Якоби Борис Семёнович

День рождения Героя

Якоби Борис Семёнович (9 [21] сентября 1801 – 27 февраля [11 марта] 1874), физик, электротехник, изобретатель. Академик Петербургской АН.

Родился в Потсдаме. Отец будущего физика, Симон Якоби (1772–1832), был личным банкиром короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Начальное образование получил дома, под руководством брата матери. По окончании университетского курса в Гёттингене до 1833 г. работал архитектором в строительном департаменте Пруссии.

В 1834 г. создал первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала, основанный на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами. Двигатель состоял из двух групп магнитов: четыре неподвижных были установлены на раме, а остальные – на вращающемся роторе. Для попеременного изменения полярности подвижных электромагнитов служил придуманный учёным коммутатор, принцип устройства которого используется до настоящего времени в тяговых коллекторных электродвигателях. До изобретения Якоби существовали электротехнические устройства только с возвратно-поступательным или качательным движением якоря.

Работы Б. С. Якоби были высоко оценены В. Я. Струве и П. Л. Шиллингом, и по их рекомендации Якоби в 1835 г. был приглашён в Дерптский университет на должность профессора кафедры гражданской архитектуры.

В 1837 г. по рекомендации нескольких членов Петербургской АН Якоби составил докладную записку с предложением о практическом применении своего электродвигателя «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива» и подал её министру народного просвещения и президенту Академии наук графу С. С. Уварову. Предложение Якоби было доведено до сведения Николая I, который дал распоряжение о создании «Комиссии для производства опытов относительно приспособления электромагнитной силы к движению машин по способу профессора Якоби». В Комиссию, которую поручено было возглавить адмиралу И. Ф. Крузенштерну, вошли академики Э. Х. Ленц, П. Л. Шиллинг и другие известные учёные. На проведение работ была выделеная баснословная по тем временам сумма в 50 тысяч рублей. Якоби поселился в Петербурге, принял российское подданство и до конца жизни считал Россию своей второй родиной.

В 1838 г. на Неве под руководством Якоби были проведены испытания первого в мире электрохода – шлюпки, движимой электрической силой. Двигатель шлюпки, созданный учёным, был питаем от тока батареи, состоявшей из 320 гальванических элементов. На первых испытаниях лодка плавала по реке вверх и вниз, покрыв за 7 часов расстояние в 14 км. В 1839 г. он построил лодку с электромагнитным двигателем, который от 69 элементов Грове развивал одну лошадиную силу мощности и двигал лодку с 14 пассажирами по Неве против течения. Это было первое применение электромагнетизма к передвижению значительных грузов.

Б. С. Якоби изобрёл ряд приборов для измерения электрического сопротивления, под общим названием «вольтагометр». В 1838 г. он открыл гальванопластику (формообразование из цветного металла при помощи осаждения его из раствора или расплава на матрице под действием электрического тока), положив начало целому направлению прикладной электрохимии.

Значительные успехи были достигнуты в области телеграфии. Якоби сконструировал около 10 типов различных телеграфных аппаратов, среди них телеграфный аппарат синхронного действия с непосредственной (без расшифровки) индикацией в приёмнике передаваемых букв и цифр и первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат (1850). Руководил строительством первых подземных телеграфных кабельных линий, что заставило провести исследования в области изоляционных материалов.

Б. С. Якоби был инициатором формирования гальванических команд в сапёрных частях русской армии. В российской военной истории он остался как один из ведущих изобретателей гальванических батарей и морских противокорабельных мин нового типа, в том числе самовоспламеняющихся (гальваноударных) мин, мин с запалом от индукционного аппарата. С 1839 г. он состоял членом «Комитета о морских минах», работая в котором, добился больших успехов. К началу Крымской войны в русском флоте было на вооружении уже несколько тысяч морских мин, которые были выставлены на массированных минных заграждениях на подступах к Кронштадту и другим крепостям. Подрыв на них четырёх британских пароходов 8 (20) июля 1855 г. сорвал план англо-французской эскадры по нападению на Кронштадт.

В последние годы жизни Якоби заведовал Физическим кабинетом Петербургской АН.

Экстраординарный (1842), ординарный академик Петербургской АН (1847). Действительный статский советник. Награждён орденами Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 1-й и 2-й степени, Св. Станислава 1-й степени, а также иностранными орденами: Почётного легиона (Франция), Красного орла 3-й степени (Пруссия), Данеброг 3-й степени (Дания). В 1864 г. получил потомственное дворянство. За изобретение гальванопластики удостоен Демидовской премии в размере 5 000 рублей. В 1867 г. награждён Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже.

На фасаде Дома академиков в Санкт-Петербурге, расположенном по адресу: 7-я линия Васильевского острова, дом 2/1, лит. А, установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь жил академик Борис Семенович Якоби 1801–1874. Выдающийся физик и электротехник. Изобретатель гальванопластики, электрического телеграфа, электрических моторных лодок, электрических мин».


Иллюстрация: Рудольф Хоффманн. Портрет физика Бориса Якоби. 1856 г. Из открытых источников.


Рецензии