Росс, восторгом наполняйся

«РОСС, ВОСТОРГОМ НАПОЛНЯЙСЯ…».
Торжества в усадьбе Полторацких в Москве 19 (31) мая 1814 г.
в честь взятия русскими войсками Парижа


К 260-летию Д.М. Полторацкого (1761–1818)

Праздник в честь взятия русскими войсками Парижа проходил в московской городской усадьбе Дмитрия Марковича и Анны Петровны Полторацких — родителей Варвары Дмитриевны Ромейко-Гурко (1793–1838), которая в 1810-е – 1838 гг. владела имением Петровское Тарусского уезда (совр. мкр. Петровское г. Алексина). Участником торжеств был генерал-майор Александр Алексеевич Чесменский — владелец Мышегского завода (совр. Алексинский завод "Тяжпромарматура"). Одна из тем статьи: А.А. Чесменский и семья Полторацких.


ИЛЛЮСТРАЦИИ

Дмитрий Маркович Полторацкий (1761–1818). С портрета В.А. Тропинина, 1837 г.
Опубл.: Перепелкин А.П. Историческая записка об учреждении Императорского Московского общества сельского хозяйства и воспоминания о действиях и деятелях Общества за истекшее семидесятипятилетие с 20-го декабря 1820 года по 20-е декабря 1895 года. М., 1895. Портретная табл. VII.
Портрет опубл. с указанием имени художника и даты создания картины: Гуренок М. Помещики Полторацкие // Памятники Отечества : Альманах. М., 1995. Вып. 34. С. 135.

Варвара Дмитриевна Гурко (урожд. Полторацкая). С портрета О.А. Кипренского, 1814 г.
Опубл.: Немировская М.А. Акварель и рисунок XVIII – первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи [Текст] : альбом. М.: Изобразительное искусство, 1984. 2-е изд. С. 79.



30 марта (18 марта по «старому» стилю) 1814 г. русская армия во главе с императором Александром I триумфально вступила в Париж. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением кампании 1814 г., после которой император Наполеон I Бонапарт отрекся от трона. Россия ликовала. В Первопрестольной начался длинный ряд празднеств. Московская барыня М.И. Римская-Корсакова [1] писала: «У нас, хотя Москва и обгорела до костей, но мы на радости не унываем, а торжествуем из последних копеек» [2]. Самым грандиозным стал праздник, устроенный в усадьбе Полторацких на Большой Калужской улице.

Рассказ об этом значимом в истории столицы событии позволит нам в какой-то степени представить, какой была семья Варвары Дмитриевны Ромейко-Гурко (Гурко), которая в 1810-е –1838 гг. владела имением Петровское Тарусского уезда Калужской губернии (совр. мкр. Петровское г. Алексина). Гостеприимные хозяева торжества статский советник Дмитрий Маркович и Анна Петровна Полторацкие являлись родителями Варвары Дмитриевны, в спектакле «Храм бессмертия» блистали ее младшие сестры Ирина и Агафоклея. Праздник проходил в родном доме Варвары Дмитриевны, с которым были связаны ее юношеские годы.

Для полковницы В.Д. Ромейко-Гурко это событие было очень важным. Ее муж полковник (1813), в будущем генерал-майор (1820) Леонтий Иосифович Ромейко-Гурко (Гурко), блестящий офицер Лейб-Гвардии Семеновского полка, Высочайшим шефом которого был Александр I, являлся участником Отечественной войны и Заграничных походов русской армии. На своем ратном пути стал кавалером ордена Святой Анны 2-й степени, который получил в 1812 г. за Бородино [3]. Л.И. Ромейко-Гурко, вероятно, принимал участие вместе с семеновцами во всех связанных с победой русской армии парадах и торжествах 1814 года в Париже, Павловске и Петербурге. 30 июля 1-я гвардейская пехотная дивизия, в которую входил Семеновский полк, первой из русских войск вступила церемониальным маршем в Петербург через Нарвские триумфальные ворота. В мае 1814 г. Леонтия Иосифовича в России еще не было. Можно предположить, что Варвара Дмитриевна жила с маленьким сыном Николаем в Москве, присутствовала на празднике в доме родителей, принимала участие в его подготовке.

Московская великосветская дама М.А. Волкова [4], двоюродная сестра одного из устроителей празднества А.П. Валуева, 27 апреля сообщила в письме своей петербургской родственнице В.А. Ланской: «Теперь готовится торжество. Несколько молодых людей задумали на славу отпраздновать взятие Парижа. Они сделали складчину и собрали двадцать тысяч рублей, которые употребят на праздник, назначенный 9-го мая в загородном доме Полторацких [5]. Дом этот просто дворец. При нем чудесный сад. Все будет иллюминовано. Готовится пролог и храм безсмертия…» [6, с. 573]. Торжество было отложено, оно состоялось несколько позже — 19 мая, в день хорошей погоды.

