Две Маргариты. История любви или криминал?

Две Маргариты. История любви или криминальные хроники.

Не один исследователь отмечал сходство сюжета, персонажа и проблематики двух книг: гётевского "Фауста" и булгаковской "Мастера и Маргариты". Действительно, параллелей много: эпиграф к первой главе "Мастера и Маргариты", он же - диалог Фауста с Мефистофелем; чёрный пудель; Мефистофель, назвавшийся "дворянином Воландом" на шабаше; полёты Фауста с Мефистофелем, а также Мастера и Маргариты с Воландом и свитой; одинаковые лица Мефистофеля из второй части и Азазелло; евангельские мотивы - работа Фауста над переводом Евангелия от Иоанна и роман Мастера о Иешуа; даже сцена в трактире с "любым вином" и сцена на патриарших с "любыми сигаретами", и ещё много других общих черт...

Общее у Гёте с Булгаковым и имя героини. Они обе Маргариты.
[Для удобства гётевскую Маргариту буду называть в уменьшительно-ласкательной форме "Гретхен", а булгаковскую - собственно "Маргарита"]

Итак, они обе Маргариты, и, очевидно, что Маргарита - наследница, аналог Гретхен. По крайней мере Булгаков не случайно выбрал это имя, эпиграф и вплёл в канву своего романа столько "гётевского".
Фагот-Коровьев, когда вёл Маргариту на бал, сказал, что некая французская королева 16-го века весьма бы удивилась, если бы узнала, что он поведёт под руку её прапрапраправнучку... Оп! И вот в этот момент доверчивые читатели, и особенно читательницы, попались на удочку пройдохи Фагота. Читая книгу, мы отождествляем себя с её героями. Конечно же, отождествлять себя с королевской наследницей по крови во много раз интересней, и даже "почётней", чем с обычной, рядовой и никчемной домохозяйкой, к тому же неверной и лживой женой. А, собственно, почему мы должны так легко поверить Фаготу? Когда это господин-товарищ Коровьев отличался честностью? Быть может с Иваном Поныревым-Бездомным в самом начале погони за Воландом? Или в варьете на сеансе чёрной магии с деньгами и одеждой? Или в гастрономе с покупателями? Или когда выпроваживал киевского дядюшку-наследничка Берлиоза? А вот, поди ж ты, в диалоге с Маргаритой читатель Фаготу верит, как и Маргарита...

Что здесь общего с Гретхен? Гретхен - простая девушка, не знатная. Первые слова Мефистофеля, обращённые к Гретхен, тоже были глумливо-хвалебные - якобы он счёл в ней дворянскую особу и "решил не мешать" их с Мартой разговору. Даже природу своей "ошибки" Мефистофель объясняет не дорогими украшениями, а "статью, осанкой" Гретхен. И это при том, что Мефистофелю были достоверно известны не только происхождение украшений, надетых на Гретхен, но он точно знал её социальное положение, достаток и даже те грехи, которые она исповедовала священнику в церкви...

В обоих эпизодах нечистая сила использует простой пикаперский приём - т.н. "издевательский комплимент". Дурнушке заявляешь, что она "прекраснее Афродиты", а глупышке - что она "умнее Сократа", они обе понимают, что это неправда, но принимают правила игры, т.к. хотят их принять, желают быть обманутыми, ловят своеобразный "кайф", неестественное удовольствие.

Что ещё общего, кроме имени, у обеих Маргарит? И та, и другая проявили сочувствие к грешницам. Гретхен пожалела Варвару, которая на стороне нагуляла себе беременность, а Маргарита пожалела Фриду, убийцу собственного новорождённого ребёнка. На основании этого сердобольные читательницы, да и их аналоги с мужскими гендерными признаками, им обеим приписывают высокие моральные качества, они-де "великодушны и высокоморальны". А так ли это? Гретхен в сцене "У колодца" в разговоре с Лизхен пожалела Варвару, когда уже сама совершила такой же грех, по крайней мере по тем временам грех - переспала с Фаустом без брака. И она же себя корит за то, что раньше была чересчур нетерпима к таким "грешницам", а сейчас стала такой, как они. Немудрено теперь и посочувствовать. О своей беременности Гретхен узнает позже...

Маргарита же пожалела детоубийцу Фриду. Характерный признак, весьма характерный. Маргарита не жалела ни убийц мужей, ни государственных преступников, ни контрабандистов, ни фальшивомонетчиков, ни отравителей, ни шпионов, ни мошенников, ни блудниц - ни одну из, по словам Фагота "сволочей", которые прикладывались к её колену, а вот убийцу собственного ребёнка - пожалела, откликнулось нечто в её тёмной душе. Конечно, Маргарита, как персонаж подаётся нам как якобы бездетная жена большого чиновника от науки. Ну... как "подаётся"? Она сама себя так "подаёт" в разговоре с мальчиком, когда ему сказку рассказывала. Автор оставил этот момент без внимания и вряд ли случайно! Внимательному читателю не нужны прямые подтверждения, достаточно деталей.

