Об именах. Александр Мельник

 


У Александра Мельника открытое улыбчивое лицо. Говорят, он очень легко сходился с людьми, умел убеждать и обладал таким редким ныне качеством – всегда выполнял данное слово. Если набрать на Яндексе «александр мельник кинорежиссер фото», то поисковик выдаст  море фотографий и широкий круг общения кинорежиссёра.


Он из того поколения, которое росло на десять лет после нас. А разница между нами гигантская. Им, кто помоложе,  меньше досталось трудностей. Они учились в школе по другим программам, по другим учебникам. Им не позволяли столько самостоятельности, сколько, допустим,  нам, или тем,  кто шёл раньше нас и захватил трудности военных лет. Мы были более подготовлены к жизни и её трудностям, мы были осторожнее, осмотрительнее, если рисковали, то с оглядкой. У поколений, которые моложе нас лет на 10 – 15,  возможностей было намного больше, но и количество рисков возросло. Ежегодные мои «экскурсии» на кладбища родного города подтверждали мои выводы.

Кинорежиссёр Александр Владимирович Мельник родился в СССР  11 июня 1958 года в посёлке Червонопартизанск Свердловского района Ворошиловградской области. Потом область переименуют, она станет Луганской. А 11 июня – будний день, среда. Часто для себя я примеряю, а что я мог делать в тот или иной день. Июнь - это было самое свободное время в том году. Сбор лесной ягоды начнётся позднее. Прополка огорода тоже ещё впереди. До покоса – больше месяца. Чем я мог в это время заниматься? Если солнечная погода, то с утра мог пойти в школу, чтобы отработать на пришкольном участке. Годом раньше я был в «пионерской республике», несколько дней и ночей мы провели в палатках у озера Казгалы. Осенью 1958 года в Кыштыме откроют новый кинотеатр и я смогу смотреть все фильмы подряд. А летом? Вспомнил,  я готовился к будущему и не менее десяти раз посмотрел в летнем кинотеатре в горсаду фильм «Застава в горах» с Сергеем Гурзо в главной роли. За небольшую услугу контролёр тётя Нина пропускала меня на детские сеансы бесплатно. Однажды я даже своего бывшего одноклассника провёл. Я забыл об этом, мы и учились-то с ним всего два класса, а он напомнил, когда мы встретились на комсомольской работе в начале 70-х.

Российский кинорежиссёр и сценарист, член гильдии кинорежиссёров России Александр Мельник избрал другой путь, хотел быть инженером-гидрологом и в 1980 году окончил Одесский гидрометеорологический институт.   Работал на полярной станции в море Лаптевых (Тиксинское управление гидрометслужбы). Участвовал в гидрологических экспедициях в бассейнах Северного Ледовитого и Тихого океанов. Служил в Советской армии. Восемь лет занимался журналистикой в Молдавии и Приднестровье, написал ряд пьес и две книги: «Горячее опробование» (1988), «Безумное зеркало» (1991).  Из Приднестровья перебрался в Москву, работал генеральным директором издательства «Андреевский флаг» (г. Москва), потом возглавил общественный  «Фонд Андрея Первозванного» и  общественный «Центр Национальной Славы России». А потом 15 лет был  кинорежиссёром и сценаристом.

До его гибели 8 сентября 2021 года я ничего о нём не знал и не слышал. В тот день сообщали о гибели на Большом Иркиндинском водопаде (Китабо-Орон) в западной части Путоранского заповедника, в 120 км от Норильска министра по чрезвычайным ситуациям Евгения Зиничева. С момента его назначения министром я присматривался к нему из своего зарубежья. Он мне был интересен уже тем, что он происходил из поморских староверов, а это люди с особой закваской. СМИ сообщали, что глава МЧС пытался спасти кинорежиссера, который  поскользнулся и сорвался со скалы в реку. А в заповеднике они оказались потому, что выбирали место для будущих съёмок о работе в условиях Крайнего Севера и освоения Арктики.

А потом от рукопожатных на Западе пошёл такой поток грязи и вони… Всякие шендеровичи стали обвинять «охранника путина» в злоупотреблении служебным положением. Фамилии кинорежиссёра ещё не назвали, но я понял, что оба они –  и министр, и киношник -  люди хорошие, порядочные.

А что касается плато Путорана, то я в свои неполные 75 с удовольствием бы посетил этот один из самых суровых уголков нашей планеты, где Иосиф Виссарионович Сталин учился науке управлять у волхва Фёдора Чердынцева. Эту фамилию мне назвали после моей публикации на проза.ру про Курейку, городок на левом берегу Енисея, напротив устья реки Курейки, текущей с плато Путорана. Случилось это в феврале-марте прошлого года.