По сведениям А.П. Вельяшева [7], автора книги «Описание праздника, данного в Москве 19 мая 1814 г…» (М., 1814), в пожертвовании денег приняли участие 101 дворянин, взносы по подписке составляли от 100 до 700 руб., всего удалось собрать 20 475 руб. [8, с. 3–7]. «Учредителями праздника» стали восемь человек: князь Петр Андреевич Вяземский (700 руб.), Степан Федорович Берхман (700 руб.), Дмитрий Маркович Полторацкий (600 руб.), Александр Петрович Валуев [9] (500 руб.), Александр Петрович Вельяшев (500 руб.), Иван Петрович Поливанов (300 руб.), Матвей Михайлович Сонцов [10] (300 руб.), Алексей Михайлович Пушкин [11] (250 руб.) [8, с. 3]. Обратим внимание: А.М. Пушкин и М.М. Сонцов были родственниками А.С. Пушкина. Также, как и Василий Львович Пушкин [12], который пожертвовал на проведение праздника 150 руб. [8, с. 4].

А.П. Вельяшев вспоминал: «При первом известии о взятии Парижа и о счастливых происшествиях, последовавших за занятием сей Столицы, некоторые Благородные люди между собою согласились, в изъявление сердечных чувств, радости и приверженности к Царю, торжествовать великое сие событие праздником.
<…>
Дом избран был Г. Статского Советника Дмитрия Марковича Полторацкого, который тотчас оный дать согласился с известною его охотою споспешествовать ко всему тому, что до пользы общественной касается, а особливо в сем единственном случае.
<…>
За два дня депутация учредителей праздника отправилась к Его Сиятельству Господину Главнокомандующему в Москве Графу Федору Васильевичу Растопчину с покорнейшею просьбою удостоить празднество сие его присутствием. По получении благосклонного отзыва, учредители ездили сами и лично приглашали всех особ двух первых классов, Кавалерственных дам и Двора Их Императорских Величеств Фрейлин; к прочим же почетным особам посланы были билеты, число коих простиралось до 800» [8, с. 9–11].

О событиях 19 мая Вельяшев писал: «Прежде всего, расставлены были в приличных местах на площади перед домом и в саду Статского Советника Полторацкого три роты мушкетерского Тарутинского полка, и сверх того еще в саду около изготовленного фейерверка до 100 человек артиллеристов. Воины сии не только делали прелестный вид по пригоркам и лугам, но еще отвращали всякую опасность от тесноты во множестве собравшегося народа» [8, с. 12]. Сигналом к началу праздника стали выпущенные в саду в четыре часа пополудни вестовые ракеты и «51 выстрел Марсова огня». Затем в усадьбе «загремели различные музыки, песельники, рожешники и проч. на возвышенных площадках, нарочно устроенных; поставленные на других балансеры, потешники, цыгане… а также устроенные для увеселения народа качели попеременно занимали и веселили народ до глубокой ночи» [8, с. 12]. Усадьба Полторацких была открыта для «для благородного сословия и купечества», устроители раздали около 5 000 пригласительных билетов. Дворянская публика начала съезжаться в шесть часов вечера.

Главный дом Полторацких снаружи иллюминировали. Убранство залов, украшенных цветами, померанцевыми, лавровыми, апельсиновыми и лимонными деревьями, оказалось великолепным. Интересно оформили освещение: по стенам спускались фестоны из гирлянд, «иллюминированные шкаликами». На каждой из дверей можно было увидеть гирлянду из цветов, окружавшую вензелевое имя Александра I «из роз и серебра».

Около девяти часов вечера распорядители пригласили гостей-дворян (собралось до 700 человек!) в зал с оркестром, «где приуготовлен был театр». Спектакль начался после того, как свое место занял граф Ф.В. Растопчин [8, с. 13; 13].

Премьера «пролога мелодрамою» «Храм бессмертия», посвященного Александру I и подвигам русского оружия, прошла с большим успехом. Слова сочинил А.М. Пушкин, музыку — Г. Морини. Краткое содержание аллегорической пьесы было таково. Россия стенает о своей разлуке с Александром и умоляет Бога о его возвращении. К ней является и падает в объятья радостная Европа, которая сообщает о взятии императором Парижа и о своем спасении. Вслед за Европой приходит Слава — она открывает «Храм бессмертия», где зрители видят бюст Александра на пьедестале, усыпанном драгоценном каменьями. Слава венчает бюст лавровым венком. Россия, Европа и «хор народов» (Испания, Португалия, Швейцария, Швеция, Шотландия, Кроация (Хорватия), Англия, Италия, Германия…) преклоняют колена. В заключение звучит «хор народов»:
«Храм бессмертья отверзайся,
Раздавайся славы глас!
Росс, восторгом наполняйся,
Александр Европу спас!..»

