Теплоход Пионер. Таинственная пропажа механика

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2021/09/03/1092


В последний день перехода по Амазонке «Пионер» шёл по-прежнему переменными ходами с лоцманом, так что мне положено было постоянно находиться в центральном посту управления машинной установкой. На современном судне с центральным постом управления это далеко не так утомительно, как на судах старой постройки. ЦПУ представлял собой просторный, хорошо вентилируемый отсек машинного отделения, в котором сосредоточены все основные приборы управления и контроля за двигателями и другими механизмами. В самую жаркую погоду в нём прохладно и тихо, поэтому я часто и с документацией в нём работал, иногда это даже удобнее, чем в каюте.
 
Во время вахты второго механика я в машину спускался редко, использовал это время для отдыха. Володя Рожков специалистом был опытным, на реверсах сам справлялся, а на реке его обычно подстраховывал электромеханик. Около семнадцати часов мы подошли вплотную к отмели, находящейся в устье Амазонки, и встали на якорь, ожидая прилива океанской воды.
 
Снялись с якоря уже на вахте четвёртого механика, после девяти вечера. Судно было на ровном киле, и его осадка была предельная для прохождения отмелей на выходе из Амазонки. Снова шли переменными ходами, а местами так просто ползли, почти задевая днищем дно.

После полуночи, уже на вахте третьего механика, глубины увеличились,  и около трёх ночи мы вышли на океанский простор. Наступило воскресенье, тридцать первое августа. Пожелав третьему спокойной вахты, я ушёл в каюту отдыхать. Работали уже все механизмы, кроме опреснителя, который рано было запускать: вода за бортом всё ещё была речная и очень грязная.

Спалось плохо, как всегда, когда ложишься не вовремя. Проснувшись около восьми, я позвонил в машину, велел четвёртому запускать опреснитель и задремал снова. В воскресенье в машине находится только вахта, и делать мне там было нечего. Отдыхает, сделав утренний обход всех механизмов, электромеханик, отдыхает обычно и сварщик, отдыхают от подвахтенных работ механики и мотористы, по воскресеньям они только обязательные вахты несут.

В это воскресенье срочных работ не было, и кроме вахты четвёртого механика один только сварщик спустился в ЦПУ на кофе – в десять утра традиционный кофе-тайм, который машинная команда обычно проводит вместе, общается. Вот сварщик-то и обратил внимание на лежавшие на пульте управления пачку сигарет и зажигалку.
- Антонио, - обратился он к четвёртому механику, - это не второго сигареты? И ключ от его каюты, смотри! А сам он где, в машине до сих пор?

- Не знаю, я его и утром даже не видел. Только спустился в машину, стармех позвонил, приказал испаритель запускать, я и занялся им, а он капризный, вспотеешь, пока настроишь. В самом деле, куда же Владимир пропал? В мастерской его нет, в румпельной, может быть? Он вчера говорил, что бочки с маслами будет утром пересчитывать – конец месяца, отчёт составлять положено.

- Что же там два часа делать в румпельной? Там восемь бочек, да десяток канистр!
- Зато в подшкиперской десятка три бочек, наверное, туда пошёл.
- Без сигарет?  Не похоже на второго. Зайду-ка я к стармеху, может у него второй. Отнесу и ключ, пусть проверит каюту.

Не достучавшись до хозяина каюты, мы со сварщиком открыли её ключом. Володи там не оказалось. А две литровые бутылки из-под рома в корзине для бумаг только добавили тревоги. Я позвонил капитану, объяснил ситуацию и попросил сделать объявление по судну.

- Вы что, хотите сказать, что второй механик пропал? А искали хорошо, Иваныч? У старпома и электромеха спрашивали? Рожков и с филлипинцами со многими в хороших отношениях. Срочно  проверяйте все каюты, все служебные помещения, Под плитами машинного отделения всё тщательно осмотрите на всякий случай. И переходите на маневренные обороты, если не найдём, будем ложиться на обратный курс. А я пока объявление сделаю.

- Второму механику срочно прибыть на мостик! – прозвучало во всех судовых динамиках.- Повторяю: второму механику Рожкову срочно прибыть на мостик!

- Буду звонить в компанию, - сказал капитан, не дождавшись появления второго, - дело нешуточное, а вы пока всем экипажем продолжайте осмотр помещений.

