Знать и любить Землю!

Друзья!

Прекрасна наша голубая планета Земля- настоящее "ожерелье" среди других небесных тел. Таких чудесных "шариков" нигде - ни в ближайших, ни в удаленных галактиках- нет.
И чтобы любить свою планету, надо  о ней знать как можно больше!
С большой радостью узнал о новом средстве познания окружающего мира!
«Уроки географии» – это образовательный телепроект. «Наш класс – вся Россия» – таков лейтмотив видеоуроков. Проект рекомендован к показу  Комиссией РГО по географическому и экологическому образованию.
В каждой серии прямо из студии учитель географии и его ученик перемещаются в один из регионов России, чтобы раскрыть его тайны и увидеть чудеса природы. Это Байкал, Эльбрус, Якутия, Карелия, Сочи, Соловки, Астраханская область, Пятигорск, Сахалин, Хабаровск. Герои сериала не актеры, а реальные люди: учитель географии московской Ломоносовской школы Иван Колечкин и его ученики.
Маршрут героев далек от банальной туристической прогулки. Они забираются в самые труднодоступные места, спускаются в подземелья, поднимаются к горным вершинам, бродят по пещерам, встречаются с шаманами, находят алмазы, читают древние письмена на камнях… А преодолевать препятствия и расстояния им интерактивно помогают школьники в студии, отвечая на каверзные вопросы учителя, проделывая опыты в студийной лаборатории и выслушивая советы ученых в режиме прямого включения…
«Уроки географии» – это увлекательные научно-популярные истории, которые будут интересны не только школьникам, но и всем, кому хочется узнать что-то новое, удивительное и прекрасное про нашу страну. Откроем Россию заново!
Самый древний и загадочный водоем планеты. Самое крупное хранилище жидкой пресной воды на Земле. Самое чистое и глубокое озеро в мире. Разгадывать его  его тайны будут участники необычного урока географии. Учитель и ученик под дистанционным управлением класса не только пройдут по берегам озера, проплывут по нему на катере, но и совершат погружение в его удивительные глубины. Только если класс будет верно отвечать на вопросы учителя, героям игры удастся познакомиться с пресноводным тюленем, узнать, как со дна озера изучают космос, и пройти обряд очищения огнем у настоящих шаманов. Все эти приключения вы сможете пережить вместе с героями программы «Уроки географии». 
...Други!
Обязательно буду смотреть такие увлекательные телепередачи!

Вл.Наваров
**********
ВАЛДИС ПЕЛЬШ:
 "РАССКАЖИТЕ, КАК КАРТОФЕЛИНОЙ СБИТЬ ВРАЖЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК"