Пролог представили «благородные дамы». Россию олицетворяла молодая жена Вяземского Вера Федоровна (урожденная Гагарина), Европу — девица Татьяна Александровна Лунина, Славу — 14-летняя девица Варвара Дмитриевна Бахметева. Зрителей покорили талантливая декламация исполнителиц ролей России, Европы и Славы, чудесное звучание «хора европейских народов». Отличились и юные дочери Д.М. и А.П. Полторацких, сестры В.Д. Ромейко-Гурко: Ирина сыграла в пьесе роль Швейцарии, 16-летняя Агафоклея — Кроации [8, с. 24; 14]. В хор приглашались одаренные девушки — сестры Полторацкие, вероятно, получили в доме родителей всестороннее образование, обладали благозвучными голосами, музыкальным вкусом и творческими наклонностями. Вельяшев писал: «Хор европейских народов составлен был из прелестнейших особ. Искусное пение, богатство уборов, соответственность одеяний: одним словом, все, что только требуется в таком случае, было совершенно соблюдено» [8, с. 16].
 
Дамские туалеты были элегантны и баснословно дороги. Князь П.А. Вяземский, опубликовавший в 1814 г. в журнале «Сын Отечества» статью «Письмо из Москвы», отмечал, что «блеск и богатство нарядов» «изумляли взоры на сем празднике» [15, с. 274]. М.А. Волкова писала в мае 1814 г. В.И. Ланской: «В жизнь свою я еще не видела такого изобилия брилльянтов, как в этот вечер. Пятнадцать дам, участвовавших в прологе, были ими усыпаны, и на зрительницах было их не малое количество. Даже для двора никогда не пускались в такую роскошь» [6, с. 581]; «платье кн. Веры (Вяземской — Т.Л.) стоит две тысячи, да бриллиантов на ней… тысяч на шестьсот» [6, с. 578].

Вельяшев свою книгу назвал «искреннейшим приношением» «благородным дамам, игравшим в прологе…»: «Сделав описание праздника, данного 19 мая… я осмеливаюсь посвятить оное Вам, Милостивые Государыни! Вам, которые с ангельским снисхождением удостоили украсить его восхитительною игрою и прелестным пением. Вы доказали удивленным зрителям, что для сердец, пылающих преданностью к Царю-Отцу, ничего нет невозможного, и что скромность и стыдливость должны уступить место восхищению, производимому Великим именем Александра. Я почту труд мой в полной мере награжденным, если Вы, Милостивые Государыни! удостоите оный хотя малейшего внимания» [8, с. 1–2].

Предоставим также слово князю П.А. Вяземскому: «Можно ли было видеть без сердечного удовольствия сих прелестных участниц праздника, отличающихся столько же рождением своим, сколько и молодостию своею и красотою, явившихся перед многочисленным собранием зрителей не для удовлетворения тщеславию, не для снискания похвал и рукоплесканий, которых без сомнения были они достойны по искусной своей игре, но единственно из желания изъявить благодарность своих сердец и благоговение к Герою, которого щедрые к нам небеса позволили называть своим Царем. Некоторые из них, еще не вышедшие из ранней молодости, показались этот день в первый раз перед глаза почти всего города, другие, побеждая застенчивость, столь свойственную полу и летам, вышли на сцену и без страха представили на суд просвещенных зрителей еще никогда не испытанные свои таланты. Робость, застенчивость — все должно было уступить сладостному удовольствию воспеть хвалу Александру и осыпать цветами подножие Его изображения» [15, с. 275–276].

По окончании пролога состоялся большой фейерверк в саду усадьбы Полторацких. Затем здесь же была устроена «иллюминация»; в ее центре над «величественной каскадой» располагался огромный щит, на котором Александр был представлен в виде ангела, стоящего на земном шаре. Все картины для «иллюминации» написал воспитанник Академии художеств Василий Степанович Добровольский. Участник торжества генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт [16], пожертвовавший на его проведение 100 руб., вспоминал в своих «Записках»: «Для народа поставлены были амфитеатры с балансерами (канатоходцами. — Т.Л.) и разными фокусниками; иллюминация с эмблематическою картиною была превосходна…» [17, с. 190]. Вельяшев свидетельствовал: «В саду по разным местам поставлены были разные музыки… Различные огни, коими усыпаны были деревья, а равно и берега прудов, ударяя в воду, составляли восхитительное зрелище. Пущенные по воде ботики, будучи иллюминованы разноцветными огнями, придавали вид совершенного очарования» [8, с. 20].

