Ч. 231 Ремонт в России и в Англии

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/09/20/918
 
Портсмут тогда напоминал Кронштадт. Правда, водопровод в английском городе появился в уже в 1811 году, но за него требовалось платить, а беднякам это было не по карману. Те же грязь, нездоровая атмосфера, кабаки, проститутки.
 
В городе периодически вспыхивали эпидемии холеры, оспы и других заболеваний. Всё это было хорошо знакомо по Кронштадту, только язык другой. Но имелись и отличия.
 
В городе по определённым маршрутам ходили конные многоместные экипажи, их называли омнибусы. Можно сказать, тогдашняя маршрутка. Расстояние в пять миль омнибус проходил около часа. И большим удобством для связи с Лондоном была железная дорога.
 
Раз уж речь зашла о водопроводе, то он появился в Кронштадте раньше, чем в Петербурге. Какую воду пили в Кронштадте, лучше не читать на ночь. При каких обстоятельствах заинтересовался этим вопросом Александр I , неизвестно.
 
Зато достоверно известно, что по его приказанию Морское ведомство в 1804 году проложило деревянные трубы из водоприёмника, куда доходила вода из Невы, в колодец. Водоподъёмный механизм приводили в действие две лошади, которые ходили по кругу.
 
Вода поступала по деревянным трубам в госпиталь и морские казармы, а по пути - в одиннадцать колодцев. Новый водопровод построили только в 1838 году. Тема интересная, но она уведёт нас в сторону, а посему вернёмся в Англию, где находились наши моряки.
 
Команда «Паллады» вымоталась, перетаскивая фрегатское имущество и вооружение на склады. Даже любой домохозяйке понятно, что погрузка и выгрузка сотен пудов пороха и бомб - занятие не только тяжёлое, но и очень опасное, требующее повышенного внимания и осторожности.
 
Отметил это и Иван Александрович Гончаров: «…в Портсмуте сдавали порох на сбережение в английское  адмиралтейство, ужасно роптал, что огня не дают и что покурить нельзя». У каждого были свои заботы в плавании.
 
Но это была ещё не работа, а только подготовка к ней. Когда английские рабочие мастера приступили в доке к осмотру судна, то обнаружили множество гнилых балок и креплений. Кроме того, выяснилось, что при ремонте в Кронштадте фрегат проконопатили гнилой пенькой.
 
Новую пеньку украли и продали. Чтобы не видно было, чем на самом деле проконопачено судно, на российской верфи все пазы сверху замаскировали новой пенькой.  От гнилой пеньки гниль распространилась по всему корпусу.
 
В сущности, требовался настоящий капитальный ремонт, на что Путятин никак не мог согласиться из-за нехватки времени и денег. В отличие от одной партийной дамы, которая когда-то написала статью «Не могу поступиться принципами», адмиралу пришлось ими поступиться, искать в каждом конкретном случае подходящий вариант «лечения» фрегата.
 
В тех местах, где доски и балки совсем прогнили, англичане делали вырезки, а потом вставляли качественный кусок дерева. Вся «Паллада» была в таких «заплатках».

Опреснительная паровая установка, которую в Портсмуте установили на фрегат, представляла собой новейшее достижение науки и техники. Опреснение производилось путём выпаривания морской воды.
 
В результате получали условно пресную воду, которую с отвращением и при большой беде можно было заставить себя пить. В подводной части сделали два отверстия для труб опреснительного аппарата, поставили холодильник, разумеется, не в нашем современном понимании.
 
Охлаждение пара производилось трубами с забортной водой. За 10 часов работы установки опреснялось достаточно воды для её суточного расхода по числу порций для команды. Установили на фрегат и металлические помпы английской конструкции, поскольку отечественные, немного поработав, ломались.
 
На фрегат погрузили запас угля для опреснительной установки. Под опреснитель и угольный бункер пришлось переделывать внутренние помещения, выводить наверх дымовую трубу.
 
Опреснённой водой, по указанной выше причине, полагали пользоваться только в крайнем случае, когда вода в цистернах, наполненных с берега, станет совершенно непригодной для питья.
 
То, что качество воды наряду с другими факторами определяет здоровье команды, знали тогда все - не только офицеры, но и неграмотные матросы.

Экипаж «Востока» перешёл на шхуну и там под руководством Римского-Корсакова готовил судно к плаванию. Путятин приобрёл не только артиллерию и боеприпасы для «Востока», но и четыре бомбовых орудия с боеприпасами для «Паллады».
 
Состояние абордажного оружия было, как бы это сказать помягче, неважным. На вооружении были даже пики. Весельчаки в кают-компании называли матросов, вооружённых пиками, «пикадорами».
 
Адмирал не стал по этому поводу упрекать Унковского, зная, что это общая беда флота. Поэтому он договорился с тем же адмиралтейством о покупке шестидесяти штуцеров. Образцы приобретённых штуцеров он с оказией отправил в морское министерство.
 
Не забудем, что его тесть трудился главным клерком в адмиралтействе и как раз ведал снабжением судов. Штуцеры были изготовлены на фабриках знаменитых английских оружейников Чарльза-Уильяма Ланкастера и Генри Уилкинсона.
 
Офицеры также воспользовались случаем - благо, ещё не все деньги успели истратить - приобрели  охотничьи ружья и пистолеты разработки Ланкастера. Такие вещи можно было потом продать в России за большие деньги и тем поправить свои финансовые дела.
 
Унковский постарался пополнить запас карт и навигационных инструментов. То, что не успели поставить на фрегат в Портсмуте, англичане потом дослали на судно через Гонконг, в частности, «магнитный инструмент Фокса».
 
Кроме того, по совету опытных членов миссии Путятина, офицеры купили различные безделушки для японцев, чтобы обмениваться с ними подарками.
 
Перед отправлением «Паллады» из Кронштадта на фрегат доставили из министерства двора ящики с подарками японскому императору и высшим должностным лицам.
 
Всё доставленное под охраной имущество сдали по описи Унковскому и разместили в каютах адмирала и капитана, у дверей которых всегда находился вооружённый пост.

Полный список подарков мне найти не удалось. Однако известно, что послов всегда снабжали ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камней, табакерками, часами, чтобы использовать их в качестве подарков, а также для подкупа должностных лиц.
 
Выяснил лишь, что доставили на фрегат в качестве подарков японским губернаторам от русского правительства. Это были столовые часы с бронзовыми фигурами, хрустальные вазы, ликёр, херес, головки сахара, зеркала, сукна, материя, карманные часы, трюмо, ковры, халаты, картинки, термометры и дамские несессеры.

В США и в западных странах существуют законы, определяющие порядок получения подарков высшими должностными лицами страны от представителей иностранных государств, их максимальную стоимость. Существует ли такой закон у нас, не знаю.
 
Часовые у кают адмирала и капитана  на первый взгляд кажутся ненужными на военном корабле, но это не так.
 
Например, у командира фрегата, помимо секретных документов и карт, находился и «денежный сундук» - сейф с трёхлетним жалованием для всей команды на время плавания в звонкой монете, кредитивы для оплаты воды, продовольствия, хозяйственных нужд и всяких внеплановых ремонтов.
 
Кроме того, часовые охраняли крюйт-камеру, где хранились порох и сигнальные ракеты.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/09/22/1616


Рецензии
Насколько велика разница в отношении постройки и ремонта кораблей у нас и у англичан. Не в нашу пользу, к сожалению.
С теплом. фВиктор

Виктор Афсари   22.09.2021 22:34     Заявить о нарушении
Разное отношение к труду свободных людей и полурабов.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.09.2021 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.