И у обеих Маргарит наготове контраргумент, якобы "оправдывающий" объекты их сочувствия: "а где же был хозяин трактира?" - вопрошает Маргарита, "он должен был на ней жениться!" - восклицает Гретхен. Обе они перекладывают вину за поступки Варвары и Фриды на их "кавалеров". И той и другой возражают: Бегемот Маргарите - "причём же здесь хозяин трактира, ведь он не убивал ребёнка и не закапывал его в саду?!", а Гретхен получает отповедь от Лизхен, что, дескать, держи карман шире, у Варвары это был не первый грех и свадьба её не спасёт от власяницы, т.е.  монашества или хотя бы епитимьи. Реакция Маргариты была не просто резкой, а агрессивной - так себя ведут разоблачённые.

Гретхен помимо того, что блудница, ещё и впоследствии детоубийца, собственного новорождённого дитя. И ещё под серьёзным вопросом остаются причины смерти младшей сестры Гретхен, которая, вследствие болезни матери, была на её, Гретхен, полном попечении. Не исключено, что Гретхен - серийная убийца детей! Конечно, же прямо автор этого не сказал, но оставил для пытливого читателя вехи, по которым можно прийти к такому выводу. Например, то облегчение, которое Гретхен испытала после смерти сестры. Вкупе с убийством своего ребёнка это наталкивает на интересные мысли относительно "невинной, скромной, простой" девушки, возлюбленной Фауста, которой её изображает "традиционная" критика. Выводы, конечно, не стопроцентные, но направление для досконального анализа интересное, даже перспективное.

Как тут не протянуть нить к булгаковской Маргарите? Прямо автор нигде не сказал, что Маргарита - детоубийца. Тем не менее, проявление жалости именно к определённому типу грешников, аналогичные с Гретхен приёмы их оправдания, да ещё и сцена с якобы прощением Фриды, всё вместе наводят на мысль, что не так всё просто с Маргаритой. Ведь как рассуждает читатель, увидев сцену в спальне Воланда после бала? Маргарите предоставили возможность вызволить якобы любимого ею Мастера (почему "якобы любимого"? - отдельный разговор), а она - "повелела", чтобы Фриде перестали подавать платок. И ведь так и решит неискушённый читатель - великодушна, Махатма Ганди с матерью Терезой в одном флаконе. Между тем, Маргарита жалела не Фриду, она жалела в её лице себя, именно себя. Очень уж много общего между, как говорил Коровьев, "скучной женщиной Фридой" и столь же скучной женщиной Маргаритой. Очень вероятно, что и грех у них один, вплоть до деталей - до платочка с голубой каёмочкой и закапывания собственного ребёнка живьём в землю. А с чего бы тогда Маргарите волноваться, когда Фагот только завёл речь о платке, ещё ничего не сказав о преступлении Фриды? И даже аналог, а точнее, прототип Маргариты - Гретхен тоже совершила именно это преступление, а может и два таких преступления.

Взаимодействие Маргариты с мальчиком после бития стёкол и затопления квартиры литературного критика Латунского тоже склоняет к мысли, что она желает и этому ребёнку смерти, но тут мы совсем уйдём в сторону.

Небольшое отступление относительно "прощения" Фриды. А кто сказал, что Фрида прощена? Воланд? Его свита? Ничего подобного! Прочитайте снова этот отрывок. Воланд прямо сказал, что не может повелеть "не подавать Фриде платка", поскольку этим должно заниматься "другое ведомство". Не в его это полномочиях, не он приставил камеристку, подающую платок каждое утро 30 лет. Он предлагает сделать это Маргарите. Простушка-Маргарита спрашивает: "А разве по-моему будет?" И даже на этот вопрос Воланд не ответил, он сказал "да, делайте-же!".

У Воланда замечательное чувство юмора, острое, ироничное, даже едкое, саркастичное. Он никогда не церемонился с грешниками, издевался над ними вдоволь, череда "потерпевших" от его чувства юмора довольно длинная, практически каждый персонаж романа, долго всех перечислять. И в этом эпизоде Воланд развлёкся, поиздевавшись одновременно и над Маргаритой, и над Фридой. Ох уж циник и пакостник он редкий! Так что, никто никого в этой сцене не простил и не избавил от "наказания", тем более, что платок тот вовсе не наказание, а шанс на избавление Фриды. На избавление от того, что она совершила, а это невозможно без каждодневного напоминания вплоть до того времени, когда никакие умственные конструкции не позволят отмахнуться от осмысления содеянного. Но... не будем погружаться в достоевщину!

