Некоторые нюансы приличий

    В вопросах приличия некоторые моменты бывают куда более субъективными, чем нам по привычке кажется. Например, помню, как в СССР впервые появились бикини. Эффект был примерно такой: «Что-то это как-то немножко неприлично…» (ну не у всех, конечно, но у многих). Ну бикини, конечно, бикини рознь, но, по большому счёту, а что неприличного-то? Всё, самое главное, в принципе, прикрыто, остальное несущественно. «Ну нет, всё равно не так, как надо…».
    А «надо» у обывателя обычно так, как привычно. И если его что-то приучили воспринимать приличным так, как приучили, то другое для него будет неприличным. И что касается бикини, то они пришли на смену купальному костюму, закрывающему гораздо больше. И если глаз обывателя всегда привык видеть купальный костюм, закрывающий с боков на бёдрах определённый участок от и до, то закрытие этого «от и до» в этом месте и ассоциировалось с прикрыванием «всего, что надо». Но если вдруг то, что привык видеть на пляже всегда закрытым, а открытым только в интимной обстановке, когда открыто заодно и всё остальное, то эта часть тела начинает автоматически ассоциироваться с наготой. И хочешь или не хочешь, а мысль о наготе (со всеми вытекающими ассоциациями) промелькнёт в голове у того, кто не привык видеть эту часть стела открытой.
    Ты просто видишь практически сплошной голый бок (если не считать узенькой верёвочки), и этот голый бок вызывает ассоциации с наготой. Но когда в течении достаточно долгого времени постепенно начинаешь привыкать его видеть при закрытом всём остальном, ассоциации начинают перестраиваться. Начинаешь привыкать, что нагота это нагота, а бикини это бикини, и эффект «неприличности» проходит. Кстати, такой эффект от бикини был не только в СССР.
    Т.о., «приличность» того или иного костюма может находиться не в костюме, а в голове воспринимающего. И в зависимости от того, какие он понавесил у себя там на это восприятие привычки, и будет определяться для него восприятие приличности или неприличности той или ной вещи.
    Схожие эффекты, по идее, должны иметь место и в обществе, где женщине, например, нельзя полностью лицо показывать на публике (ну или вообще нельзя). Если она впервые окажется в таком обществе, ей конечно, будет непонятно, а что такого неприличного в её лице, но у тех, кто на неё будет смотреть сквозь призму своих привычек, могут быть на их восприятия понавешаны такие ассоциации, что ей лучше даже и не знать. Ну или наоборот, лучше знать заранее.


Рецензии