Чайковский. Слишком чувствителен, слишком человек

Новую встречу с П.И.Чайковским начнём со счастливейшего дня в его жизни. Исполняется Первый струнный квартет. В ложе Петра Ильича Лев Толстой. Когда в первой части квартета на фоне виолончели появилась вторая пронзительная мелодия, он заплакал. Рассказал об этом биограф композитора Герман Августович  Ларош (1845 – 1904), знакомый с Чайковским со времени поступления в Петербургскую консерваторию. Ларошу в то время было 17 лет, Чайковскому -22. .Пётр Ильич уже закончил Училище правоведения, успел поступить на  службу и даже побывать за границей. Ларош уважал его за то, что он, оставив службу, решил заниматься музыкой, а профессия эта не давала никаких выгод и почестей. Состояния у Чайковского не было. В семье не было музыкантов и поддерживала его только младшая сестра. Брат Николай имел своё мнение:»Зачем так ломать свою жизнь? Вторым Глинкой всё равно не станешь!» «Зато я буду Чайковским», - отвечал Пётр Ильич. 

Чайковский умел организовать свой день. Он успевал много читать, вести переписку, бывать в гостях – и не выглядел утомлённым. Он не любил себя, когда он не работал. В нём жила постоянная жажда творчества. Что волновало его, когда он закончил гениальную оперу «Пиковая дама»? - Он чувствовал, что опера откроет новую эпоху в музыке. Но, как всегда волновался, предчувствуя ужас новой премьеры, встречи с новыми людьми. Такое состояние было у композитора перед каждой премьерой. Он понимал, откуда у него такие страдания. 

И вспоминал детство, страх перед темнотой и утешение, которое давало появление мамы.Он плакал:"Как ты могла  оставить меня одного?» И пели скрипки. Мальчик засыпал. Утром он вновь видел перед собой маму. Она не спала. И только с мамой переставали волноваться занавески и не бродили тени по стене. Не звучали низкие звуки. Позже он узнал, что это звуки фагота. Но это была не болезнь. Он не был болен. Так проявлялась его чувствительность. Он думал, как всё это выразить в музыке? Если это ему удастся, он будет спасён от сильных волнений и страхов.

В 4 года мама привезла в Воткинск гувернантку Фанни Дюрбах. Госпожа Чайковская тоже была французского происхождения, урождённая мадемуазель Ассиер. Александра Андреевна любила петь и играть на фортепиано. Отец Илья Петрович, в прошлом военный, лет на 20 старше мамы, начальник большого завода, доверял дом жене, не вмешиваясь в домашние дела. А их было немало! В доме жили дочь отца от первого брака Зина и племянница Лида и четверо младших детей, старшему было 6 лет. Гувернантка  окончила один из лучших пансионов, она хорошо чувствовала детей, Видела, что Nikolas рано понял, каким надо казаться, чтобы его любили. А Пьер доставлял трудности: нужно затратить немало сил, чтобы успокоить «смятенную душу». Фанни считала его «стеклянным ребёнком». Мальчик ещё не учился, но очень просил, чтобы его учили, как Колю. Родители разрешили, но Фанни считала, что это повредит впечатлительному Пьеру. Она видела, что более всего его волнует музыка, он готов целыми часами сидеть у фортепьяно. 

В доме был  ещё и механический инструмент – оркестрина, т.к. Илья Петрович считал, что необходимо раньше приобщать детей к прекрасному. Пьер и слушал музыку и импровизировал сам. Он приглашал Фанни разделить с ним радость, но, заметив, что это ей не нравится, уходил. Для него это было трагедией. Если бы Фанни почувствовала это! Но она решает поговорить с родителями, чтобы ограничить импровизации, т.к.Пьер долго не засыпает и может заболеть. Мама встревожилась, а папа засомневался:"А если это искра божья! И мы не дадим ей разгореться. И будем виноваты!» На это Фанни ответила:"Если он впоследствии обнаружит свой талант… А сейчас в нём пылкий характер и неукротимое воображение». Родители согласились.

Позднее начались приготовления к Рождеству, и занятия прекратились. Теперь вечерами гувернантка рассказывала им разные истории. Вот одна из них. В Париже проживал с матерью бедный молодой человек. Он мечтал разбогатеть. Многие знакомые играли в карты. Один из них рассказал, что на окраине города живёт женщина, которая знает верную карту. Кто на неё поставит, тот выиграет. Поль отправился к ней, и она дала ему совет:»Ваша карта бережливость и умение пользоваться своей скромной долей.Тогда вы получите что-то большее, чем богатство». Вернувшись домой, Поль узнал, что мать получила наследство. Какая же реакция последовала? – Коля с уважением сказал:"Как благоразумно!» А в детской высказал другое мнение:»Какой дурацкий конец! Думаю, она сама его придумала!» Впечатлительный Пьер через несколько десятков лет создал гениальную оперу. Вы догадались, что это «Пиковая дама», написанная в рекордно – короткий срок – 44 дня! Музыканты считали, что этому помогло «неукротимое вдохновение».   

