ливень
Ливень!
Леек
Леек
Леек –
Пылкость
Пылкость
Пылкость!)
Впору
Впору
Впору –
Литься
Литься
Литься,
Липким
Липким
Липким
Ситцем
Ситцем
Ситцем
Вволю
Вволю
Вволю –
Ливня
Ливня
Ливня
Доли
Доли
Доли –
Нивы
Нивы
Нивы
Ловят!
Ловят!
Ловят!
В поле
В поле
В поле!
Так как каждое повторение следует 3 раза, такой ритм именуется иногда – триольным, иногда – третичным.
В его основе – цифра 3.
Ритм – это всегда контур и только контур, самый точный и самый чёткий. В стихе – ритм – маркирует стихотворные доли.
Качество ритма обусловлено его систематичностью, категоричностью, непреклонно – строгой природой. Проявляются математически – цифровые предписания счёта.
Поэтому даже в осколке ритма, в небольшом мотивчике и фрагменте мы может увидеть и оценить его характерные, природные склонности и его натуру. Природу его дарования – позволю себе эту несколько вычурную, однако же, справедливую мысль …
В кусочке определённого ритма, в осколке – постигнуть целое, всю вселенную ритма, словно в капле
воды – всё её величие, и вывести из этого свои умозаключения.
Например, оцените этот образц стихового ритма из односложных слов:
Глюк
Глюк
Глюк
и
и
и
Гайдн
Гайдн
Гайдн –
два
два
два
дна
дна
дна:
ведь
ведь
ведь
Глюк
Глюк
Глюк –
люк
люк
люк
в глубь
в глубь
в глубь,
а
а
а
Гайдн
Гайдн
Гайдн –
дну
дну
дну
дань
дань
дань –
глянь
глянь
глянь:
знай
знай
знай ...
Как видим, индикаторами стихотворных частиц – выразителей ритма, его единицами, являются доли – это те слоги, которые участвуют в создании ритма. При этом безразлично, сколько букв и звуков включают в себя эти доли. Одна доля – одно ударение. Одно ударение – один слог. Ритмическая последовательность использует ударение в слове, как организующий фактор. То есть все ударения в сочетаниях слов – должны соблюдать определенную, размеренную, равномерную позицию. Выдерживать ее от слова к слову, от группы слов к новой группе. От этой смены – к грядущей.
Надеюсь, понятно всё? Каждое слово вначале топчется на месте, затем сменяется иным словом, теперь топчется оно, затем топтанием слова нового, и так до самого конца. При этом слова перерифмовываются между собою, полностью или избирательно, обепечивая устойчивость и гармоничность конструкции.
Это наиболее частая ритмическая закономерность, из которой каждый может извлечь какие – то свои вариации.
А вот ритмика имеет в теории стиховедения иное значение. Это повторяемость каких либо изолированных частей и эпизодов, причастных к созиданию формы, композиции сочинения. В старой теории, например, она выражалась в повторяемости, которую несли собой строфы.
Стихотворение, написанное по правилам ритма, называется ритмичным или ритмическим. Иногда таким становится только эпизод, участок текста.
Гроза
Гроза
Гроза
Гроза –
Грозит
Грозит
Грозит
Грозит:
Грозы
Грозы
Грозы
Грозы
Гамбит
Гамбит
Гамбит
Гамбит –
Грозит
Грозит
Грозит
Грозит:
Избить
Избить
Избить
Избить
Сады
Сады
Сады
Сады!
Сюда
Сюда
Сюда
Сюда
Спешит
Спешит
Спешит
Спешит
Излить
Излить
Излить
Излить
Грызни
Грызни
Грызни
Грызни
Гастрит
Гастрит
Гастрит
Гастрит –
Гремит
Гремит
Гремит
Гремит!
Это пример четвертного ритма, мы имеем по 4 повторения. Триольный и четвертной – это две главные разновидности стихотворного ритма.
Четвертной ритм более драматичный, триольный – более подвижный и легкий.
Стихотворный ритм – замечательное средство для демонстрации динамики, стремительности, бега, течения, для напряжения и азарта. Также для томления и всяких навязчивых состояний …
… Иногда впереди этих ритмических последовательностей ставится одинокое слово.
Начальное. Оно взрывается, как салют, и вот уже вибрирует и катится целая лавина ритма.
Любовь –
Это
Это
Это
Пламя
Пламя
Пламя
Страсти
Страсти
Страсти
Пряной
Пряной
Пряной:
Это
Это
Это
Знамя
Знамя
Знамя
Власти
Власти
Власти
Рьяной
Рьяной
Рьяной!
Ставайте на зарядку, с притоптыванием и прихлопыванием, и получайте удовольствие от этого. Вы обнаружите, сколько энергии в этих движениях. В этом бодрящем, заряжающем ритме. И вы поймете, что же чувствуют ваши марширующие слова.
Ритм механичен. Ритм – схематичен, и в то же время – он заряжен силой.
Часы не просто тикают. Они отмеряют время. Они несут информацию.
(А вот тем литераторам, которым ритм может показаться чем – то монотонным и нудным, придется еще убедиться – какой пробивной энергетикой он обладает. И как убедительно оттеняет человеческие переживания и динамику чувства. Выраженный, конечно, к месту.)
Остается отметить последнее: отношение к ритму в прежней, старой теории литературы. Там ритм являлся спекуляцией со стороны стиховедов. При этом ритм уподоблялся метру. Однако последовательность ударений, ударных и безударных слогов и стоп – это свойство метра, а не ритма. Ведь ритмические узоры всех этих схем входят в противоречие с живой практикой стихотворства, обнаруживая собственную несостоятельность. Взгляд человека – будь то специалист или любитель, нацелен прежде всего на контуры и положение слов, их телесных оболочек. Именно подбор одинаковых по длительности слов и создает в стихотворении ритм. Это элементарно. Последовательность ударений почти всегда входит в противоречие с расположением слов, допускает пропуски и другие нарушения – столковения в метрических схемах. Эта проблема знакома каждому практикующему автору, когда приходится пыхтеть да тужиться, чтоб втиснуть "туда" свое необходимое слово. Это просто "Золушкина туфелька" для всей старой литературной школы.
Итак, все основные положения об особенностях ритма мы рассмотрели.
Свидетельство о публикации №221092101671