Узнав, что у режиссера Александра Мельника два полнометражных фильма «Новая Земля» и «Территория», я отыскал их в глобальной сети, посмотрел и убедился, что это качественное кино, а фильм «Территория» посвящён людям сильным, трудолюбивым и одержимым, то есть таким человеческим качествам, которых сегодня очень не хватает.

Друг Александра Мельника Андрей Шестопалов сообщил корреспонденту «МК в Красноярске»,  что ему, видимо, суждено ему было погибнуть на плато Путорана. Он считал это место особо магическим. Его привлекали  заповедные места. В  Сибири, на севере Красноярского края он нашел ту исконную природу, которая ему была по душе. Его привлекала суровая романтика, путешествия, преодоления, «мужская атмосфера». Он был сильным человеком, и такие места его привлекали. Он хорошо передал свое мировоззрение в «Территории». Александр любил атмосферу 60-х, времена, когда человек стремился менять мир к лучшему, покорять суровую природу. И такие места, как плато Путорана его притягивали, а также люди, которые ведут себя, естественно, не наигранно.

Я нашёл слова Александра Мельника, сказанные им  в 2015 году перед премьерой фильма «Территория»:

«Я работал на полярной станции. В 80-м году после окончания института в городе Одессе  я выпросил единственное направление на полярную станцию в море Лаптевых. У меня было несколько экспедиций, Арктику я знаю не понаслышке, я люблю ее очень сильно. Было много всяких разных поездок, поэтому для меня это очень родные места. Но все равно во время этой работы я увидел и узнал много такого, чего тогда не было, потому что я был в совершенно другой функции, в другом качестве, и другая работа была. Нужно было искать красоту. Это была замечательная работа, когда ты летаешь, ищешь красивое место, потом привозишь туда группу, потом ты с этой группой работаешь там, делаешь кино.»


После его гибели на плато Путорано по глобальной сети завоняло:

Как корреспондент Вечернего Кишенёва вдруг оказался в Москве и Президентом такой организации, как фонд Андрея Первозванного???
В общем, всю свою жизнь Александр Мельник был никаким не режиссёром, а штатным или внештатным сотрудником КГБ-ФСБ, по другому никак...
Но пишут про него в СМИ исключительно как о Великом Режиссёре...
Что же снял такого нетленного Александр???
Целых два фильма!!!
Что за шедевры???
То есть в 2008 г. 50-летний Александр Мельник, никогда до этого не работавший ни дня в кино даже осветителем, взялся снимать свой первый в жизни фильм «Новая Земля»...
Как это вообще возможно???
Понятно, что никто этот фильм никогда не смотрел, потому что на говно зритель не ходит в принципе...
Но теперь уже зрители никогда не смогут восхититься его новым безсмертным творением... (орфография оригинала сохраняется).

К чистому человеку грязь не пристанет. Я привёл несколько высказываний, чтобы показать характер обличений и грамотность обличителей.

«Был ли сам Александр Мельник суровым человеком?» - спросил корреспондент из Красноярска у Андрея Шестопалова. И тот сказал:

«Если коротко, он был настоящим, мудрым и лаконичным. Сколько его знаю, он никогда не осуждал других людей, не бросал близких никогда. Но, что самое удивительное, как я считаю, то, что он прощал своих недоброжелателей. Александр сам был светлым человеком, с ним никогда не было скучно. Еще он был добропорядочным, любил семью. Брал в экспедиции и путешествия с собой своих близких.
Александр открыл для меня настоящую веру. Помогал церкви, организовывал паломничества в Сербию, на Святую Землю, устраивал крестные ходы по России. Он был первым президентом православного фонда «Андреевский флаг», который почти 20 лет оказывает поддержку православию.
Я, возможно, идеализирую своего друга, но, мне кажется, он – образец русского человека. Для меня он и есть Россия. Он олицетворял, по моему мнению, лучшее, что есть в нашей стране. Под его влиянием люди становились лучше. В своем творчестве он раскрывает свой взгляд на мир, нашу страну и наш народ. И те слова, которые звучали по случаю его гибели от первых лиц государства, говорят о его важности для российской культуры.
Он снимал фильмы не для личной выгоды, а для того, чтобы делиться своим взглядом на мир и мудростью, светом. И он не был позером, как так называемые «селебритис», для меня он – и есть элита России. В своих фильмах он как раз и показывает мощь, яркость и богатство нашей страны, а также сильных людей, покорителей и созидателей. И он снимал то, что считал нужным. Для него было важно не попасть в таблоиды и масс медиа, его волновало, смог ли он донести мысль в своем фильме или нет. Подчеркну. Не забрать, а донести! И я считаю, что с его уходом и я, и вся страна понесли большую потерю».

Для справки. СЕЛЕБРИТИС  - происходит от англ. celebrity «знаменитость». Вошло в письменную речь в 2008 году.