Валдис Пельш, пожалуй, самый известный член жюри конкурса "Лучший гид России". Популярный шоумен, автор увлекательных документальных фильмов об интереснейших местах планеты, путешественник с большим стажем, наконец, член Русского географического общества. Мы решили узнать, чем он руководствуется в оценке работ участников конкурса, а заодно попросили дать несколько советов тем, кто решит принять в нём участие нынешней осенью.
— Валдис, чем, на ваш взгляд, хорош конкурс "Лучший гид России"?
— Тем, что в нём есть живой смысл. В нашей стране существует много конкурсов, которые проходят, скажем так, по инерции. Просто потому, что, например, 20 лет назад его придумали, тогда он был хорош, нужен и успешен, а сейчас его жаль бросать. Или ещё проще — есть некий бюджет, который можно освоить. А "Лучший гид России" — это реальные истории людей, которые любят свои родные места, или увлечения, о которых хочется рассказать. Города и регионы России, ремёсла и местная флора или фауна — всё что угодно. Главное — люди рассказывают о том богатстве, которое они видят рядом с собой, и весьма обоснованно считают, что это интересно и другим. Такие рассказы и составляют основную ценность конкурса.
— Были работы, которые вы смотрели с особенным интересом?
— Я никогда не забуду "гида по грибам" Дмитрия Тихомирова, ставшего победителем в номинации "Проводник" в 2018 году. Посмотрел его видео — и тут же захотелось поехать в лес, на тихую охоту. Мне понравилась Анна Пивоварова из Ростова-на-Дону, в том же году она стала лучшей в номинации "Гид-любитель". Девушка сделала свою экскурсию в стиле рэп. Некоторые члены жюри высказывали скепсис по поводу рэпа — дескать, это такое приземлённое, "низкое" искусство. Но вслушиваясь, понимаешь, что Анна — просто поэт в сравнении с Моргенштерном и Ольгой Бузовой. Причём это было сделано не на коленке, там была идея, оригинальное видение. Мы понимаем, что человек потрудился, создавая тексты. А главное — сделано искренне. Хорошо получилось.
— На что вы как член жюри в первую очередь обращаете внимание — на искренность и оригинальность или на содержание и техническую составляющую?
— На всё. Ролик, который присылается на конкурс, — это маленькая передача. В ней должно сойтись очень многое. Тема, ведущие, текст, музыка, режим съёмки, монтаж и прочее. Вплоть до того, каким шрифтом пишутся титры. Когда это слепилось, всё — We are the champions, my friends!
Мы прекрасно понимаем, что у многих из всей аппаратуры есть лишь мобильный телефон под рукой. Звук, конечно, там будет не самый лучший, монтаж — линейный и т.д. Хотя новейшие смартфоны позволяют делать серьёзные работы. Но мы не вправе требовать, чтобы у человека был айфон последней модели. Если мы видим, что участник конкурса сделал всё что мог, то на какие-то огрехи закрываем глаза. Но всё равно надо стараться сделать по максимуму. Если вы воспринимаете конкурс как стоящее действо и, возможно, некую веху в своей жизни, то выложитесь на 100, а лучше на 157 процентов!
— На конкурс приходят работы со всей страны. А есть какие-то места в России, куда бы вы сами хотели поехать, чтобы снять сюжет или даже фильм?
— Таких мест — выше крыши. Земля Франца-Иосифа, архипелаг с богатейшей историей и с интереснейшей географией, обитателями, с потрясающей энергетикой. Там чудесные ландшафты, очень красивые, отчасти даже космические. Магаданская область, Чукотка, Командорские острова. Можно перечислять долго…

В этом и прелесть России — вы обладаете возможностью выбирать из большого количества потрясающих, удивительных мест. То же плато Путорана. Там сложно снимать, и я хочу это сделать. Если не ошибаюсь, по площади оно сопоставимо с территорией Англии. И мало кто знает, где это. Спрашиваешь: "Где плато Путорана?" Процентов 25 отвечают, что в Южной Америке. Другие говорят, что в Китае. Только примерно пять процентов реально знает, что это в России, к юго-востоку от Норильска. И вот что я думаю: есть китаисты, есть арабисты — должна появиться большая когорта русистов. Россию можно открывать бесконечно.
— Самый памятный эпизод во время съёмок?
— Он поучительный и весёлый. Мы снимали эпизод для фильма "Люди, сделавшие нашу Землю круглой" (четырёхсерийный документальный фильм Валдиса Пельша, повествующий о зарождении дальней авиации и истории советских трансполярных перелётов в 1930-х годах. — Прим. ред.), когда в полёте на проверочном самолёте АНТ-25 не вышла стойка шасси. Тогда инженер Евгений Стоман, высунувшись из пробитой обшивки крыла по пояс, фиксировал ломиком канаты, которые держали стойку шасси. Он был без страховки, и довольно легко можно было вывалиться. И вот мы как бы реконструировали этот эпизод. Я — единственный из всей съёмочной группы сертифицированный парашютист — на себе показывал, что бы могло произойти: якобы случайно вываливался из самолёта. Очень выразительно вывалился — с тремя поворотами в разных плоскостях. Моя камера всё время ловила самолёт, в то время как я красиво вращался. И в какой-то момент меня пронзает мысль: "Я молодец, но камеру-то не включил!"
Проблема была небольшая — пойти на следующий взлёт и "перепрыгнуть" этот эпизод. Но ведь в жизни может произойти что-то, что ты уже не сможешь переснять…

