Тончайшая ткань великой Школы

"Вы требуете крови? Вам нужна чья-то кровь, чтобы эта Школа могла жить? Берите! Я горжусь тем, что могу отдать свою кровь и сердце за эту Школу"
Surmico


1. Формула Мастера

Начнём с простейших примеров.
Например мы поручаем композитору Ч. Написать музыку к балету. Он трудится какое-то время и сообщает нам, что уже готовы две части из четырёх. И тут выясняется, что ноты у него пропали. Исчезли. Что куда-то запропастились. И после разбирательств оказывается, что ноты у композитора Ш. И что он решил продолжить написание музыкального произведения!
Или, например, художник А. Пишет нам полотно с видом морского прибоя. И в середине работы над полотном его уносят в мастерскую художника М. и ожидают, что он допишет картину маслом!
Или на сцену выходит один исполнитель песен. Он начинает исполнение полюбившейся зрителям песни и на середине второго куплета на сцену выбегает исполнитель помоложе и бодро начинает петь, а первого исполнителя выталкивает за кулисы.   
Разумеется, примеры эти можно множить достаточно долго.
Суть проста! Мастер, начавший работу над своим произведением искусства сам его заканчивает. Или…
Художник начавший писать полотно его и дописывает! Или…
Есть люди, именующие себя «художниками», у которых не получается написать «Девятый вал».
Портреты женщин писали многие, но вот «Неизвестная» Крамского – абсолютный уникум.  Как и Джоконда Леонардо.
Скрипки великих мастеров изготавливались годами. И представить себе, что одну скрипку лепят три мастера сменяя друг друга мне лично очень сложно.
Природа высокого искусства такова, что Мастер неповторим и непостижим.
Простым извлечением полотна и перенесением его в другую мастерскую к другому мастеру на «допись» - решить проблему возникновения шедевра не удастся. Это дикость несусветная  - поручать работу одного большого художника доделывать другому пусть даже  и большому художнику. Такое возможно только в случае если это поручил сам мастер другому мастеру, или в силу того, что первосоздатель ушёл из жизни не закончив работу.
Наконец, представим, что специалист нейрохирург ведёт наисложнейшую операцию на головном мозге и тут в операционную врывается мясник с большим ножом и объявляет, что далее оперировать больного будет именно он.
Все эти простые примеры позволяют нам сформулировать как тезис Формулу Мастера:


Формула Мастера:
один мастер – один целостный процесс создания произведения искусства

Ремесленник ставит производство предметов на поток.
Мастер каждое произведение создаёт уникальным.
Ремесленник не занимается творчеством, и его ремесло создаёт поделки.


2. Творчество Мастера

Нет ничего сложнее, чем творчество Мастера, творящего Мастера искусства.
Жалкие попытки бедных духом людей представить суть дела на якобы "безупречном" «юридико-техническом» языке несостоятельны именно потому, что они наисложнейшие процессы тщатся описать «простыми» словами.
По их как бы «мнению» никакой «школы» у Тутберидзе нет, а есть государственная школа "Самбо-70" и школа «Академия Ангелов» у Плющенко.
По их убогой версии «спортсмен имеет право свободного перехода из одной школы в другую школу».
При этом они стараются не замечать странных несостыковок в своих якобы «безупречных» тезисах с реалиями произошедшего. Между тем происходит существенная подмена!
Ведь общественный негативный резонанс вызван не тем. что "спортсменка перешла" в «Академию».
Никто не отрицает «права спортсменки» на "переход" сам по себе.
Возмущение вызвал процесс прерывания творческого процесса самой Этери Гогиевны и её помощников.
Никто не считает, что спортсменка «привязана», «прикована», «не имеет права» и так далее.
Общественное мнение на стороне Мастера творящего шедевр мирового искусства.
Общественное мнение считает неправым лицом маэстро, принявшего чужое полотно в работу.
Тут речь не о "правах и обязанностях", а о глубочайшем понимании наисложнейших проблем творчества в этом самом современном виде Искусства.
Общение Ученика и Учителя в подлинной Школе – это тончайшая ткань наисложнейших переплетений.
Это настолько тонкая Игра взглядов, недомолвок, улыбок. Игра нахмуренных бровей, пауз, оброненных как бы невзначай слов, поз, положений пальцев, встреч и расставаний, что только человек далёкий от настоящего Искусства может пытаться грубо описывать словами «ушла». «перешла», «заключен договор», и тому подобным образом.
Увы! Седьмая Симфония Шостаковича не может быть представлена в таких терминах!
Хоть миллион «безупречных» «договоров» составьте, хоть десять миллионов. Самая простая мелодия Нино Рота в миллион раз сложнее, чем контракт на обучение, подписываемый в иных узах. Да! Да, милые дамы! Рабства у нас  нет, а узы есть! Такова се ля ви.
Всю жизнь пишу песни. И для меня процесс творчества – один из Жизнеобразующих и Жизнеутверждающих.
И для меня и во мне настоящий Художник никогда не позволит себе вмешиваться в работу другого Художника и тем более – в той или иной мере способствовать прерыванию творческого процесса.
Нет писаных норм на эту тему, да и не может быть. Подлинный Мастер не позволит себе разрушать творения другого Мастера. И потому слово «вина» здесь носит не юридический оттенок. Творческая часть интеллигенции не приемлет вмешательство в творческий процесс большого Мастера. Считает такое вмешательство в любой форме неприемлемым.
Но если Большой Мастер тем не менее принимает участие в прерывании творчества коллеги по творческому цеху, какими словами можно это объяснить в первую очередь самому себе?
В России в двадцать первом веке большой мастер фигурного катания принял к себе в «тренинг» творение другого большого мастера фигурного катания.
И есть разница между этими двумя мастерами. Разница принципиальная. Первый – большой мастер кататься на коньках сам. Второй большой мастер – мастер именно тренировать в катании других.
И его шедевры реально известны всему миру. И это не один шедевр, и не два. О какой «безупречности» «договора» здесь может идти речь? У Микеланджело отняли незаконченную статую Давида! У Леонардо забрали холст с Джокондой. Причем здесь куцые юридические дефиниции?
Это на «юридически безупречном» языке Александра перешла из «Самбо-70» в «Академию Ангелов».
А по существу Евгений приступил к обработке почти завершенного шедевра другого Художника. И общество этого не приняло. Не приняло решительно и жёстко.
Не один художник не принял. Не два. Не десять.
Многие поклонники женского одиночного фигурного катания открыто, не стесняясь в выражениях выразили своё самое негативное отношение к происходящему. И вопрос вновь не в юридических техниках, а в существе дела.
По мнению общественности это было «некрасиво», и даже ... ну не мне вам говорить.