В час пополуночи в нижнем этаже дома Полторацких открылись несколько залов для ужина. Столы были сервированы на 350 персон. За трапезой прозвучали специально написанные музыкально-поэтические произведения — «Хор» (стихи В.Л. Пушкина, музыка Г. Рейнгарда) [8, с. 37–38] и «Народная песня» (стихи В.Л. Пушкина, музыка Г. Марина) [8, с. 39–40]. По окончании ужина, под звуки труб и литавр, хор исполнил заздравную песнь Государю Императору «Многия лета!..» — сочинение П.А. Вяземского на музыку Г. Рейнгарда. Многолетие было поддержано в залах возгласами «Ура!».

Великолепный бал для дворян Д.М. Полторацкий начал после фейерверка. Вначале прозвучал торжественный полонез «Польской» (стихи князя П.А. Вяземского, музыка Г. Рейнгарда) [8, с. 34–36]. Бал продолжался до 5 часов утра. Кареты гостей у крыльца провожали так же, как и встречали, — звуками военной музыки.

Завершая свой рассказ о торжествах 19 мая в усадьбе Полторацких, Вельяшев отмечал в своей книге: «Несмотря на тесноту, услуга была отличная. Фрукты, конфекты, пития, мороженое разносимы были беспрестанно во множестве. Одним словом, ничего не упущено было, чтоб составить праздник сей в полной мере великолепным и соответственным тому великому предмету, по коему он имел место. Он навсегда останется памятен…» [8, с. 22].

П.А. Вяземский писал: «Нет! мой друг, никогда не изгладится из памяти моей воспоминание о сем празднике, данном в Москве, который только в одной Москве и мог быть дан. <…> Развалины, нас окружающие, воспоминания о тех ужасах, которые свирепствовали за два года на них, на сих свидетелях прежних наших бедствий и нынешних празднеств и ликований… все вместе придавало празднику 19-го мая нечто торжественное и священное, отличающее его от всех праздников, которые мы видели и видеть будем» [15, с. 278–279].

М.А. Волкова сообщала 25 мая 1814 г. В.И. Ланской: «Во вторник, наконец, был праздник, которого ждали три недели; он был так блестящ, что в лучшие времена в Москве нельзя бы было придумать ничего великолепнее. <…>
<…> Я жалею, что в числе гостей не было представителей всей Европы. Они бы посмотрели, какова Россия и матушка-Москва, которую хотели уничтожить, а она так гордо, так величаво выступает из развалин» [6, с. 581–582].

Известный пушкинист профессор Н. Михайлова писала: «В.Л. Пушкин также пожелал описать замечательный праздник. <…> Статья В.Л. Пушкина была напечатана в Петербурге в сорок пятом номере французской газеты “Concervateur impartial” в разделе “Внутренние известия” (статья написана на французском языке). Василий Львович с восхищением описывал блестящий праздник, народное представление, где были качели, потешники, цыгане, балансеры, военную музыку, наипрекраснейший спектакль, “крики ура, заглушаемые рыданиями и слезами радости, это всеобщее единение сердец в восхвалении Александра, благодетеля России и вселенной”. Он отметил и “богатство и элегантность костюмов” молодых исполнительниц, не забыл сказать и о фейерверке и иллюминации в саду, о бале, который продолжался до шести часов утра, о залах, украшенных апельсиновыми и лимонными деревьями, гирляндами из роз, сплетенных в виде вензеля императора, об ужине, где фрукты, напитки — “все было великолепно”. Особенно интересно то, что Василий Львович счел нужным объяснить, почему его статья написана на французском языке: “Я прибегнул к иностранному языку не потому, что знаю его лучше своего родного, но потому, что я хочу, чтобы Немцы, Французы, Англичане и др. понимали, что Русские нисколько не варвары, что наши сердца полны любовью к нашему Монарху и к нашему Отечеству” (перевод Ю.А. Матвеевой)» [18].

Семья Полторацких приняла самое деятельное участие в подготовке и проведении празднества. Дмитрий Маркович и Анна Петровна вникали во все, чтобы устроить торжество как нельзя лучше. И это им удалось!

В описании праздника Вельяшев называет имя московского дворянина, который имеет самое непосредственное отношение к истории г. Алексина. А она, как известно, в настоящее время включает сведения о всех микрорайонах города, включая те из них, территории которых в XIX в. относились к Тарусскому уезду Калужской губернии. Среди них микрорайоны Петровское и Мышега… Среди тех, кто пожертвовал деньги на проведение торжества, был генерал-майор Александр Алексеевич Чесменский [19] — его взнос составил 300 рублей [8, с. 4].

