Дескулинг
В зависимости от типа человека и времени проведенном в школе, данная фаза может быть различной и по разному отразится на поведении детей. Особенно в первые дни дэскулинга, дети часто просто хотят оправиться от школьного окружения, часто подолгу спят и отказываются от всякого обучения и ищут ему замену, вроде компьютерных игр. Далее в период переходного процесса, дети часто невнимательны пока, наконец, не обнаруживают, как использовать свое время и свободу для своих интересов, и в наилучших случаях, увлекаются определенными вещами. В этот момент начинается дэскулинг.
Дэскулинг часто рассматривается его приверженцами как рекреация или процесс излечения от школьного окружения, как необходимый шаг ухода от школьной системы, наносящей большой вред детскому внутреннему творчеству и желанию учиться. Они утверждают, что большинство детей обучаются в условиях неестественного принуждения, переходя из класса в класс, вместо самостоятельного обучения тому, что нравиться.
Дэскулинг связывают прежде всего с Иваном Илличем, философом, который чувствовал, что традиционное школьное образование должно быть изменено. Оно полагал, что школы содержат "негласную программу", выстроенную для соответствия классам и градациям знаний, а не развитию важных способностей. Иллич полагал, что современная школа основана на том же принципе, что и индустриальная система.
Иллич объяснял, что школьная система формирует токсичную среду, на подобие промышленности, в которой учеников формируют как специализированный продукт.
Согласно Илличу, успех школ присутствует лишь на бумаге. Он полагал, что школы, классы и дипломы дают фальшивое свидетельство о знании студентами образовательного контента.
* * *
Эти краткие сведения из Википедии о дэскулинге, полагаю, многое объясняют в поведении школьников/студентов, в том числе т.н. "Колумбайны" (Керчь, Казань, Пермь). Подавление внутреннего стремления к творчеству, к самовыражению - что может быть хуже?
Возникает ужасное подозрение, а не виноваты ли в этом сами школы?
Здесь кратко привожу плачевный опыт обучения моих детей в первых классах.
Когда сыну исполнилось семь, мы с женой нашли престижную школу, « с углубленным изучением английского языка», недалеко от дома.
Но долго он там не проучился. Двух лет хватило. У нас возникли серьезные опасения насчет психики нашего сына.
Первая встреча с учительницей, матреной с большим начесом на голове, оказалась шоком. Она жаловалась на класс, на то, что «дети ей портят нервы» и на нашего Ванечку: «вы растите бандита». Ее истеричные надписи в его дневнике, вызывали у нас внутреннюю дрожь и сомнение в ее адекватности, как учительницы. Первое (и последнее) собрание, на которое мы пошли с женой, упрочило нашу уверенность в опасности этой школы. На собрании учительница жаловалась на то, что дети безобразничают и ее не слушают. Я задал вопрос: "А, может, вы им неинтересно рассказываете?» На меня немедленно начали шикать родители. Больше вопросов я не задавал.
Помню, мы пошли в парк и всплакнули втроем на скамеечке. Из этой школы надо уходить, решили мы с женой.
В другой, непрестижной школе, куда перевели Ваню, все пошло как надо. Там был хороший спокойный руководитель класса и завуч. Нормальные люди. Это был конец 80-х, тяжелый период для нас. На выпускной, сын одел мой свадебный костюм и мои ботинки. Все оказалось впору. Я остался дома.
С дочкой, история повторилась. Мы перевели ее в другую школу, когда у нее начались конфликты с учительницей. Она хорошо закончила другую, непрестижную школу и вдобавок музыкальную.
Оба получили высшее образование, оба computer-literate. Я не думаю, что на этом закончилось их образование.
Ваня преподает английский и спортивные виды в престижной детской школе в Китае. Он говорит по-английски и по-китайски. Его любят дети и родители. Он любит детей. (Кстати, в Китае, оценку учителям дают дети и их родители, а не администрация)
Дочь работает в Amusement Park для детей.
* * *
Разумеется, школа в какой-то степени подпортила нас всех. Некоторым удалось выкарабкаться и найти себя, некоторые не смогли. Родители, обстоятельства, играют важнейшую роль в будущей судьбе ребенка. Но и упорство ребенка не последняя вещь. Я с ужасом думаю, что было бы с Ваней, останься он в первой школе.
Наибольшую психическую травму ребенку могут, как ни странно, нанести родители. Боясь возразить учителю и требуя от ребенка послушания, они многое теряют в глазах ребенка, который оказывается меж двух огней, т.к.не в состоянии выполнить противоречивые установки своей психики - доверять родителям и не принимать учителя. Такое противоречие ведет к неврозу, в худшем случае - к шизофрении.
Система образования в государственных школах по-прежнему остается авторитарной и опасной для психического здоровья. Ее надо менять. За пример надо брать систему образования в Финляндии или вальдорфские школы.
Свидетельство о публикации №221092101699