В Рождество в доме было очень много гостей. Начался долгий вальс. Для Пьера в нём была магия радости. Он попытался сочинить свой вальс. Ночью ему приснилось, будто все танцуют под его вальс. В непогоду мелодии рождаются легче: одна тает, другая выходит из сугробов. Утром, когда Фанни приходит, Пьеру жаль её. Он чувствует, что она любит его, но почему-то заставляет страдать, разлучая его с музыкой. Маленькому Пете приходит понимание того, что и любя можно причинять зло. И только позже понимает, что не был полностью счастлив в те годы. Первую учительницу музыки  Марию Марковну Пальчикову он любил, хотя уроки её были не так интересны. Но, когда она написала, что трудно живёт, он стал постоянно высылать ей пенсию. Чайковский понимает, что любовь бывает разная. И у любви есть страшная тень – разлука. Особенно тяжела разлука с мамой. Его чувства замечательно показаны в фильме «Чайковский». Помните, как он бежал за коляской, увозившей маму к младшим детям, а его оставляет в Училище правоведения. Он догнал коляску, увидел бледную маму, и понял, что родители тоже могут быть слабыми. Значит, ему уже в 10 лет нужно отвыкать от мамы.

Единственным спасением для него остаётся музыка. Она заполняет его жизнь. Юноша стал петь в хоре Училища правоведения дискантом, потом альтом. Брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли.В музыке старался выразить свои чувства. В Училище он занимается у пианиста Рудольфа Кюндингера, а потом берёт уроки теории музыки у его брата Августа. В 1859г. поступает в музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. Через 2 года, будучи чиновником Министерства юстиции, подаёт заявление в дирекцию Р.М.О. о приёме в консерваторию. Самое сокровенное: он сообщает сестре Саше о своём желании променять службу на музыку. И продолжает овладевать знаниями. Он занимается теорией музыки у Николая Ивановича Зарембы, композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна, который с 1864года поручил ему  вести занятия в классе гармонии. Годы напряжённого  труда Петра Ильича вознаграждены серебряной медалью и званием свободный художник.   

С детства Чайковский понял, что болезненных воспоминаний надо избегать. Легко вспоминает он о своей безвестности, о друзьях, которые поддерживали его, о врагах, которым не удалось его уничтожить. Это помогло его чувствительной натуре выдержать несправедливые нападки Кюи на его Первую симфонию. В то время, как часть её «Зимняя дорога» уже распевали на улицах Москвы, Кюи писал «Консерваторский композитор Чайковский совсем слаб»… А это была исповедь души Петра Ильича. Это была первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. Немало волнений пережил Чайковский после премьеры «Лебединого озера», принятой по-разному. Некоторые упрекали композитора в монотонности, другие считали, что музыка балета слишком хороша. Отзыв, по достоинству оценивший «Лебединое озеро», дал Ларош:"По музыке «Лебединое озеро» -лучший балет, который я когда-нибудь  слышал… Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее льются, как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощён в таких  разнообразных, грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания…» Жизнь доказала его правоту- балет оставался в репертуаре до 1833г (после премьеры 1877г.) «Верным отголоском всего пережитого в письме к Надежде фон Мекк назвал Чайковский 4 симфонию, посвящённую «лучшему другу». В ней композитор выразил мысль о единении художника с народом. Думаю, вспомнился ему разговор со Львом Толстым, утверждавшим, что искусство не нужно, т.к. существует для немногих. А Чайковский думал, что же делать художнику? Душить в себе талант! 14 лет они не общались. И тогда сверхчувствительный Чайковский  выбрал для себя общение с книгами великого писателя.
Всё творчество Чайковского автобиографично. Так, 6 симфонию он считал одним из «наиискреннейших» своих произведений. Иногда , читая свои дневники, Чайковский не узнавал в них себя. Одно сообщение повторялось ежедневно – он сочинял. А жизнь его и заключалась в этом сухом упоминании о работе, о музыке. Его жизнь в музыке ничего не оставляет ему для другой реальной жизни – вне музыки.

Указатель о П.И.Чайковском. http://proza.ru/2021/05/02/163


Рецензии
С интересом прочитал о детстве гения.
Спасибо, Людмила!

Рефат Шакир-Алиев   25.09.2021 01:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат! Рада, что Вам было интересно читать!

С уважением - Людмила.

Людмила Дементьева   25.09.2021 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.