 - Стёпа, - обратился мастер к поднявшемуся на мостик старпому, - ты со вторым вместе вахту стоишь. Утром по телефону общались?
- В пять утра я ему звонил, приказал начать откачку балласта из форпика для создания дифферента на корму. До семи утра воду откачивали.
- Так ты в семь часов снова с Рожковым говорил?
- Нет, моторист в машине трубку поднял и сказал, что насос остановит.

- Иванович, - сказал мастер мне, - ты разбуди моториста и спроси, когда он видел механика своего в последний раз.
Со слов Санни, Володя ему в пять утра поручил настроить откачку балласта из форпика, а потом масляный сепаратор разбирать и мыть, и он от этой работы не отвлекался, пока старпом не позвонил остановить выкачку.

- Я уже понял, что ты сам звонок принял, сам и откачку балласта остановил. Но в ЦПУ-то ты наверняка на вахте заходил. Второго когда последний раз видел?
- С пяти утра не видел. Занят был мойкой сепаратора. А второй часто из машины выходит, то в помещение кондиционера, то в камеры рефрижераторные, то в кладовку. Машина ведь в открытом море с мостика управляется, так что я и не удивился, когда в семь утра его не застал.

«Да уж, хороший порядок у меня в механической службе»,- подумал я, и только рукой махнул обречённо. К этому времени один из матросов поисковой команды обнаружил на главной палубе левого борта полуботинок, по всей видимости, Володин. При каких обстоятельствах он его потерял, было непонятно. Подрался с кем-то на палубе? Или «белочку поймал» от выпитого за последние дни и перепутал море с бассейном? Вывалиться за борт он никак не мог, от случайного падения предохранял фальшборт, высота которого в корме была около метра, и погода была хорошая, не штормило и не качало.

Компания наша дала добро на поиски пропавшего без вести. Развернулись на обратный курс, выставили вахтенных на крыльях мостика с биноклями. Вышли на палубу и добровольцы, несколько человек на бак пошло, оттуда обзор поверхности моря хороший. Штурмана с капитаном разработали  схему поиска с учётом скорости судна и течений. На следующее утро к поискам подключились и береговые силы, полетал полдня в районе поисков бразильский самолёт. Искали пропавшего по схеме, меняя курс и квадранты района. Надежды наши, и так небольшие, таяли с каждым часом, тем не менее, искали Володю трое суток добросовестно. Верить в его гибель никак не хотелось, но как человек, одетый в комбинезон, может держаться на воде три дня без спасательных средств? Через три дня, по согласованию с компанией, поисковые работы прекратили и продолжили рейс с бокситами в Канаду, в тот самый Порт-Артур, куда я прилетел в июле.

Капитан наш, получив, очевидно инструкции с берега, велел каждому члену экипажа написать абсолютно всё, что ему известно о происшедшем с Рожковым. Что видел, что слышал, что знал о его семье, о его настроении. Писали, конечно, все, а для чего и для кого, мы не знали.

Я на переходе нёс вахту второго механика вместо Володи, и мы с Санни обо всём говорили, и о нём, конечно, тоже. Сюрпризом для меня явилось пристрастие его к спиртному, причём пристрастие тайное. Оказалось, что выпивал он понемногу, но постоянно, и Санни, и некоторые другие филиппинцы это знали. И найденные в каюте нами две литровые бутылки из-под рома «Бакарди» как раз филиппинцы для Рожкова с берега принесли по его заказу.

Через две недели пришли мы в тот самый канадский Порт-Альфред, с которого начался мой контракт, поставили нас там на якорь. Сколько дознавателей посетило пароход за дни стоянки, и не вспомнить. Портовые власти – это, как всегда. Канадские полицейские – двое или трое. Два инспектора страховой компании  P&I club. Два представителя нашей компании ASP из Австралии, из головного офиса. Двое из шотландского филиала, непосредственные менеджеры нашего судна. И все они в разное время беседовали со всеми членами экипажа, задавали массу вопросов, сверяли устные показания с нашими же письменными объяснениями случившегося.

Никогда ничего подобного я не испытывал, ни до того времени, ни после. Версий у инвестигейторов было три: убийство, самоубийство и падение за борт по неосторожности, но не нашли они подтверждений ни одной из них.

* Фото из интернета, но судно - точная копия нашего "Пионера".
** Продолжение следует -


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.