Ватикан. 6. В Сикстинской капелле

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольчи по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV.

Кстати, Сикстинская Капелла и Сикстинская мадонна Рафаэля, находящаяся  в Дрезденской картинной галерее, кроме одинакового названия, так как заказал их Папа Сикст IV, больше ничего общего не имеют.
Шедевр Рафаэля никогда в Сикстинской капелле не был.               

Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал (20х40х13 метров) с  овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино де Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами кафедры хоров.

Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками    между 1481-1483 гг.               

Сикстинская капелла известна по двум причинам: она является местом, где Папа проводит  тайные совещания; и своими великолепными росписями великого Микеланджело, который разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы, в период между 1508 и 1512 годами.

 С самого начала скульптор решительно отказался от помощи учеников и других художников. Он работал на высоте 18-ти метров, на лесах собственной конструкции, легкой и прочной. На ее вершине была площадка. Когда Микеланджело вставал во весь рост, его голова упиралась в потолок, поэтому и писать приходилось  запрокинув голову, а иногда и лежа на спине, и тогда краска попадала на лицо.               

На роспись потолка потребовалось четыре года. Это сказалось на здоровье Микеланджело: за это время, огромное количество краски попало в его легкие. Но, это, безусловно, стоило тех усилий. После окончания работы в 1512 году.      

Вызывает большой интерес  росписи задней стенки Капеллы. Эта стена посвящена «Страшному суду».                «Страшный суд»  - наиболее мрачное творение Микеланжело. Ни одна из фресок Сикстинской капеллы не может сравниться с ней.

В то время в мире начиналась разруха, набирал силу протестантизм, умирала реформация. Всё это отразилось в работе художника. На фреске происходит вознесение душ на небо, это изображено настолько реалистично, что становится жутко и мрачно на душе. На фреске художник изобразил самого себя – его лицо можно увидеть в складках кожи и на руках Святого Варффоломея.

Главная фигура на фреске  – Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них – спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, стоящая  около него, присела в страхе от такой сцены.               

Боковые стены украшают по шесть сохранившихся фресок с каждой стороны. На одной – картины из жизни Моисея, на другой – Иисуса Христа.               

Вот их перечень:               

1.Путешествие Моисея в Египет (Пьетро Перуджино)

2. Сцены из жизни Моисея. ( С. Боттичелли.)

3.Переход через Чермное (Красное) море (Козимо Росселли);

4. Получение Моисеем Скрижалей Завета. (Козимо Росселли)

5. Наказание Корея, Дафана и Авиана. (С.Боттичелли)    

6. Завещание и смерть Моисея. (Лука Синьорелли) 

7.Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино,).

8.Искушения Иисуса. (Боттичелли)

9.Призвание первых учеников (Доменико Гирландайо)

10.Нагорная проповедь (Козимо Росселли)

11. Вручение ключей» (Пьетро Перуджино),

12. - Тайная вечеря  (Козимо Росселли,)

После Сикстинской капеллы мы должны были отправиться в  Собор Святого Петра, а, чтобы туда попасть, пройти через площадь. Но как раз в это время на площади состоялась аудиенция Папы с представителями католической церкви всего мира. Потом мы увидели, что на площади стояло более тысячи стульев. Нас продержали в Капелле лишние, вероятно, полчаса, но мы об этом не пожалели.   Наконец, выйдя из капеллы и пройдя площадь, мы вошли в Собор Святого Петра.               


Рецензии