Тёмные аллеи, или все несчастливы одинаково
Но если Бунин такой забытый автор, то за каким чёртом его вообще обсуждать? Ну, как же? Ведь забытый не нами, мы-то его помним. Только не читаем.
Итак, «Тёмные аллеи» — один из лучших и наиболее стилистически выдержанных сборников рассказов в истории русской литературы, однако мало кто осваивает его полностью, ведь «вы вообще видели, сколько там рассказов?» Тридцать да девять. Тридцать да девять рассказов о любви, которые сам Бунин считал главным произведением всей своей жизни.
В «Тёмных аллеях» Бунин полностью переворачивает афоризм Толстого и как бы заявляет: счастливых семей не бывает, каждая несчастливая семья несчастлива одинаково. Все рассказы сборника кончаются горем, одиночеством, смертью. В данном случае Бунин нередко прибегает к методу опрокидывающего финала: например, все счастливы, признаются в любви, я увезу тебя дорогая я плачу дорогой неужели мы будем счастливы ещё больше чем сейчас да поверь мне люблю тебя, и вдруг раздаётся громоподобный голос и заявляет: «Это было в феврале страшного семнадцатого года. Он был тогда в деревне в последний раз в жизни». Или ещё более замечательная концовка, характеризующая, наверное, вообще весь сборник сразу: «Помню, как наконец она взобралась в сенцы одного из них и мы говорили, прощались и целовали друг другу руки, как я обещал ей приехать через две недели в Серпухов... Больше ничего не помню. Ничего больше и не было».
«Тёмные аллеи» исполнены на редкость сильного чувства пессимизма, тоски по ушедшему и безнадёжности будущего. Ушедшее — это Россия. Её навсегда унесла революция. Поколения эмигрантов тех лет больше всего поражают нас тем, до чего сильно эти люди не хотели уезжать из России. И до чего бессмысленно было их будущее вдали от родины. Мы сейчас так не мыслим, возможно именно потому, что эти люди уехали и не вернулись. Так или иначе «Тёмные аллеи» — один из самых проникновенных и поэтичных портретов русского зарубежья. Нет, действие рассказов редко уходит за пределы России, а уж тем более дальше 1917 года, но это не взгляд изнутри, вместо него мы всё время оглядываемся, всматриваемся в дореволюционную Россию, ускользающую и потерянную.
Всего один рассказ, «Месть», не заканчивается расставанием. Только потому что главная героиня пересказывает герою историю другой своей несчастливой любви. И вроде бы рассказ кончается таким разговором: «— Вместе и в Париж уедем. — Да. — А что дальше, не стоит загадывать. — Да, да. — Можно поцеловать руку? — Можно, можно...» — но такая открытая концовка в контексте сборника не является оптимистичной. Ведь мы же помним по рассказу «В Париже», что они, может, и полюбят друг друга, и уедут в Париж, она поселится с ним в тесной комнатушке, и будут они счастливы, но потом он умрёт, пока едет в метро, а что останется ей? Горе.
Бунин с высоты своего опыта с точностью патологоанатома вскрывает само понятие любви, уничтожает его смысл. Но в то же время меня такой горький итог не устраивает. Мы же можем не согласиться. И я думаю, что «Тёмные аллеи» могут научить вот чему: пока два, три, четыре (а в семье Буниных бывало и пять) человека окружают себя бессмысленным понятием «любовь», им совсем не стоит чего-либо бояться, загадывать на будущее и строить какие-либо планы, пускай они думают, что они хоть тысячу раз счастливы, всё равно рано или поздно один из вас умрёт в преждевременных родах, второй так и не дождётся первого в Италии, наступит страшный семнадцатый год, и все умрут, и все будут несчастливы, да и вообще любовь — ужасная, дурацкая, отвратительная, гадкая штука, поэтому, может быть, правы те, кто не помнит прошлого и не ищет будущего, а просто любит сейчас?
Свидетельство о публикации №221092201273