Обе Маргариты имеют суицидальные наклонности. Маргарита желает "выпить яду". Гретхен по сути совершает самоубийство, отказавшись от помощи Фауста в побеге из тюрьмы в ночь перед казнью. Да-да, скажет читатель, голос с небес сказал, что она "спасена". Вот только вопрос, от чего или от кого Гретхен спасена? В христианском ли смысле или от Фауста с его компанией, а значит, от дальнейшего падения?
Маргарита, таким образом, видится продолжением, развитием (а точнее, деградацией, дегенерацией) образа Гретхен. Последняя, по крайней мере, раскаялась, взята на небеса в сонм ангелов, даже помогает бывшему возлюбленному не попасть в ад в последующих главах.

Маргарита же - не раскаявшаяся в содеянном грешница, не более. И её дальнейшее падение нам гениально описал Булгаков. Писатель как бы отвечает на вопрос: "А что бы стало с Гретхен (Маргаритой), выживи она, не раскайся и не попади на небеса?" И вот мы уже видим Маргариту не просто на шабаше по случаю Вальпургиевой ночи (это для рядовых ведьм, туда она заскочила на минутку на метле по дороге на бал), она - хозяйка бала сатаны, где собираются самые отпетые негодяи, грешники, нечисть. Замечательная преступная карьера!

Так, почему же Воланд-Мефистофель "вечно хочет зла и вечно совершает благо"? В чём оно, это благо?

Они оба, а точнее он (это одна и та же личность в разные времена и в разных странах) филигранно вычисляет грешников, маскирующихся под праведников: не только маргарит, "мастеров", фаустов, но и прочую "мелюзгу", вроде лиходеевых, бездомных, семплеяровых и многих-многих других. Далее он разоблачает их (сеанс чёрной магии с разоблачением тому подтверждение). И если, результатом разоблачения Гретхен стало её спасение, возможно шаг к спасению, поскольку смерть она встретила хотя бы в раскаянии, назвав вещи своими именами, то Маргариту сей дух отрицания не просто разоблачил, а уничтожил, аннигилировал.

Реальная Маргарита с реальным Мастером умерли, умерли бездарно, бесполезно, глупо, так не совершив главного своего предназначения, а их души или даже не души, а проекции тёмных частей их душ попали в т.н. "покой" - это не свет и не тьма, не рай и не ад. Межвременье и межпространство, сумеречная зона. Это унылая серая местность, где их душам будет одиноко, тускло и безысходно. Даже не дантово чистилище, а некое преддверие, задворки ада, без шанса заслужить рай.
[Перечитывая Данте "Божественную комедию", нашёл эту обитель. Песнь 3 "Ад", Данте и Вергилий встретили несчастных людей в преддверии ада. На вопрос Данте Вергилий ответил:
"...То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина..."
К слову, там не совсем покой. Те трусливые души мучаются от укусов слепней.
Как мы помним, Маргарита и Мастер не заслужили свет, вот, Воланд и предоставил им "лучшее" из того, над чем был властен - унылый, серый "покой" с мухами и слепнями] - вставлено позже (Й.Й.)

И в этом и есть вселенское, кармическое благо - не признав свои ошибки (священник назовёт их грехами, юрист - преступлениями), невозможно спасение, развитие...

Остаётся надеяться, что поскольку бал Воланда ежегодный, то очередная Маргарита пошлёт подальше и самого князя тьмы и всю его свиту, выберет свет, а со своим  возлюбленным, будь он Фауст, будь он Мастер, будь он даже неназванный преданные ею муж, соединится обновлённой, прошедшей трудный путь, усвоившей горький урок, но преображённой, в новом качестве, возможно это будет в следующем воплощении - и вот тогда это будет действительно прекрасная история, о прекрасной любви...


Рецензии
Интереснейшие параллели. Автор обнаруживает незаурядную эрудицию и умение анализировать глубоко и точно.
Очень понравилось.
Жму зелёную кнопку!

Михаил Кербель   24.09.2021 01:13     Заявить о нарушении
Гёте и Булгаков? Да. Там просто масса параллелей.
Булгаковеды (к которым я себя не отношу) пишут, что образ Маргариты Михаил Афанасьевич списал со своей третьей жены Елены. Хотя, конечно, там есть черты и первых двух.
Так вот, вторая часть "Фауста", которую труднее всего "осилить" - это как раз описание отношений Фауста и Елены Прекрасной (Троянской). И вот в Маргарите есть много от той самой Елены.

Надо будет дополнить эссе.

Благодарю за отзыв.

Йохан Йохансон   24.09.2021 06:46   Заявить о нарушении