В 1808–1820 гг. А.А. Чесменскому принадлежал Мышегский чугунно-плавильный завод. Он и мышегские рабочие оставили свой след в истории Отечественной войны 1812 года. Завод работал на военные нужды. В конце июля 1812 г. генерал-майор Чесменский на собрании дворянства Калужской губернии был избран заместителем начальника Калужского ополчения [20, с. 12, 13; 21]. Генерал-майор направил из своих тарусских владений в ополчение 1 конного и 8 пеших воинов [20, с. 127]. Пожертвовал ополченцам «все свои охотничьи ружья и сабли, а также две фунтовые пушки с зарядными ящиками» [21]. По данным на 1812 г., Чесменский был владельцем Мышегского завода, а также одним из четырех владельцев имения «сельцо Парсуки с деревнями», число принадлежавшим ему ревизских душ мужского пола составляло 181 [20, с. 127, 120, 123].

У ровесников А.А. Чесменского (1763–1820) и Д.М. Полторацкого (1761–1818) было много общего. Оба получили блестящее образование в Европе и относились к тем немногим русским дворянам, которые интересовались прогрессивными методами ведения сельского хозяйства, в частности английской системой земледелия. Их хозяйственная деятельность во многом была связана с Калужским краем. Тарусские имения Чесменского располагались неподалеку от тарусского имения Петровское, которое принадлежало Варваре Дмитриевне Ромейко-Гурко с периода не ранее 1812 г. [20, с. 119] и не позднее 1816 г. [22] и до 1838 г. Можно предположить, что Чесменский бывал в гостях в Петровской усадьбе. За 3–4 часа из Петровского по Алексинскому большаку (Алексин — Калуга) можно было доехать до знаменитейшего на всю Россию имения Дмитрия Марковича и Анны Петровны Полторацких Авчурино, которое славилось успешной организацией хозяйства. Так, в Авчурине для изготовления сельскохозяйственных орудий и машин Дмитрием Марковичем была устроена мастерская, положившая начало русскому сельхозмашиностроению — ее изделия отправлялись помещикам в разные края империи [23]. Использовались они и в Петровском. Чесменский в 1804 г. открыл в своем имении Садки в 5 верстах от Москвы, как писал его современник Степан Петрович Жихарев [24] «прекрасную фабрику разных машин и орудий земледельческих» [25, с. 205]. Осталась запись Жихарева от 7 апреля 1806 г.: «Теперь вошло в моду ездить на обозрение этой фабрики, и если бы дорога была лучше, то вся Москва поскакала бы любоваться заведением. Устройство на английский манер и много рабочих людей из англичан» [25, с. 205]. Вероятно, в Садках, бывал и Полторацкий.

Дмитрия Марковича с семьей А.А. Чесменского объединяло также увлечение коннозаводством и конным спортом. Чесменский являлся внебрачным сыном графа А.Г. Орлова-Чесменского — знаменитого политика, воина и флотоводца, который славился сказочным богатством и широтой натуры. После отставки, в 1774–1796 гг., а затем в царствование Александра I, Алексей Григорьевич жил в Москве. Всю свою недюжинную энергию он направлял на развитие Хреновского конного завода в Воронежской губернии, на котором были выведены знаменитые на весь мир орловские рысаки и русские верховые. Страстный любитель лошадей, граф собирал и сплачивал вокруг себя людей, занимавшихся коневодством. Одним из них стал Полторацкий — предметом его особой гордости был устроенный в Авчурине по английскому образцу и управлявшийся англичанином крупнейший в России частный конный завод. С 1785 г. Орлов-Чесменский проводил в Москве регулярные соревнования по конному спорту — зимние и летние бега. В этих скачках лошади Полторацкого соперничали со скакунами графа [25, с. 58–60]. В 1800-е гг. Чесменский и Полторацкий принимали участие в роскошных конных выездах графа Орлова-Чесменского во время традиционных первомайских гуляниях москвичей в Сокольниках [25, с. 56–58].

Где жила семья графа Орлова-Чесменского в Москве с нач. XIX в.? Предоставим слово его современнику: «На нынешней Калужской улице... находились два больших деревянных дома, с выходившими и служившими вместо балконов фонарями; первый принадлежал Александру Алексеевичу Чесменскому (побочному сыну Орлова), а второй графу А.Г. Орлову-Чесменскому...» [26]. Историк О.А. Иванов отмечал: «До конца жизни графа А.Г. Орлова-Чесменского (1807/1808 — Т.Л.) Александр Алексеевич не расставался с отцом. <…> После смерти родителя он стал управляющим делами графини Анны Алексеевны, а также принял на себя руководство московскими бегами» [27].

