Алиса в Зазеркалье Инфракрасный король

"Алиса в Зазеркалье": объяснение. Инфракрасный Король.
По-видимому, Лев – это закамуфлированный глава армии красных, сам Красный Король. Но разве у Красного Короля нет алиби на момент схватки Льва с Единорогом, разве его местоположение не имеет строгой пространственной привязки, разве он не спит под кустом в лесу, безобидный как ветошь – Алиса ведь видела его там собственными глазами. Здесь Кэрролл пускает в ход ещё один свой излюбленный трюк, отвлекающий внимание наблюдателя: переносит действие в комнату смеха, т.е. излагает важные вещи в шутливой форме, чтобы почтенная публика не восприняла их буквально и всерьёз и не проявила к ним интерес. Де-факто автор честно поведал аудитории о прибытии Красного Короля, просто моргающие органы читателя не уловили истинного смысла рассказанного, и модераторы памяти удалили ценную информацию как оффтоп.
 
Итак, в начале Главы VII Алиса выходит из леса на слабое поле около Белого Короля. Белый Король просит её посмотреть на дорогу, ведущую в город, и сообщить, кого она там видит. «Никого», – отвечает Алиса (конечно, речь идёт о том же самом «Никто», который сидел на стене рядом с Шалтаем Болтаем; именно он произвёл грохот, сотрясший лес, напугал Белую Королеву и заставил её в очередной раз спасаться). Белый Король восхищается зазеркально адаптированным зрением Алисы, позволяющим ей разглядеть Никого на столь значительном расстоянии, т.е. выражается так, как если бы «Никто» было чьим-то личным именем. Это насмешка? Нет, аналогичный вопрос Белый Король задаёт Гонцу – многоразовых шуток не бывает. Гонец подтверждает, что тоже видел Никого; это даёт двух очевидцев, заметивших Никого на дороге, что соответствует требованиям к минимальному числу свидетелей в гражданском процессе согласно римскому праву.

Если допустить идею о тождестве Никто и Красного Короля, проблема транзита Красного Короля из леса в город легко разрешается. А это предположение вполне правдоподобно, ведь Алиса по сути именно так и титулует погружённого в сон вражеского монарха. Вспомним, в лесу Траляля спрашивает Алису, что, как она думает, снится Красному Королю? Алиса отвечает, что этого никто сказать не сможет (естественно, кроме самого спящего), или, используя тот же каламбур, что и Белый Король, Алиса говорит, что об этом может рассказать только Никто (в русском переводе необходимо убрать отрицательную частицу от глагола во исполнение требований зазеркального закона снятия двойного отрицания). Поелику о содержании сна Красного Короля в состоянии поведать только он сам, Никто и Красный Король должны быть эквивалентны друг другу. Сравнительные преимущества наличия/отсутствия имени раскрываются во время происшествия в главе III, когда Алиса, поддавшись болтовне Комара, забыла своё имя (без имени удобно – гувернантка не сможет позвать на урок) и сумела вспомнить его только благодаря Оленёнку (ещё одно копытное животное в сюжете наряду с Овцой, Единорогом и Белым Рыцарем), обратившемуся к ней со словами «человеческое дитя». Т.о., Алиса сама на некоторое время становится «Никем», следовательно, в сказке могут действовать и другие персонажи, потерявшие имя. 

Данный художественный приём – назвать героя «Никто» и извлечь из возникающей на пересечении имени собственного с отрицательным местоимением игры слов комические или драматические эффекты – отнюдь не нов. Кэрроллу он мог быть известен по «Одиссее» Гомера: оказавшись в пещере циклопа-людоеда Полифема, Одиссей скрывает своё настоящее имя и представляется как Никто. Впоследствии эта хитрость помогает ему спастись: ослеплённый Одиссеем великан не в силах объяснить другим циклопам кто именно его покалечил. Заметим, Одиссей считался наиболее хитроумным из греков, в античной литературе он часто рассматривался как архетипический лжец.

Но если Красный Король под именем Никто известен всей сетчатой доске, не теряет ли история гладкость, не начинает ли беспомощно барахтаться в толстых складках парадокса (эка невидаль для Зазеркалья, но, тем не менее): каким образом бомжеватый самодержец, продолжая спать в лесу, умудрился прибыть в город чтобы подраться с Единорогом? Эту странность Алисе разъяснила Белая Королева в главе V: Никто (т.е. Красный Король) способен (снимаем двойное отрицание – закон нам это позволяет!) делать две вещи одновременно. Деспот с восьмой горизонтали дискретен – он ведь король и имеет два тела; первое тело Красного Короля является абсолютно чёрным, а второе не отражается в близоруких зеркалах, поскольку находится за пределами видимого спектра, как у Хищника из серийно выпускаемых Голливудом пугалок. Спящий в лесу комичный человечек в колпачке с кисточкой – это краткая редакция Красного Короля, его укороченная версия, его надводная часть. Гораздо ближе к истинной форме красного тирана (если таковая вообще существует) спирально упорядоченный, драконьего вида, монструозный Бармаглот из прочитанного Алисой в зазеркальном доме стихотворения.


Рецензии