— Вы много где побывали, многое видели. А что дают путешествия человеку?
— Было бы обидно прожить на планете Земля, описывая круги вокруг своей зоны обитания. Хотя, смею вас уверить, я знаю огромное количество людей, которые счастливы там, где живут. Вот они вышли из дома и пошли в свой лес, поплыли по своей реке, отправились в поход по своей земле.
А я люблю путешествовать, открывать что-то новое. Мне просто повезло, потому что у меня есть такая возможность. Земля очень большая, и было бы досадно не увидеть 10-й или даже 15-й части суши. Путешествие обогащает тебя и делает в чём-то лучше. Замечательный артист Лёша Макаров, участник съёмок нашего фильма "Большой белый танец", хорошо сказал: "Спасибо тебе большое, белая акула, за то, что дала мне возможность что-то узнать про себя".
— Сейчас очень много программ и на традиционном телевидении, и в YouTube, где люди рассказывают о своих путешествиях. Что лично вам нравится, а что нет?
— Есть люди, которые больше всего остального, что есть и происходит вокруг, ценят себя в кадре. Честно говоря, когда я смотрю такой сюжет, мне становится скучно. Есть люди, которые стараются поразить зрителя своей осведомлённостью, своей смелостью и готовностью ввязываться в любые события. Но это не одно и то же, что приехать на побережье Антарктиды, погулять по берегу, снять пингвина, выпить с полярниками (кстати, очень весело выпивать с полярниками), записать несколько подводок и улететь. Мне кажется, если уж рассказывать про материк, то надо идти дорогой первооткрывателей — Шеклтона, Скотта, Амундсена. Влезть в их шкуру. По крайней мере, я ближе к таким людям, которые примеряют всё на себя. Тогда и то, что ты чувствуешь и о чём рассказываешь, будет соответствовать тому, что ты показываешь людям.
— Дайте, пожалуйста, совет участникам конкурса "Лучший гид России". Как быть, когда хочется рассказать о многом, а формат ограничен двумя минутами?
— Надо понять, что будет локомотивом вашего рассказа. Когда мы снимали фильм "Люди, сделавшие Землю круглой", я сомневался, насколько будет интересно то, что получится. Долго искал проверочный вопрос, который цепляет. И нашёл его. Ксения Собчак спросила: "Ты какое-то там кино снимаешь? Про каких-то лётчиков, перелёты?" Я в ответ спросил: "Ксюша, как ты думаешь, сколько часов летел экипаж Чкалова по беспосадочному маршруту Москва — Ванкувер в 1937 году?" Она предположила: "Часов 15, наверное". А на самом деле — 63 часа! И далее ты рассказываешь, что это была негерметичная, плохо отапливаемая кабина. Очень тесная — по 20 сантиметров от тебя вправо и влево… И человек становится слушателем. Надо найти какую-то деталь, которая выведет вашего собеседника из состояния комфорта и он захочет узнать, что было дальше.

— Участники конкурса рассказывают не об экзотических странах, а о местах, в которых живут. Как увидеть интересное в повседневном? И как это лучше преподать?
— Очень просто. Нужно дать понять вашему зрителю одну простую мысль. То, о чём будете рассказывать, вы знаете в десять раз лучше, чем кто-либо другой. Вспоминаю свой разговор с участником трёхкратного восхождения на Эверест Иваном Трофимовичем Душариным. Вообще-то я считаю себя человеком достаточно эрудированным. Но когда позвонил ему и стал излагать идею своего фильма, он просто захохотал. И вспомнил историю со знаменитым биологом Кювье. Составители французской энциклопедии спросили у него, правильно ли они дали определение слову "рак": небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед. Кювье ответил: "Великолепно, но есть несколько поправок. Рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. А в остальном всё верно". Примерно так же ответил мне Иван Трофимович на мои представления об Эвересте. Я понял, что на самом деле они близки к истине лишь на пять процентов.
Когда вы рассказываете о вещах вроде бы известных, дайте понять, что вы знаете о предмете намного больше, чем другие. Сразу расставьте точки над i. Например: "Я знаю о картошке всё! Даже как сбить картофелиной вражеский бомбардировщик, летящий на высоте пять километров". Всё — публика ваша. Правда, желательно, чтобы вы действительно знали, как это сделать…

https://www.rgo.ru/ru
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
22 сентября 2021 года.


Рецензии