В 1809–1820 гг. А.А. Чесменский и Полторацкие были самыми ближайшими соседями. Полторацкие в 1809 г. купили у графини А.А. Орловой-Чесменской за 80 000 руб. большую усадьбу [26], располагавшуюся рядом с имением, где в старом особняке на Большой Калужской улице продолжал жить ее сводный брат Чесменский (здесь он и умер 27 февраля 1820 г.). Этот дом не сохранился. В 1828 г. Орлова-Чесменская продала владение городу, в 1828–1832 гг. архитектор О.И. Бове построил здесь великолепное здание 1-й Градской больницы. Сейчас она входит в состав Городской клинической больницы № 1 имени Н.И. Пирогова. Главный дом Полторацких неоднократно перестраивался — и в XIX в., и в советское время. Его остатки хранит в себе современное здание Московского государственного горного университета по адресу Ленинский проспект, 6 — на его первом этаже сохранилось несколько помещений XIX в., в их числе овальный кабинет.

Сады имений Орловых-Чесменских и Полторацких спускались к Москве-реке. На их месте в настоящее время располагается Центральный парк культуры и отдыха имени Горького — лучший в столице. Праздник 19 мая 2014 г., столь памятный москвичам, — одно из самых ярких событий в истории знаменитого парка.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. РИМСКАЯ-КОРСАКОВА Мария Ивановна, урожд. Наумова (1764 или 1765 – 1832). Была замужем за камергером А.Я. Римским-Корсоковым. Мать трех сыновей и пяти дочерей, гостеприимная хозяйка и яркая представительница общественного быта своей эпохи. Жила в доме напротив Страстного монастыря.

2. Цит. по: Гершензон М.О. Грибоедовская Москва // Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. Чаадаев П.Я. Очерки прошлого. М., 1989. С. 49. Далее: Гершензон. 1989.

3. Липницкая Т.Ф. Петровское на Оке. Усадьба князей Тюфякиных, Ромейко-Гурко, Беров // Дворянские усадьбы алексинской земли. Тула, 2019. С. 48–49, 60.
 
4. ВОЛКОВА Мария Александровна (1786–1859), выпускница Смольного института.

5. Наполеон вошел в Москву 2 сентября. Тогда же в Первопрестольной начался пожар, бушевавший неделю. Его назвали «великим» — из 2 567 каменных домов в Москве уцелело только 626, из 6 591 деревянных — 2 100; цветущий город был сожжен и разгромлен. Усадьба Полторацких не была разрушена.

6. [Волкова М.А.] Грибоедовская Москва в письмах М.А. Волковой к В.И. Ланской. 1812–1818 гг. / пер. с фр. М. Свистуновой // Вестник Европы. 1874. Кн. 10. С. 542–589.

7. ВЕЛЬЯШЕВ А.П. (1785–1826, Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), сын богатого пензенского помещика Петра Адриановича Вельяшева. Участник Отечественной войны 1812 г. Первоначально служил в Иностранной коллегии, а впоследствии в Особенном управлении о устроении больших в государстве дорог. В 1816–1821 гг. — генерал-майор Корпуса инженеров путей сообщения. С 1821 г. — член и генеральный инспектор Совета путей сообщения. Награды: Св. Иоанна Иерусалимского, Св. Владимира 3-й ст., Св. Анны 1-й ст., Медаль дворянская в память войны 1812 г. (Саитов В.И. Примечания // Остафьевский архив князей Вяземских : издание графа С.Д. Шереметева : в 5 т. СПб., 1899. Т. 1 : Переписка князя П.А. Вяземского с А.И. Тургеневым, 1812–1819. С. 404).

8. Вельяшев А.П. Описание праздника, данного в Москве 19 мая 1814 г. обществом благородных людей по случаю взятия Российскими войсками Парижа и счастливых происшествий, последовавших за занятием сей столицы. М., 1814.
 
9. ВАЛУЕВ А.П. (1785–1822), камергер, чиновник одного из московских департаментов Сената (Афанасьев А.К. Примечания // Волкова М.А. Из писем М.А. Волковой В.И. Ланской, 1812–1818 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. : альманах. М., 2007. Т. 15. С. 567. Далее: Афанасьев А.К. Примечания // Волкова // РА. 2007. Т. 15. С. 567).

10. СОНЦОВ М.М. (1779–1847), камергер. Переводчик Коллегии иностранных дел, член Оружейной палаты. Был близок к литературным кругам. Его жена с 1803 г. — Елизавета Львовна, урожд. Пушкина (1776–1848), сестра В.Л. Пушкина, тетка А.С. Пушкина.

