Дескулинг

Дескулинг (Deschooling) – термин, предложенный австрийским философом Иваном Илличем, означающий процесс,  при котором  дети постепенно порывают со школьным рутинным образованием и ментальностью, развивают у себя  способность  к само-идентификации, и проявляют интерес к тому, чему хотели бы научиться.

  В зависимости от типа человека  и времени проведенном в школе, данная фаза может быть различной и по разному отразится на поведении детей.  Особенно в первые дни дэскулинга, дети часто просто хотят оправиться от школьного окружения,  часто подолгу спят и отказываются от всякого обучения и ищут ему замену, вроде компьютерных игр. Далее в период переходного  процесса, дети часто невнимательны пока, наконец, не обнаруживают, как использовать свое время и свободу для  своих интересов,  и в наилучших случаях, увлекаются определенными вещами. В этот момент начинается дэскулинг.

Дэскулинг часто рассматривается его приверженцами как рекреация  или процесс излечения от школьного окружения,  как необходимый шаг ухода от школьной системы, наносящей большой вред  детскому внутреннему творчеству и желанию учиться. Они утверждают, что большинство детей обучаются  в условиях неестественного  принуждения, переходя из класса в класс, вместо самостоятельного обучения тому, что нравиться.
 
  Дэскулинг связывают прежде всего с Иваном Илличем, философом, который чувствовал, что традиционное школьное образование должно быть изменено.  Оно полагал, что школы  содержат "негласную программу", выстроенную для соответствия классам и градациям знаний, а не развитию важных способностей. Иллич полагал, что современная школа основана на том же принципе, что и индустриальная система.

  Иллич объяснял, что школьная система формирует токсичную среду,  на подобие промышленности, в которой учеников формируют как специализированный продукт.
  Согласно Илличу, успех школ присутствует лишь на бумаге.  Он полагал, что школы, классы и дипломы дают фальшивое свидетельство о знании студентами образовательного контента.

*  *  *

Эти краткие сведения из Википедии о дэскулинге, полагаю, многое объясняют в поведении школьников/студентов, в том числе т.н. "Колумбайны" (Керчь, Казань, Пермь).  Подавление внутреннего стремления к творчеству, к самовыражению - что может быть хуже?
Возникает ужасное подозрение, а не виноваты ли в этом сами школы?
   

Здесь кратко привожу плачевный опыт обучения моих детей в первых классах.

Когда сыну исполнилось семь, мы с женой нашли престижную школу, « с углубленным изучением английского языка», недалеко от дома.
Но долго он там не проучился. Двух лет хватило.  У нас возникли серьезные опасения насчет психики нашего сына.
 
Первая встреча с учительницей, матреной с большим начесом на голове, оказалась шоком. Она жаловалась на класс, на то, что «дети ей портят нервы» и на нашего Ванечку: «вы растите бандита». Ее истеричные надписи в его дневнике, вызывали у  нас внутреннюю дрожь и сомнение в ее адекватности, как учительницы. Первое (и последнее) собрание, на которое мы пошли с женой, упрочило нашу уверенность в опасности этой школы.  На собрании учительница  жаловалась на то, что дети безобразничают и ее не слушают. Я задал вопрос: "А, может, вы им неинтересно рассказываете?»  На меня немедленно начали шикать родители. Больше вопросов я не задавал.         
  Помню, мы пошли в парк и всплакнули втроем на скамеечке.  Из этой школы надо уходить, решили мы с женой.

В другой, непрестижной школе,  куда перевели Ваню,  все пошло как надо.  Там был хороший спокойный руководитель класса и завуч.  Нормальные люди.   Это был конец 80-х, тяжелый период для нас. На выпускной, сын одел мой свадебный костюм и мои ботинки.  Все оказалось впору. Я остался дома.
 
С дочкой, история повторилась.  Мы перевели ее в другую школу, когда у нее начались конфликты с учительницей. Она хорошо закончила другую, непрестижную школу и  вдобавок музыкальную.

Оба получили высшее образование, оба computer-literate. Я не думаю,  что на  этом  закончилось их образование.
 
Ваня преподает английский и спортивные виды в престижной детской школе в Китае. Он говорит по-английски и по-китайски.  Его любят дети и родители. Он любит детей. (Кстати, в Китае, оценку учителям дают дети и их родители, а не администрация)
Дочь работает в Amusement Park для детей.

*  *  *

Разумеется, школа в какой-то степени подпортила нас всех. Некоторым удалось выкарабкаться и найти себя, некоторые не смогли.  Родители, обстоятельства, играют важнейшую роль в будущей судьбе ребенка. Но и упорство ребенка не последняя вещь. Я с ужасом думаю, что было бы с Ваней, останься он в первой школе. 
 Наибольшую психическую травму ребенку могут, как ни странно,  нанести родители. Боясь возразить учителю и требуя от ребенка послушания, они многое теряют в глазах ребенка, который оказывается меж двух огней, т.к.не в состоянии выполнить противоречивые установки своей психики -  доверять родителям и не принимать учителя. Такое противоречие ведет к неврозу, в худшем случае - к шизофрении.   


Система образования в государственных школах по-прежнему остается авторитарной и опасной для психического здоровья.  Ее надо менять. За пример надо брать систему образования в Финляндии или вальдорфские школы.
 

 
 


Рецензии