бальдонежное
(местами быль)
"хилый след ... как от Чеширского кота,-
улыбка и очёски"
С моей бочки зрения [Нет, не 'отпейчатка': с бочки,- швартовой.] то была рекогносцировка. С обкаткой оборудования, доставшегося институту 'по конверсии': почти компактного, в два пуда весом средства местоопределения. Вот и тренировали его для "морских работ" на глыби июньской Ладоги.
Погода выстояла без подвохов. Приштормило пару раз, да прогнозно. Отстоялись в северных шхерах. Там же или на Валааме ночевали. Днями ходили с постоянной скоростью, 'обсервируясь' раз в 20 минут. [А, ежели вся 'работа', это трижды в час нажимать на кнопку и, уклоняясь от солнечных бликов, записывать широту/долготу, - это курорт...] Ночных вахт не стояли по малости команды из квартета институтских, Кокини и трёх дуэтов: Кэпа [Изотоп Матвеича!] с Помом, пары мотористов и боцмана Ферди (Фердинанда!) с универсальным 'палубным рабочим' матросом-сезонником Димой. С ним свезло особо: христова возраста профтолмач, решивший проветриться. Его литфантазии не хуже нард(ов?) скрашивали пустое однообразие вахт.
[Даж моих, топленных тогда в прикладной аутизм достраивания изновлённого пейзажа логики ближнего прошлого.]
Мы шастали широтно регулярными галсами по разноглубинной акватории. В борьбе с однообразием десантились раз на островок группы Хейнясенмаа. Подивились на хилые кусты можжевельника опушки за каменисто-валунным 'пляжем'. И снова на галс. К главному острову архипелага Кэп подходить не стал, пробасив мрачно о 'Чернобыльской предтече' и особой ладности лозунга ладожской осторожности "Не суйся!"
В тот же бесконечный день уже после компота Дима, пользуясь благожелудочностью Кэпа, попытался разговорить его о туводной безопасности. Безрезультатно. Хотя по ходу проявил не слабое знание полевой этнофилологии региона [Ладоги, а прежде Нево или Альдоги] и особенностей угро-финских наречий.
Ему почти удалось подцепить Кокиню, моториста Шпунтика (Шурика) и наш институтский 'живой груз' канвой легенд о духах Альдоги, десантировавшихся в Невскую дельту [псевдодельту] с прорывом юной Невы в залив. О духах, своей экспансией потеснивших древнейших местных водно-болотных гномиков-цвергов. Даже Кэп явственно хмыкнул нечто одобрительное. Но тут, каюсь, его потенциальную вербальную реакцию обрил мой отзыв о совсем недавнем, уже поледниковом единстве Балто-Ладожского водоёма, делавшим сомнительным различение местообитаний духов озера и моря. Это бы ещё ничего, да потом зачем-то [Не из подсознательной же атаки на кокетливое внимание Кокини, женщины Пома?] охохотливо добавил, что "цвергшнауцер - роскошный крысогрыз," притоптав тему.
На следующий тянутый вечер затеняющая низкое светило зыбкая неустроенность небес вдруг завораживающе закрутилась нестепенными переменами в диск микроциклона. Из его центральной 'глазастой' части с гипнотической быстротой к поверхности озера вылетали темнеющие короткохоботные воронки. И лопались 'ненапившись'.
Наблюдали за этими природными шалостями из рубки Кэпа в четыре глаза. Поведал ему о похожей структуре небесных облачений над морем у мыса Гамова лет десять тому. [И как спешно бежали от риска вихря в бухту Витязь.]
Кэп с хмурой благожелательностью отрезал, что мы уже с час идём на отстой на Путсаари, "не слезая" с галса.
Попытался сфотографировать чудеса страха небесного на карманную "Киев-Вегу", да тут кораблик вдруг затрясся и ощутимо тормознул под негромкий пугающе-низкий глуховатый рокот на грани слышимости. Нечто булькнуло снизу, а от горизонта нас скрыл кокон серого тумана. Вовсе потеряли ход. Но, через минуту нашли.
А озеро вновь мычало коротким низким мыком.
"Пукает", - мрачно пробасил Кэп и пояснил уже встревоженно собравшимся всем, что эта 'неслыхаль' случается редко и зовётся «бронтидой».
А когда ветерок сбросил туман, волны ощутимо толклись округ, забрызгивая правый борт с кормы.
Расчищенный вышний верх затапливали пресветлые сумерки настоящих '(гражданских) белых ночей' [Не пепельных Питерских, что стоит на без шести минут до 'нужной' широты.] на новолуние солнцестояния в пятницу 22 июня 1990 года.