11. ПУШКИН А.М. (1771–1830) — д.с.с., действительный камергер, литератор, переводчик Мольера, талантливый актер-любитель. Двоюродный дядя А.С. Пушкина.

12. ПУШКИН Василий Львович (1766–1830), непременный участник всех московских праздников. Последователь Н.М. Карамзина.  В нач. XIX в. известный стихотворец. Родной дядя А.С. Пушкина, первый наставник племянника в поэзии. Библиофил. Был знаком со многими литераторами, дружил с И.И. Дмитриевым, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, П.А. Вяземским. В его гостеприимном московском доме бывал А. Мицкевич. Страстный театрал, участник домашних спектаклей.

13. Вяземский П.А. Старая записная книжка // Вяземский П.А. Полн. собр. соч. : в 12 т. СПб., 1883. Т. 8. С. 79–80.
Так сложилось, что гр. Растопчин вошел в зал последним. Этому предшествовала немая сцена, не предусмотренная программой. Кн. П.А. Вяземский писал: «Растопчин был озлоблен неприязненным… чувством Московских жителей. <…> На празднике, данном в Москве в доме Полторацкого… недоброжелательство к Растопчину явилось в следующем случае. Когда пригласили собравшихся гостей идти в залу, где должно было происходить драматическое представление, князь Юрий Владимирович Долгоруков поспешил подать руку Маргарите Александровне Волковой (матери. — Т.Л.), и первый вошел с ней в залу. Вся публика пошла за ним. Граф Растопчин остался один в опустевшей комнате. Когда кто-то из распорядителей праздника пригласил его пойти занять приготовленное для него место, он отвечал: “Если князь Юрий Владимирович здесь хозяйничает, то мне здесь и делать нечего, и я сейчас уеду”. Наконец, после убедительных просьб и удостоверения, что спектакль не начнется без него, уступил он и вошел в залу» (с. 79–80).

14. «Хор европейских народов», по сведениям А.П. Вельяшева (см. п. 8 наст. примеч.), составили также:
«Хор европейских народов», по словам А.П. Вельяшева, составили также:
«Гишпания, девица Анна Александровна Лунина.
Турция, Княжна Елизавета Алексеевна Шаховская.
Португалия, Софья Александровна Волкова.
<…>
Шотландия, девица Наталья Александровна Корсакова (Римская-Корсакова. — Т.Л.)/
<…>
Англия, Княжна Александра Алексеевна Шаховская.
Италия, девица Высоцкая» (Вельяшев. 1814. с. 24).

Несколько другие сведения о составе «хора европейских народов» приводит М.И. Римская-Корсакова 14 мая 1814 г. в письме сыну Григорию: «А 18 будет славный праздник, где и твои сестрицы будут отличаться. <…> Будут играть мелодраму; Россию играет Верочка Вяземская, что была Гагарина, Европу играет Лунина дочь, Славу — Бахметева Дмитрия Алекс. (т. е. дочь). Мелодрама сочинена Пушкиным Алексеем Михайл. Потом сделан храм, где поставлен бюст его величества государя императора нашего и около стоят народы всех наций; Софья (т. е. Волкова) — Португалия, Наташа (Римская-Корсакова) — Англия, Шаховская — Турция, Шаховская другая — Германия, Полторацкая — Швейцария, Высоцкая одна — Италия, другая Высоцкая — Швеция. Францию и Польшу никто не хотел представлять. Все эти мамзели поют хор — бесподобные слова, — и всякая кладет гирлянду цветов» (Цит. по: Гершензон. 1989. С. 49).

Приведем также материалы В.Ю. Проскуриной: «“Храм бессмертия” — в мелодраме А.М. Пушкина участвовали: Россия — княгиня Вяземская, Европа — Татьяна Александровна Лунина, Слава — Варвара Дмитриевна Бахметева, Испания — Анна Александровна Лунина, Турция — Елизавета Алексеевна Шаховская, Португалия — С.А. Волкова, Швейцария — Ирина Дмитриевна Полторацкая, Шотландия — Н.А. Римская-Корсакова, Швеция — Агафья Дмитриевна Полторацкая, Англия — Александра Алексеевна Шаховская, Италия — “девица” Высоцкая» (Проскурина В.Ю. Примечание // Гершензон. 1989. С. 368).

РИМСКАЯ-КОРСАКОВА Наталья Александровна (1792–1848), дочь камергера. С 1819 г. — жена полковника, впоследствии сенатора Ф.В. Акинфиева (Афанасьев А.К. Примечания // Волкова // РА. 2007. Т. 15. С. 567).

