Гл. 40 Знамя 416 стрелкового полка

КОПИЯ ЗНАМЕНИ 416 СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ВНУКОМ КОМАНДИРА ПОЛКА АЛЕКСАНДРОМ БУДАНОВЫМ, ПЕРЕДАНА НА ХРАНЕНИЕ КУНГУРСКОМУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ КОЛЛЕДЖУ.

Торжественная церемония прошла 28 апреля в читальном зале библиотеки колледжа, где развернута музейная экспозиция, посвященная истории Кунгурского полка. Здесь всю стену занимают списки с фамилиями бойцов (более 600), на витринах – фотографии воинов, экспонаты, связанные с войной.


«ЗНАМЯ ВНЕСТИ!»
Такую команду дал внук командира полка Александр Буданов, и трое волонтёров из отряда «Монолит» под торжественную музыку внесли знамя. Александр Владимирович под аплодисменты студентов передал его в руки преподавателя истории, руководителя отряда «Монолит» Александра Федоровича Семёнова. А перед этим рассказал ребятам о полке, о своём деде А.А. Буданове (1902 – 1941).
Майор Александр Антонович Буданов – кадровый офицер: в Красной армии с 1924 года, прошел путь от рядового до командира полка - 416-й полк возглавил в 1939 году и превратил его в мощную силу, которые с лихвой почувствовали на себе гитлеровцы, понеся тяжёлые потери, столкнувшись под Краславой с хорошо обученными бойцами.
Александр зачитал последнее письмо деда, написанное им в окопе и отправленное в Кунгур, где жили его жена Ольга Яковлевна и сын Владимир. Это письмо дышит патриотизмом, мужеством, любовью к родным и ненавистью к врагу. Рассказал о мученической смерти деда от рук озверевших фашистов. В бою командир полка был ранен. 19 июля 1941 при попытке прорыва из окружения, фашисты схватили его, секретаря парторганизации полка и уполномоченного особого отдела дивизии. Их подвергли чудовищным пыткам. Майору Буданову прострелили ноги. Затем офицеров распяли на стволах сосен. На груди у каждого были вырезаны звезды, в глаза вбиты патроны. Под ногами у них были сожжены костры…
Александр Владимирович пришёл на  мероприятие не один, а со своими родственниками. Как почётные гости, потомки героического командира 416 полка сидели на первых рядах, а одна из них, Владислава, даже выступила -  прочла стихотворение о войне.


ДО ПОСЛЕДНЕГО ДЫХАНИЯ
В рядах Кунгурского полка, сформированного в нашем городе в 1939-1941, насчитывалось 3200 человек. Очень много среди них было уроженцев Кунгура и соседних с нашим городом территорий, отслуживших в армии и призванных перед войной на 45-дневные учебные сборы. Домой  вернулись считанные  единицы.  Среди тех, кто пал смертью храбрых, был Анатолий Алексеевич Еремеев (1913 – 1941). Останки молодого воина были найдены в Краславе осенью 1987 года и торжественно перезахоронены на Родине. Рассказ об этом прозвучал на встрече.
Младший лейтенант, командир миномётной роты Иван Андреевич Спирин (1913 – 1943) вступил в бой с фашистами, имея за плечами богатый боевой опыт, приобретённый им на двух войнах – с Японией и Финляндией. Об этом рассказала его дочь Тамара Ивановна Спирина, которая знает о героическом отце лишь по фотографиям и от своей матери Ольги Ульяновны. Иван  Спирин оказался в числе тех, кто не только сам вышел из окружения, но и вывел весь отряд, которым командовал. Иван Спирин еще более двух лет будет бить фашистов, станет капитаном, заместителем командира механизированной бригады. Воевал отважно – награждён медалью «За боевые заслуги» (сентябрь 1942 года). Из наградного листа следует о том, что отважный воин уже имел ранение. Трагическое известие придёт в семью в конце декабря 1943 года: И.А. Спирин умер в госпитале от ран, полученных в боях с фашистами на Смоленской земле, похоронен в городе Спас-Деменске. 
Не единожды участвовала во встречах со студентами Кунгурского сельхозколледжа Людмила Гавриловна Кузнецова, дочь политрука, начальника клуба 416-го полка Гаврилы Дмитриевича Михеева (1914 – 1941). Но на этот раз её не было: накануне пришло печальное известие о её кончине. По предложению Т.И. Спириной собравшиеся почтили светлую память Людмилы Гавриловны минутой молчания.   