~~~
2.там:
(местная быль)
"все люди [мы] разные братья
людимые..."
Вот и 'членистоцельный' залив (бухта) Лауринлахти острова Путсаари (Св. Сергия). По связкам всё более зеркалистых волн, из принципиального уважения к Гюйгенсу заново веерящихся после каждой узости, вышли [мышли?!] к подобию причала.
На отходе от шока бронтиды впали в антикому бессоницы: Пом с Кокиней у себя в каютке., Кэп с Винтиком (старшим мотористом Вовиком) разбирали последствия встряски для дизеля., Геофизики возились со своим профилографом, а прикомандированный по 'конверсионной линии' инженерум со Шпунтиком (Шуриком) проверяли живучесть парапудовой 'геодезической' радиостанции., Свободную от забот троицу Фердя повёл лесом стройных можжевеловых деревьев по вековым уже террасам заброшенной гранитоломни.
Дима, шагая по камням нечёткой тропки, настырно потрошил мои поверхностно-научпопные геоложные познания. [По позднему раскаянию за вмешательство в его давешний спич о 'войне духов' пришлось "растекаться мысью" и о Балтийском приледниковом озере 'от можа Балтики до можа Белого', с включением праОнеги и праЛадоги,
о Иольдиевом, Анциловом и Литториновом морях, временами единых с праЛадогой,
о странном схождении к Нордкапу осей двухсотметровых провалов Северной Ладоги с 'глубинным' меридианом 20° на Балтике, с щелястыми структурами дна Онеги и с затянутым в Кандалакшский залив глубоководьем Белого моря,
о Ладожской астроблеме - гипотетическом астероидном кратере межледникового возраста с Валаамом по центру,
и даж о дегазации ядра 'в пользу возобновимости нефтигазов'...] Сложили имячко "БалБелАльдОнежки" или "бальдонежки" для туводных духов [Душ у-топ-пленников гиперборейцев, здешних первонасельников поледникового (~11,5т.лет, т. е. тысячу солнечных циклов тому) времени.]. Поднялись к памятному кресту, а потом подивились на крошечный камень-островок на озерце на острове на Ладоге. Вышли к полузаросшей полуруине скита, где полуубились видом полусдёрнутого, повисшего на гнутом основании рядом с пробитой луковкой чёрного креста. Где и [Слава Боцману!] поупокоились.: 'Шок шоком перешибли'? [А на бронтиду - крест!], Спустились к причалу из четырёх брёвен, скреплённых пустым внутри прямоугольником. А из воды на топлёно-молочном восходе нас с пугливым любопытством трио нерпят разглядывает. Вот те и бальдонежки!..
Тут нас и накрыло/'вдарило'. По мозгам. Скопом. Умозлительно. В иновремение на общее долгое мгновение. Но близкая ладожская прохлада недовольно скоро вывернула из этого полусна.
На троих мы потом сообразили/сошлись, что в неясном, но ярком и полуотключённом сознании враз получили серии индивидуальных видений, картинок разной чёткости и цветности. Дмитрию и мне явно привиделось, что выброс 'информационного флюида' шёл снизу. А вот Фердинанд ощутил 'поток' свыше. [Полуотключённость позволила нам удержаться на ногах на тропке над бухтой, но с оседанием 'в присяд'.]
При нашей пусть совместимой но разнохарактерности, этот 'дельфиний' способ приёма визуальных данных вовсе не способствовал 'межнамной' коммуникации: Всяк получил непередаваемо своё. [Прям Солярис какой-то. (По сю пору с ассоциациями сражаюсь...)] С чётким чувством запрета делиться полученным.
Похоже, зыбкое, недоизменённое состояние моего тогдашнего сознания привело к приёму самого объёмного, но сложного для интерпретаций, корпуса визуальных намёков. [А может, сказалась готовность к 'прямому' приёму картинок 'по знакомству' с идеями картографического семиотика Александра Ал. Лютого о возможностях вневербального визуального 'мышления'?]
Как о;сать изъяснить упростить уплостить это? Изнырнув из неясных глубин маркшейдерского мрака пузыри шли вверх медленными каплями. Коацерваты? Нет. Не что, чего может быть нет, а быть может и быть то не может, узрелось парадистанционно. С опорой на наличный 'багаж' пиктограммных изопредставлений. Какой-то суевременный предалфавит?
Скверно всё это упомнились. Но эффективно отвлекло от доставших самокопаний.
Мутновидение, однако.
Подействовало, похоже, лишь на нас троих.