ВОЛКОВА Софья Александровна (урожд. Римская-Корсакова) (1787–1863), с 1814 г. жена Волкова Александра Александровича (1779–1833), знакомого А.С. Пушкина, с 1806 г. московского полицмейстера, с 1826 г. начальника 2-го округа московского корпуса жандармов, генерал-лейтенанта (Там же. С. 567–568).

15. Вяземский П.А. Письмо из Москвы // Сын Отечества. 1814. №  XXVI.

16. ЭНГЕЛЬГАРДТ Лев Николаевич (1765–1836, Симонов монастырь в Москве), генерал-майор (1799). Участник рус.-тур. войны 1787–1791 гг., был при штурме Очакова. В 1812 г. сформировал конный полк Казанского ополчения, с которым участвовал в сражении при Березине. Награды: ордена Св. Анны 2-й ст. с алмазами, Св. Владимира 3-й ст., Св. Иоанна Иерусалимского, золотой крест «За взятие Очакова». Из дворян Духовщинского у. Смоленской губ. «Записки Л.Н. Энгельгардта» впервые были изданы в Москве, в 1867 г.

17. Энгельгардт Л.Н. Записки / Подгот. текста, сост., вступ. ст. и примеч. И.И. Федюкина. М., 1997.

18. Михайлова Н. Напрасно ждал Наполеон… // Октябрь. 2012. № 6. Примеч.: «Le Conservateur Impartial. 1814. N 45». URL: (дата обращения: 15.09.2021).

19. ЧЕСМЕНСКИЙ Александр Алексеевич (1762 или 1763–1820). Внебрачный сын гр. А.Г. Орлова-Чесменского, по просьбе которого Екатерина ІІ возвела его в дворянское достоинство с правом именоваться фамилией Чесменский. Участник русско-шведской войны 1788–1790 гг., русско-турецкой войны 1787–1792 гг., польской кампании 1794 г. (подавление восстания Т. Костюшко). Кавалер ордена Святого Георгия 4-й ст. (1794). В отставку вышел в чине бригадира. По сведениям С.П. Жихарева, чин генерал-майора получил «единственно по уважению заслуг старого графа» в 1807 г.  — он служил «по поручениям» отца, когда тот являлся «главнокомандующим милицией пятой области». Помещик Рыбинского у. Ярославской губ. и Тарусского у. Калужской губ. Похоронен в Москве, на кладбище Донского монастыря. Законного потомства не оставил (Артамонова И. Чесменский Александр Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 т. СПб., 1905. Т. 22. С. 360–361 ; Жихарев С.П. Дневник чиновника // Жихарев С.П. Записки современника / Ред. ст. и коммент. Б.М. Эйхенбаума. М.–Л., 1955. С. 424).

20. Булычов Н.И. Архивные сведения, касающиеся Отечественной войны 1812 года по Калужской губернии : (Калуж. дворян. ополчение). Калуга, 1910.
 
21. Смирнов А.А. Калужское ополчение 1812 года // От Тарутино до Малоярославца. К 190-летию Малоярославецкого сражения. Калуга, 2002. URL: https://history.wikireading.ru/h2M85qNivp  (дата обращения: 15.09.2021).

22. ГАКО. Ф. 66. Оп. 1. Ед. хр. 346. Л. 148 об. 1816 г.

23. Каратыгин Е. Орудия и машины сельскохозяйственные // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1897. Т. 22 (43). С. 210 ; Гуренок М.Г. Помещики Полторацкие // Памятники Отечества. М., 1995. Вып. 34. С. 140.
 
24. ЖИХАРЕВ Степан Петрович (1787–1860) — русский литератор, драматург-переводчик, мемуарист; тамбовский дворянин.

25. Жихарев С.П. Дневник студента // Жихарев С.П. Записки современника. М.–Л., 1955.
 
26. Цит. по: Романюк С.К. Калужский тракт. Нескучное. Андреевская слобода // Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1999. URL: https://coollib.net/b/191891/read (дата обращения: 15.09.2021).
 
27. Иванов О.А. Сын Алексея Григорьевича Орлова // Московский журнал. 2001. № 4. С. 51–54. URL: http://mj.rusk.ru/show.php?idar=800477&DEAD_LINK (дата обращения: 15.09.2021).


Т.Ф. Липнийкая, научный сотрудник
Алексинского художественно-краеведческого музея

Ссылка на статью:
Липницкая Т.Ф. «Росс, восторгом наполняйся…». Торжества в усадьбе Полторацких в Москве 19 (31) мая 1814 г. в честь взятия русскими войсками Парижа / Алексин. худож.-краевед. музей // Проза.ру : рос. лит. портал. М., 2021. URL: http://proza.ru/2021/09/21/67 (дата обращения: ...).


Рецензии