3. Вмешательство в процесс творчества

«Я не люблю когда чужой читает письма, заглядывая мне через плечо» Владимир Высоцкий


Представьте себе Мастера пишущего большое полотно, за спиной у которого стоит некий контролёр, внимательно следящий за действиями мастера или даже покрикивающий на него.
Представили?
Сумели?
А я – нет!
В конце восьмидесятых я наблюдал, как восстанавливался Спас-на-Крови в Питере. Просто стоял несколько часов на одном месте, потрясённый его неземной красотой и через канал смотрел !И вскоре мне рассказали прелюбопытнейшую историю, как к мастеру, восстанавливавшему Храм явилась высокая правительственная партийная комиссия и выразила неудовольствие, что работы идут «слишком медленно». Мастер спустился с лесов, снял с себя фартук, отёр о тряпицу руки и сказал: «Делайте сами! У вас  в голове сроки, а передо мной вечность!»  и направился к выходу. Руководство проявило интерес к такому вопросу: «Кто может его заменить?» И получило компетентный ответ: «Никто!»
Тут надо отметить, что это действительно самый красивый православный Храм в мире. Если сооружение на Красной площади в Москве – робкий эскизный набросок, то Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – это развёрнутое во всей своей красоте и мощи бессмертное произведение русского искусства. Ни Исаакиевский собор, ни Казанский собор на Невском не могут соперничать с этим творением Мастера. И потому в моей авторской концепции трёхдневного посещения Питера всё начинается именно с посещения именно этого Храма. Основа основ, начало начал! Высшая точка и начало движения по спирали.
Нет, мы не отвлеклись!
Учитель и Ученик в Школе – это Мастер и его Спас-на-Крови!
Мастер творящий действительно мировой шедевр, умело тонко филигранно раскрывающий каждый нежнейший лепесток этого фантастически красивого цветка! Когда Учитель Творит, он слышит внутри себя удивительную небесную музыку и тело Ученицы постепенно слой за слоем, капилляр за капилляром начинает отзываться и начинает звучать уже своим собственным небесным запредельно прекрасным звучанием.
Дело не в местах, которые занимают на пьедесталах ученицы Этери Гогиевны. Выходит ученица Этери и с первой ноты начинает возникать именно мировой шедевр, в котором прописана каждая наимельчайшая деталь, каждое крошечное микродвижение. И смотреть можно не отрываясь, часами, как я смотрел когда-то на Спас-на-Крови. И в каждой Спасение! В каждой!! Это великая Школа! Это величайший Мастер нового невиданного ранее искусства. Это его Произведения – соавторы!
И разлучать их, прерывать процесс сотворчества – это ужасная невосполнимая потеря для всего человечества.
Смотрю на Анну, на Камилу, на Дарью, на Майю. Шедевры! Фантастически прекрасные непревзойдённые полотна! Их прокаты - Храмы!
Сама мысль о противопоставлении их Этери кощунственна, противоестественна, аморальна.


Конец первой части

Продолжение, если на то будет Воля Всевышнего, пока ещё возможно


Рецензии