СБЕРЕГЛИ ЗНАМЯ – СОХРАНИЛИ ЧАСТЬ
Героически сражаясь с фашистами с первого дня войны,  17-тысячная 112-я дивизия в течение месяца сдерживала наступление немцев, отходя в сторону Невеля. Но и сама при этом несла большие потери: из тех, кто вышел из окружения, сформировали сводный 112-й полк. К концу августа 1941 года на основе этого полка развернули 112-ю дивизию. В октябре она фактически вся погибла в окружении под Вязьмой, ведя кровопролитные бои… Но, словно Феникс из пепла, возродилась в Сибири, где была создана 112-я стрелковая дивизия второго формирования, в котором есть и 416-й полк, и другие подразделения Пермской 112-й дивизии  Это значит, что боевые знамёна дивизии и полков были сохранены. Эта мысль прозвучала из уст председателя Кунгурского городского Совета ветеранов Юрия Лопатина.
- По Уставу, если часть теряет знамя, то она расформировывается, её номер изымается из истории Вооруженных сил, а командный состав подразделения идёт под трибунал и карается по закону военного времени, сказал Юрий Иванович. -  А наши земляки вынесли знамя ценой собственной жизни. Этот подвиг дорого стоит.
Юрий Иванович также сердечно поблагодарил внука командира 416-го полка Александра Буданова, который изготовил копию знамени героической части.
 

КАК СПАСЛИ ЗНАМЯ 112-й
Кто же спас знамёна 112-й дивизии первого формирования?  Интересную информацию отыскал капитан второго ранга запаса Евгений Петров.  В электронной версии газеты «Истоки» (№ 1, 2010 года), выложенной на сайте Гжельского государственного художественно-промышленного института, опубликована заметка «У войны не женское лицо». Её автор,  студент колледжа при институте Евгений Кустов,  рассказал о своей бабушке Тамаре Григорьевне Шмаковой, которая в1941 году служила машинисткой в штабе 112-й стрелковой дивизии.
Благодаря ей и стали известными подробности спасения боевого знамени и документов 112-ой стрелковой дивизии: «Эту операцию провёл небольшой отряд численностью 12 человек под командованием лейтенанта Серебрякова.  Вырвавшись из плотного кольца окружения, они сумели вывезти на трех автомашинах боевое знамя и документы штаба дивизии. Оставив машины на станции Бологое, 20 июля 1941 года они прибыли в г. Великие Луки. Но, так как станция вся горела (немцы ее бомбили «каруселью»), пришлось возвращаться в Бологое. Здесь им удалось сесть на поезд до Москвы. В Москве лейтенант Лебедев, назначенный старшим по отправке, сдал штабные документы и Боевое знамя дивизии…»
В книге «Победители потомкам» (Пермь, 2005) опубликован очерк «Краславские рубежи», написанный на основе книги Петра Зороастрова «Это было под Краславой». Публикация проиллюстрирована снимками, в том числе Павла Тихоновича Зеленина. Подпись к фото гласит: «Стрелок 385-го полка 112-й дивизии. Участник всех боёв с немецкими захватчиками под Краславой. При выходе из окружения обеспечил сохранность и вынос знамени дивизии. Награждён медалью «За боевые заслуги», четырьмя медалями «За отвагу». Скорее всего, Павел Тихонович – один из 12 бойцов отряда, который по воспоминаниям Т.Г. Шмаковой, спас знамя дивизии.


СИБИРЯКИ ПРИУМНОЖИЛИ…
112-я стрелковая дивизия второго формирования, где был и 416-й полк, прошла славный боевой путь. Воины помнили о своих героических предшественниках. Вот как этом сказано в упомянутом выше очерке «Краславские рубежи»: . "В декабре 1941 года приказом Верховного Главнокомандования в Новосибирске развернулось мотострелковое соединение. Оно приняло номер и спасенное знамя 112-й Пермской стрелковой дивизии, как бы став ее преемником. Новое соединение участвовало обороне Сталинграда, Курской битве, освобождении Украины, Польши. 112-я орденов Красного Знамени, Суворова и Кутузова Рыльско-Коростеньская мотострелковая дивизия закончила свой боевой путь в поверженной Германии. Сибиряки приумножили ратную славу и боевые традиции своих предшественников-пермяков, доведя дело, начатое уральцами в жаркое лето сорок первого года, до победного конца".


САД ПАМЯТИ
По окончании церемонии её участники приняли участие в международной акции «Сад памяти». В память о погибших в годы Великой Отечественной войны солдатах на территории возле колледжа высажены саженцы сливы. Мы помним…

(«Искра», 6 мая 2021 года)


Рецензии