Сухогруз

    Ростов-на-Дону 2001 год. В «Залив Ковш» судоремонтного завода «Прибой» заходит довольно сильно потрепанный и прилично поржавевший сухогруз «Волго-Дон». Он «устал» от долгого плавания и ему требуется хороший ремонт. После оформления и подписания необходимых документов теплоход буксируют к плавучему доку.

    Плавучий док, медленно набирает забортную воду в свои танки и плавно тонет. Мы стоим на пирсе и наблюдаем, как медленно скрывается под водой надпись на борту дока «Тихий ход». Его стапель-палуба опускается глубоко под воду и над водой образуется коридор из двух толстых полых бортов дока. По палубам раздвоившегося дока бегают матросы и готовят швартовы.

    Маленький буксирчик порта «хватает» теплоход за нос и тянет его в образовавшийся коридор. Ещё один буксирчик цепляется к корме и, слегка оттягивая корму назад, управляет направлением её движения. Когда теплоход оказывается полностью в коридоре дока, а швартовы поданы на борт и зафиксированы на шпилях, док не спеша, всплывает вместе с теплоходом.

    С пирса подают трап на док и по нему уже бегут маляры, протягивая шланги от насоса высокого давления фирмы WOMA. Мощной водной струёй они чистят обросший корпус, смывая ракушки и водоросли вместе со старой краской.

    Через день, когда корпус судна вымыт и подсох на док спускается директор он же хозяин завода с технической «свитой».
- Папа сам пошёл дефектовать «пароход» - слышится разговор среди рабочих – ну щас он им весь корпус порежет….

    «Папой» на заводе директора прозвали уже давно из-за его неравнодушного отношения к работникам. Вначале своего хозяйствования он очень внимательно относился к своим работникам - щедро оплачивал работу, помогал с жильем, решал их социальные вопросы, устраивал праздники с богато накрытыми столами. Позже это достоинство «Папы» стало угасать. Совсем, конечно, оно не угасло, но с некоторых пор он сильно изменился. Наверно сложно в наше «капиталистическое» время сохранять что-то святое. Он уже был не тот «Папа» что раньше, но имя закрепилось за ним навсегда.

    «Папа» подходит к судну стоящему днищем на кильблоках стапель-палубы. Нежно касается рукой обшивки, скользит взглядом по уходящему борту сначала высоко вверх, а затем далеко вперёд. И многозначительно качает головой, мол, да, велик «пароход». Он не спеша, обходит теплоход вокруг, внимательно его осматривает, и время от времени останавливается, заложив руки за голову. Это его любимая поза. Стоит, долго о чём-то думает. Потом опять идёт вдоль борта. Свита во главе с начальником производства по пятам следует за ним и негромко переговаривается. Когда он останавливается с руками на затылке, они тоже останавливаются и наверно из солидарности тоже кладут руки за голову. Директор молчит. В диалог с ним никто не решается и не смеет вступать.

    В какой-то момент он подходит вплотную к судну, и вытягивает руку вдоль борта. В тот же момент у его руки оказывается мастер и вкладывает в его руку мелок. Директор, не глядя ни на мелок, ни на него, и вообще ни на кого, как будто их и вовсе нет, не сгибая руки, приставляет мелок к обшивке корпуса и медленно шествует вдоль теплохода, оставляя на металле белую линию. Все его понимают без слов: - Резать от сих и до….
Изрисовав весь корпус мелом, директор подходит к начальнику производства, что-то с ним обсуждает и удаляется в свои апартаменты.

    После ухода «Папы» начинается кипучая деятельность на теплоходе. На док спускаются бригады судоремонтников, тащат шланги, резаки, баллоны с газом и инструмент. Доковый кран грузит на стапель-палубу рештования и по ним сразу лезут резчики. И уже через час теплоход сверкает искрами, полыхает огнём и истекает на палубу тонкими струйками, расплавленной стали.

    Нам, бригаде механиков винто-рулевого комплекса (ВРК), делать снаружи пока нечего и мы лезем внутрь теплохода готовить винты и насадки (рули) к извлечению и ремонту. Пока мы раздаём гайки, выбиваем болты валов и баллеров, отсоединяем муфты, газорезчики заканчивают кромсание корпуса и удаляются для изготовления новых листов и деталей. Мы вылезаем наружу и готовимся вытаскивать из корпуса все атрибуты ВРК.

    Судно стоит, уныло «сверкая» чернотой свежевырезанных дыр в бортах и днище и ещё дымиться. Нам пространство для работы освободили. Мы выдёргиваем из корпуса два гребных вала и подвешиваем их на кране вертикально винтами вниз, чтобы их снять. Винты не хотят спрыгивать с валов. Мы их греем и стучим по ним громадными кувалдами. «Колокольный звон» разносится по всему левобережью и его даже слышно в городе на правом берегу Дона. Наконец винты благополучно слетают с посадочных конусов, и мы их отправляем на пирс. Ими мы займёмся позднее. А сейчас наша задача как можно быстрее закончить свою работу, потому что вскоре опять придут судоремонтники с готовыми латками и начнут сверкать сваркой, и сыпать искры, заделывая свои «чёрные дыры».

