Рим вечерний. 11. Площадь Испании

Следующая остановка – Площадь Испании. Площадь Испании– это одно из самых популярных туристических мест в самом центре Рима, в районе  Кампо Марцио. Своё название она получила благодаря расположенному на ней посольству Испании.

Построенная на холме Пинчио, площадь Испании является шедевром архитектуры XVIII века благодаря своей уникальной форме в виде двух треугольников. В северной части площади находятся три главных её  достопримечательности – Испанская лестница, французская церковь Тринита-деи-Монти, а также знаменитый фонтан Баркачча. О первых двух я расскажу, о третьем написано в рассказе «Фонтаны».

Испанская лестница. Любой турист почтет за честь посидеть на этих ступенях. Чем выше, тем лучше – ведь отсюда, с вершины холма Пинчо, открывается прекрасный вид на окрестности. Испанская лестница, логически завершающая улицу Кондоти и площадь Испании, прекрасна – стиль барокко нашел здесь свое воплощение в полной мере. Непонятным остается только одно – каким образом в итальянской столице появилась именно Испанская лестница?               

Политическая ситуация в Европе XVIII века была настолько запутанной, что даже сами монархи континента, очевидно, не всегда понимали, куда «дует ветер». Ситуация осложнялась еще и тем, что все они были родственниками. Это и сыграло решающую роль при конструкции лестницы.

Патронаж над церковью Тринита Деи Монти имели французские монархи, посольство их близких родственников – испанских королей – находилось, соответственно, на Испанской площади. Внезапный приступ любви французского монарха к испанским родственникам закончился тем, что французский посол Этьен Геффье решил связать эти два пункта напрямую – лестницей. Дело было важное, государственное, да и к тому же король Франции не захотел расходовать    деньги из государственной казны. Решение нашлось само собой – французскому послу было отдано распоряжение взять все расходы на себя. Что он незамедлительно и сделал, выделив двадцать тысяч скудо на постройку грандиозной лестницы. Однако самому инициатору этой затеи свое детище увидеть так и не пришлось – француз вскоре умер. Впрочем, несмотря на выделенные деньги, проект лестницы так и не увидел свет аж до 1717 года.               

Камнем преткновения стала конная статуя короля Людовика XIV, против которой был решительно настроен тогдашний Римский Папа. Ну а династические конфликты в Европе – дело принципиальное и достаточно нудное, часто длившееся веками. В случае с  Испанской лестницей столько времени ждать, слава Богу, не пришлось.

После долгих препирательств и обсуждений от монумента стороны решили отказаться и нашли-таки компромисс: соединили вместе в убранстве лестницы символы династии Бурбонов с атрибутами папской власти – орлом и короной.

Строили Испанскую лестницу 2 года – с 1723 по 1725 гг по проекту малоизвестного архитектора Франческо де Санктиса.  138 ступеней ведут наверх, откуда открывается великолепная панорама северо-восточного Рима. Впрочем, подъем по Испанской лестнице – задача не такая уж и легкая, как может показаться на первый взгляд.                Хочу похвалиться. Не смотря на то, что мне в то время было 78 лет, я вместе со всей группой поднялся наверх почти без передышки. (Увы, сейчас я должен отдыхать после прохода 50-70 м. ровной поверхности. Правда, сейчас мне уже 88!)

На верху лестницы Санта Тринита деи Монти-церковь «Св. Троицы на горах».  Возникновение церкви связано с историей вторжения в Италию в 1494 г французских войск короля Карла VIII. В 1495 г. французский король и Папа Римский Александр VI подписали мирное соглашение. В память о пребывании в Риме король Карл VIII повелел построить несколько церквей, в частности по просьбе французских монахов доминиканского ордена церковь «Пресвятой Троицы». Фасад церкви соответствует проекту Д. Фонтана (1587) в стиле римского барокко.

Характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.               

Еще в этой экскурсии мы посетили Площадь святого Петра, но об этой экскурсии я пишу в рассказе «В гостях у Папы».               

На этом закончилась вечерняя экскурсия. Как мы говорили в детстве: «уставшие, но довольные» мы поплелись к автобусу.


Рецензии