Ни на судне никого не задело [экран корпуса?!], ни троицу нерпят-бальдонежек не попугало. А птицы спали. Тишина не лопнула.
~~~
3.после того:
(постбыль)
"...мёртвый флюгер указал
на измену климата"
"Время нам не победить, только память всбередить",- выдал Дима по получении тройственно-чёткого понимания вековой секретности вплёснутого в нас для 'текущего' поколения. Вот и молчали. В квартете со страхом. И (само)довольно успешно.
А потом мы взаимно растерялись. [Со страной вместе.] Ушли в дисконтактъ:
Дим как дым исчез в СевАмерке, предварительно засветившись как Рюрикович из славного рода князей Вырожденских, и кой чем из полученного, похоже, таки поделившись в своей любословской среде [с тёзкой П.?].
Фердя растворился в Океанах под Либерийским флагом. Может он что кому и пробайкал на скуке рейсов. Даже скорее всего. Да кто ж поверил?
Меня, по удушению наук, чудом снесло в морское экологическое право. И тоже почти без утечек.
А ныне, уже поколение (бишь век по первосмыслу) спустя, не скажу, что ведаю о Димо-Фердиных толкованиях смыслов привизуаленного.
Потому о собственных. Со временем надиктованные бальдонежные картинки как-то проинтеопретировались. Сами. Разъяснились ли? Не факт, но "так кажется". С нетерпеца?
Всего более это похоже на шевеления гроздей разнородных разномастных рознотекстурных пузырей и пузырьков в броуновой динамике: Поверхности, плёнки пробиваются и обрастают живыми катышками. Глобальное всеобщее пузырьчатое ококонение. Ведь все купола, арки и пролёты мостов это те же пузырьки, уловленные камнем ли, железом ли, бетоном в срезах шаров, торов или цилиндров, дающие сцепления стружки, спирали, кольца. Так, вроде, шимпанзе 'рисуют'?
Квантованый реал? Графены? Споры и гифы мицелия? Мантийные струи? Плюмы? Флюидные выбросы? Или беспятно-покойное яйцо Солнца?
Но в том же сокружении и вовсе иное, даже округло-настороженно-пуганные лица студенток, смущённых кагтаво-неправильным вычурноватым плетением фраз лектора, всплывают. Или скрывают
отягощенную недомолвкой модель истины? Клубы пены? [Таки "пен-клуб" не по пивной ли части?]
Летучие полупрозрачные слоистые пузырьчатые пенки, ленты-полосы с изменяемым альбедо для управления тепловыми излишествами климата? [Вполне инженерное прикаладное прочтение. Бо биосфера давно самоистребила способность депонировать излишки углерода: Эволюция-съ.]
Играя личными ключами интерпретаций, одну из них даже запродал знакомому архитектору. Как идею лекгосъёмной пузырьчатой крыши над крепостью-дворцом [с многотеррасно-балконными двориками 'бакинского' типа за серобетонным фасадом с добротно замаскированными под трещины бойницами и на невысоком стилобате бомбоубежища.]. Но неудачно: за 3% гонорара с так и не состоявшейся вовремя реализации и 'за давностью срока'...
По сю пору иногда сквозь спам снов всплывают эти неясности, ведомые пузырями азарта предпонимания. Россыпь тематических гуашей и тушей [иллюминованных и монохромных] болтается в сети. А вот словами - таки никакъ: "пузырьковая панкокония" и всё.
~~~
ХЭППИЛОГ
Вовсе не уверен, что тогда случился скачок сознания, подлом, смена мировидения, перескок в инореальность. [Ну, вроде как в "Звёздных дневниках...", где Лемовский Йон Тихий попадал в мир-двойник земного, точь-вточь, лишь с позабавившей его чуть меньшей голубизной небес...]
Всё же тянутые зыбкие вибрации изменённого sosтояния сознания постепенно настроились [наконец?] не только на карандаш и кисть, но и на относительно связную вербализацию.
[К 90-му была у меня пара откыток от Хандетвассера. Позже, глянув более полный набор его работ, прикинул, что он, похоже, получил чем-то похожий визудар.]
Покоит, что в нашем мире мелкоквантованной вечности итожно дано успевать приспосабливаться к последствиям его сбоев, пробоев и ошибок, или, иными словами, - "исправлять". Правда, ценою Смерти, ибо это уже внуки достаточно полно понимают ошибки дедов. [С 'высот' собственных недоосознанных погрешностей. Само собой.]
Ленинград-Москва-СПб,
1991-2021
____
см.
http://litset.ru/publ/30-1-0-68476
и
...
Свидетельство о публикации №221092201533