    Мы снова налетаем на корму теплохода и пытаемся снять насадки с баллеров. Насадки то же не хотят слетать с баллеров и мы их тоже греем и стучим. Наконец обе насадки сняты и вытащены на берег. Осталась самая малость - вытащить через низ кормы баллера потому что вверх они не пролазят. С помощью докового крана и длинного стропа баллера нежно ложатся на палубу дока. Всё вытащенное нами хозяйство теплохода отправляется в токарный и судоремонтный цеха для дальнейшей дефектации и ремонта.

    Мы глушим получившиеся отверстия гельмпортовых и дейдвудных труб потому что «пароход», после того как судоремонтники заварят корпус, будет сброшен на воду, и дальнейший ремонт будет происходить наплаву. Док надо освобождать. В «Ковш» зашёл «нефтеналивник» и ждёт своей участи.

    Сухогруз оказывается на плаву и дальнейшая резка и замена ржавого металла выше ватерлинии, ни шатко ни валко, но продолжается.

    Через некоторое время работы по этому «Волго-Дону» останавливаются совсем из-за вновь прибывающих судов и не хватки рабочих рук. Теплоход отгоняют всё дальше и дальше. Через некоторое время он оказывается у самой дальней стенки пирса, его «засыпают» другими теплоходами и про него благополучно забывают.

    Спустя два месяца хозяева, видимо тоже забывшие про свой «пароход», просыпаются и «требуют» отремонтированное судно назад. До срока сдачи всего несколько дней. В руководящем составе завода паника – деньги за ремонт сухогруза получены и потрачены, а судно ещё только в начальной стадии ремонта. Сухогруз немедленно «выкапывают», из уже приличной связки судов, и срочнейшим образом поднимают на док.

    Мы в бешеном темпе притираем посадочные конуса гребных валов, винтов, баллеров и рулевых насадок. Тут же их собираем и отвозим к доку. Береговые работы нас спасают на некоторое время, но, поднявшись на борт сухогруза, мы получаем психологический шок. Теплоход напоминает муравейник. Только в муравейнике всё отлажено и систематизировано, а здесь столкнулись, извините, задницами все бригады и пытаются выполнить «план пятилетки за три года».

    Прежде чем попасть в румпельное отделение мы перемещаемся по горящей, сверкающей и дымящейся палубе в корму судна. Маневрируем между резчиками, и вырезанными ими дырами в палубе. Мы тащим тяжеленные тали, стальные болты и не маленький инструмент. В «румпельном» нас ослепляют сваркой, осыпают искрами и горячими каплями железа и мы, бросив свой инструмент, пулей выскакиваем на палубу и тем же маршрутом пытаемся спуститься с теплохода. Ан нет! Маршрут оказывается уже другой – «тропинка», по которой мы шли на корму, уже вырезана, и мы идём по свежезаваренной, и уже выкрашенной палубе оставляя много отпечатков от своих сапог. Оборачиваясь, мы видим, как туча комаров..., простите, маляров накидывается на наши следы и быстро замазывает их грунтом.

    Внизу под кормой теплохода нас снова засыпают искрами и раскалённым металлом с палубы. Но после наших магических заклинаний из нецензурных слов это безобразие прекращается, и мы спокойно подтягиваем и заправляем в теплоход насадки с баллерами, а затем гребные валы с винтами.

    Снаружи нам уже делать нечего и мы снова поднимаемся на теплоход что бы закончить свою работу. По проходу, которым мы возвращались с кормы, опять идти нельзя его снова разрезали, потому что неправильно заварили.  Мы идём по свежей краске самой первой «тропинки», которую уже сделали и покрасили, и маляры, как морская волна смывают наши следы.

    В румпельном отделении, быстро подтянув баллера, мы их фиксируем, соединяем с румпелями и убегаем от пышущих жаром переборок в «машину».

    В машинном отделении благодать. Сюда не добрались «пламенные» резчики и сварщики. Только «трубачи» тихо крутят свои гайки на трубах систем жизнеобеспечения судна. Облегчённо выдохнув, мы спокойно приступаем к соединению гребных валов с двигателями. Отцентровав двигатели и сомкнув их с валами, мы покидаем «кипящий» теплоход. Наша работа сделана.

    Через три дня теплоход, сияющий, и пахнущий свежей краской, погружается в воды залива «Ковш» и «гугукнув» в свои трубы покидает судоремонтный завод «Прибой».

    Сухогруз сдан в срок.

Дмитрий Зимин
21.09.2021 г.


Рецензии
Удивительно, как раньше умели все-таки работать! За три дня на сухогрузе все сварили и покрасили. Почти такую же картину я наблюдал на стройтельстве нефтеперерабатывающего завода в Лисичанске. Все быстро подвозили: колонны, теплообменники, трубы, печи, кабели. Сотни монтажников быстро монтировали, крепили, сваривали, наладчики и мы - эксплуатация, все за ними проверяли. И вот уже пуск! Это был праздник! Ну, и премия, конечно... Хорошее было время. Про него, тоже пишу цикл рассказов: "37 лет на Украине"... С развалом Союза все стройки прекратились, что дальше будет одному Богу известно...

Александр Сивухин   08.11.2021 04:45     Заявить о нарушении
Саша, спасибо! Ну три дня это очень утрировано, но для такого объёма работ как на этом сухогрузе это, конечно, сверх быстро. Впрочем такая ситуация для судозавода (и не только) очень типичная. Она присутствует и сейчас на предприятиях. Но хорошо когда работа продумана и слажена - это редкость, а в основном именно такой бардак имеет место быть.

Дмитрий Зимин 2   08.11.2021 09:31   Заявить о нарушении