Из коллекции Булгакова

       7 мая 1926 года на квартире Булгакова сотрудники ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) провели обыск. Были изъяты дневники, рукопись «Собачьего сердца» и вырезки из газет, которые Михаил Афанасьевич коллекционировал в течение сознательной жизни.

       Приведу из той коллекции с некоторыми несущественными сокращениями заметку газеты «Киевлянин» (номер от 13 сентября 1919 года):

       «Грозно заворчал подъехавший автомобиль и через минуту, в сопровождении свиты, быстро поднялся по ступенькам сутулившийся еврей с густой, черной бородой. Тип портного из маленького провинциального городка черты оседлости.  Невольно рисовался аршин под мышкой и кусок засаленного сантиметра, свисавшего из кармана. Да неужели это он толкнул братьев на кровавый бой с братьями, от лица России заключил позорный Брестский мир, и перед ним склоняются – пусть «красные», но все же русские знамена?.. Троцкий заговорил о необходимости борьбы с теми, кто «против нас». С каждой фразой крепчал голос и дошел до крика, временами гортанного. Бешено зажестикулировали угрожающие руки и как чудовищные птицы заметались по залу призывы ненависти и бились в закрытые окна, за которыми в розовых лучах умирал день… Не портной из маленького города черты оседлости, – перед толпой стоял фанатик-изувер, носитель веками накопившейся мести и ненависти, призванный осуществить двухтысячелетнюю мечту…

       “Чиновники, лакеи старого режима, судейские, издевавшиеся в судах, педагоги, развращавшие в своих школах, помещики и их сынки-студенты, офицеры, крестьяне-кулаки и сочувствующие рабочие, – все должны быть зажаты в кровавую рукавицу, все пригнуты к земле. Кого можно – уничтожить, а остальных прижать так, чтобы они мечтали о смерти, чтобы жизнь была хуже смерти…”

       Не речь, – это были дикие конвульсии ненависти… Так было. В огромном русском городе – матери русских городов, перед многосотенной толпой шла жгучая проповедь “русского погрома” – потому что к перечисленным категориям принадлежали только русские, и запуганные пулеметами люди молчали. Я взглянула на стоявшего рядом рабочего. Понимают ли они, что происходит? Сурово смотрело пожилое лицо, низко хмурились нависшие брови. “Царь иудейский”, – коротко и резко бросил он мне, отвечая на безмолвный вопрос, и вышел из зала. Конец июля и август были самыми кровавыми для нас. Троцкий сделал свое дело».

       Материал был написан сотрудником «Киевлянина» журналисткой Татьяной Глуховцовой. Более о ней ничего неизвестно. Откуда у Троцкого ненависть к «эксплуататорам», не очень ясно. Он сам из богатой семьи землевладельцев. Я полагаю, что пламенным революционерам не хватало стационарного (очного) высшего образования, их провинциальность, непонимание того, как устроен мир, бросается в глаза – и тех, кто участвовал в Великой французской революции, включая Наполеона, и в Октябрьском перевороте, включая Троцкого.

       Житейская неопытность, примитивность суждений этих недоучившихся индивидов в итоге способствовали глобальным переменам, которые без решительных вне шаблонов действий были бы невозможны. В том, что СССР стал сверхдержавой и ныне, после многочисленных бедствий, по-прежнему входит в ведущую тройку государств, есть заслуга Троцкого, которого революция породила и пожрала, поскольку, по выражению Дантона, она пожирает своих детей. Сталин, надо понимать, был одновременно и революционером, и контрреволюционером. В этом заключается его историческая роль.

21.09.2021   


Рецензии