Режиссуре Мельник посвятил себя в 2006 году. Уже в 2008-м вышел его первый фильм-притча «Новая Земля». Действие происходит на необитаемом острове, где проводится эксперимент над заключенными. Небольшой группе преступников с пожизненным сроком предлагают создать собственное поселение на необитаемом острове за полярным кругом. Однако поселенцы начинают жить по собственным преступным законам и создают то, что им близко по характеру – тюрьму.

В 2015 году он экранизировал роман Олега  Куваева «Территория». Сюжет фильма посвящен реальным событиям и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на крайнем северо-востоке СССР. Это яркий фильм об одержимых и увлечённых людях, способных выживать и не терять человеческий облик в условиях сурового Крайнего Севера.

В субботу, 11 сентября, отпевали режиссера Александра Мельника в замоскворечном Храме святителя Николая в Толмачах. Это храм-музей,  с  ним    многое связывало  Александра Владимировича, который 14 лет возглавлял «Фонд Андрея Первозванного», 5 лет — «Центр Национальной Славы России». Отпевал Александра Мельника  его духовник протоиерей Николай (Соколов), а похоронили  общественного деятеля и режиссера на территории патриаршего подворья в деревне Афинеево, недалеко от дома, где он жил.

Своими воспоминаниями об Александре Мельнике поделились с «МК» его коллеги и друзья. Воспроизводим некоторые из них.

— Мы с Александром Мельником долгие годы вместе работали в «Фонде Андрея Первозванного», — говорит Виктория Медунина. — От него шел какой-то внутренний свет, он излучал спокойствие, как это бывает, когда находишься рядом с маститым священником. При том, что Александр Владимирович тогда был достаточно молодым человеком. За все годы работы с ним я не видела его раздраженным или недовольным. В нем чувствовалось благородство. Он был уверен в себе. Мог найти общий язык со всеми: и с работниками кухни, и с садовником, который ухаживал за нашими цветами, и с академиком, и с высокопоставленным чиновником. Всех старался поддержать, особенно тех, кто оказался в затруднительном положении.

Виктория Медунина вспоминает, как Александр Мельник трепетно опекал талантливого поэта, композитора и исполнителя Владимира Волкова.
— У него была тяжелая судьба, он служил рядовым в десантных войсках во время войны в Афганистане. Писал необыкновенные песни, проникнутые любовью к Богу и Родине, пел о величайшем самопожертвовании. Давал концерты в воинских частях, госпиталях, училищах. Был самородком без специального музыкального образования. Господь дал ему такой талант. Но он любил выпить. Александр Владимирович, услышав записи его песен на магнитофоне, нашел Владимира Волкова, взял над ним шефство, все время пытался удержать его в рамках, чтобы он не сбивался с истинного пути. Нам удалось записать три альбома его песен и провести в Храме Христа Спасителя его замечательный вечер. 
Виктория вспоминает, что Александр Мельник закончил Одесский гидрометеорологический институт, пошел служить в армию, когда у них с женой Ольгой Николаевной уже было трое детей.
— Потом вернулся к себе в Приднестровье, работал специальным корреспондентом газеты «Советская Молдавия». Когда развалился Советский Союз, в связи с военными действиями в Приднестровье, вынужден был уехать с семьей в Москву. В столице создал издательство, которое называлось «Андреевский флаг». Он очень любил море и начал издавать небольшие книжки для моряков, потом — книги писателей-маринистов. Он всегда служил России верой и правдой. Потом уже создал «Фонд Андрея Первозванного».
Главным направлением фонда, по рассказам Виктории, было принесение в пределы Русской православной церкви великих христианских святынь. Фонд ежегодно доставлял из Иерусалима Благодатный огонь на Пасху.
— Александр Мельник всегда отличался верой в то, что он делает. Он никогда не работал на чужих проектах, делал только то, что ему было близко и интересно. У него было внутреннее ощущение, что надо сделать. В этом ему помогал его духовник, отец Николай (Соколов), настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах. Отец Николай сам очень глубокий человек, истинный интеллигент, очень одаренный, в Московскую Духовную Академию пришел после окончания консерватории. Он с первых дней был духовником нашего фонда. В храме Святителя Николая в Толмачах находится Владимирская икона Божией Матери. И мы всегда, когда начинали какой-нибудь проект, служили там молебен, посвященный началу благого дела. Последний проект, который оказался самым масштабным по времени, — это провоз по городам России Пояса Пресвятой Богородицы. Ему пришли поклониться сотни тысяч человек.

Виктория Медунина вспоминает о многолетней программе, связанной с Сербией и Косово.
— Мы привозили оттуда ребятишек, чтобы они могли отдохнуть в российских детских оздоровительных лагерях и санаториях. Многие из этих детей были сиротами. В этой программе принимала участие удивительная сербская актриса, общественный деятель Ивана Жигон. Когда она узнала, что Александр Мельник погиб, сказала: «Он не мог умереть от болезни или от старости, он — герой, погиб, как на передовой». Господь нам показывает, что иногда создаются экстремальные, неуправляемые ситуации. Как, например, было, когда погибели первый космонавт Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин в 1968-ом. Александр Мельник был человеком действия. Он долго писал сценарий фильма «Территория», долго искал деньги. Чтобы закончить фильм, заложил свой дом, потому что был уверен, что это нужно сделать. При том, что в доме жил пожилой отец, не всегда здоровая супруга. Он шел до конца. Это и принесение Благодатного огня, и принесение Десницы Иоанна Крестителя. Это сербская святыня, которая принадлежала императору Павле I Карагеоргиевичу, до революции находилась в Российском императорском доме. Потом ее, как и Филернскую икону Божией Матери, частицу Креста Господня, передали для сохранения в монастырь в Черногории. В Сербии боялись, что мы можем взять святыню и не вернуть. Когда митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) переговорил с Александром Мельником, у него отпали все сомнения. Святыню передали на несколько месяцев России под честное слово Александра Владимировича.
Виктория уверена, что очень много людей придет, чтобы проститься с Александром Владимировичем.
— Его похоронят на территории патриаршего подворья в Афинеево, рядом с храмом Святителя Николая, который он построил. Отец Николай (Соколов) является настоятелем этого подворья. Афинеево — это небольшой поселок под Москвой, где Александр Владимирович жил с семьей. Получается, что круг жизни замкнулся: и храм святителя Николая, и Владимирская икона Божией Матери, перед которой его будут отпевать… Это все указывает на то, что есть какой-то высший промысел. Александр Мельник — замечательный человек. Я сейчас созванивалась с теми, кто с нами раньше работал. И мы пришли к выводу, что это были лучшие годы нашей жизни. Александр Мельник верил во все начинания, и мы верили. В 1997 году, когда он только создал фонд, обратился к Патриарху и президенту России Ельцину о восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Орден был учрежден Петром Первым в 1698 году и просуществовал до 1917 года. Сейчас он является высшей наградой России. Девиз ордена — «За веру и верность». Александр Мельник так и жил — с верой и верностью.


Коллеги отмечают, что Александр Владимирович был человеком невероятной доброты и таланта.

— Александр Мельник появился в моей судьбе в очень трудное, перестроечное время, — рассказывает актер, кинорежиссер, Народный артист РФ Николай Бурляев. — Он тогда возглавлял «Фонд Андрея Первозванного». Я ему обязан поддержкой, в том числе и духовной. С его подачи мне вручили орден Святого апостола Андрея Первозванного. Мы были вместе с ним во многих паломнических поездках по святым местам: и в Иерусалиме, и на Святой горе Афон, и на Кипре. Где мы только ни были. И всюду Александр был, как лучик света, всех поддерживал, обо всех заботился. Помню, в одной из поездок на теплоходе мы попали в жуткий шторм, отказал один из двигателей, положение было критическое, намечался даже некий бунт… Александр Мельник проявил себя как настоящий мужчина. Оставаясь абсолютно спокойным, он взял ситуацию под свой контроль, действовал уверенно, давал необходимые распоряжения. Его внутренняя сила и спокойствие передались остальным. Все завершилось тогда благополучно.
Николай Бурляев поделился, что Александр Мельник помог ему провести один из форумов славянских и православных народов «Золотой Витязь».
— Организовал поддержку, был рядом. Мы провели форум в Калуге. Потом он покинул пост в фонде, занялся режиссурой. Александр ведь был прекрасным журналистом, у него были все основания заниматься этим. Он снял интересные фильмы «Новая Земля» и «Территория», в которых затронул очень важные проблемы. И в этом он оказался талантливым человеком. 
Очень многие благодарны Александру Мельнику за фильм «Территория», который он снят по одноименному роману Олега Куваева. В картине рассказывается о том, чего стоило открыть месторождение золота на Российском Севере. Режиссеру удалось передать дух того времени, просто и обыденно рассказать о героическом, о честной работе, одержимости, настоящих ценностях. Ему самому в 1976-ом удалось со стройотрядом попасть в Магаданскую область, где они обустраивали месторождение Дукат. Через четыре года он уже был на полярной станции, участвовал в гидрологических экспедициях, работал в море Лаптевых, в дельте Лены. Влюбился в Север, хотел рассказать о профессии геолога, и рассказал. Фильм «Территория» — это памятник Александру Мельнику навсегда.
— Я молюсь о нем, — говорит Николай Бурляев. — Я уверен, что Александр Мельник сделал столько добра, что память о нем останется самая-самая светлая. Мы будем помнить о нем и благодарить судьбу за то, что большую часть жизни мы прожили вместе.


Рецензии