Хоккейная система Тарасова
Не скрою, я с детских лет болею за хоккейный ЦСКА, и не потому, что он всегда выигрывал, а из-за тренера – Анатолия Владимировича Тарасова. Он меня влюбил своими книгами о хоккее. Со слов других тренеров и хоккеистов, Тарасов жил хоккеем. Например, он учил своих игроков собирать грибы, имитируя движение, как они становятся на одно колено, когда ловят шайбу на себя. И таким примеров можно привести очень много.
То, что Тарасов внес в атлетическую подготовку советских хоккеистов, в первую очередь в армейский клуб, знают все не только в отечественном, но и в мировом хоккее. И хотя тренер Тарасов не был у руля сборной СССР во время исторической суперсерии СССР-Канада-72, это не помешало канадцам первым из советских игроков и тренеров ввести Тарасова в Зал хоккейной славы НХЛ, а знаменитый канадский тренер Скотти Боумен не скрывал, что учился у Тарасова.
Анатолий Владимирович был новатором в хоккее. Одним из его новшеств была так называемая «система» - прообраз не тройки нападения, как обычно, а пятерки, играющей в постоянном составе. Недавно я прочитал заметку об этой системе у неизвестного мне автора (ныне все пишут в интернете под никами, а не под своими фамилиями). Прочитал, и со многим не согласился. Ниже я приведу эту заметку целиком, а свои рассуждения изложу в примечаниях.
Автор заметки:
Разница в возрасте у всех игроков пятёрки была всего 2 года, и почти все они оказались в ЦСКА в 1962-м. Юрий Моисеев (1940 г.р.) родом из Пензы, там и начал серьёзно играть в хоккей с шайбой. Продолжил в Новокузнецке за «Металлург». За сезон забросил 17 шайб, был замечен всеми столичными клубами, но попал в 1962-м в тарасовский ЦСКА.
Начало «системы»
Про защитников/полузащитников Зайцев-Ромишевский у меня уже был материал на канале, в ЦСКА они появились тоже в 1962-м.
Анатолий Ионов (1939 г.р.) с детства трудился и играл за Электросталь, был ещё в юниорах замечен Тарасовым, но сбежал от него в Крылья Советов – Москва. Тем не менее, всё равно очутился в ЦСКА именно в 1962-м. И только Евгений Мишаков (1941 г.р.) был в 1963-м почти случайно из СКА МВО переведён в ЦСКА. Тарасов искал партнёра для Мосеева и Ионова в почти уже сложившейся в его фантазиях даже не тройке, а «великолепной пятёрке» - его «системе» 1+2+2!
Ионов и Моисеев уже играли тогда в ЦСКА в тройке с Сенюшкиным (1937 г.р. – жив и поныне, 84 года, дай бог ему здоровья), но что-то в игре не складывалось! По легенде, после очередной тренировки ЦСКА Тарасов, подозвав Ионова и Моисеева, сказал им – сегодня здесь будет тренироваться СКА МВО, посмотрите, может быть, кого-то себе третьим найдёте? Они «насмотрели» там Мишакова! Честно говоря, не очень верится, чтобы Тарасов вдруг отдал задачу формирования на откуп игрокам?
Скорее всего, это была очередная проверка Ионова и Моисеева. Понятно, что Мишаков выделялся в СКА МВО. Тарасов давно (ещё до перевода в СКА МВО) решил, что Мишаков будет в ЦСКА, но где и с кем ему играть – это ещё тот вопрос! А тут вопрос решился сам собой! И партнёры Мишакова вроде бы как сами выбрали, и очень уж он вписывался в придуманную Тарасовым новую систему игры в хоккей с шайбой!
Так называемая «система» Тарасова
Во-первых, сразу вам скажу, что ни о каких «системах» Тарасов ни в своих многочисленных книгах или даже статьях в советской прессе ни разу ни одного слова не упомянул. Это всё придумали дальнейшие «интерпретаторы»!
Примечание: Категорически с этим не согласен. Тарасов расписал игру этой «системы» в своей книге, к сожалению, название запамятовал. В этой системе есть защитник (Зайцев), два полузащитника (Ромишевский и Ионов), которые играют в центре поля, и два нападающих (Мишаков и Моисеев), у которых на двоих в полтора раза больше пространства в зоне нападения, чем у целой тройки, и больше поля для творчества.
Далее снова передаю слово автору заметки.
Всё же, конечно же, Тарасов не только придумал совершенно новую расстановку при игре в хоккей с шайбой, но и воплотил её в жизнь! Система эта давно была известна в футболе (даже уже и не говоря про русский хоккей «с шариком») – центральный защитник, три «хавбека» и один «свободный» нападающий! Вообще-то – ничего нового для «русского хоккея»! Но в условиях «канадского хоккея» она потребовала совсем других исполнителей. Просто в хоккее с шайбой – есть силовое взаимодействии между игроками противоборствующих команд!
Примечание: И снова я не согласен с автором. Какой футбол, где играют 10 игроков в поле? Там были системы дубль-W – 3 защитника (1 центральный и 2 крайних) – 2 полузащитника и 5 нападающих, расположенных на поле в виде буквы W – центральный нападающий и два крайних впереди, два других чуть сзади. Потом была система с 4 защитниками, 2 полузащитниками и 4 нападающими (4-2-4), со временем трансформировалась в 4-3-3 или 4-4-2. А сейчас вообще играют с одним нападающим впереди.
А про «русский» или хоккей с мячом (в Скандинавии игру называют «бенди», где тоже в два раза больше игроков на поле, и они постоянно перемещаются, даже и говорить не стоит. Там какую-то систему уловить сложно.
Так что, если сравнивать с футболом, то система Тарасова была такой – 1-2-2.
Дальше автор пишет:
Система-1
Всеми, пишущими на темы Тарасова, считается, что его первым воплощением своих теоретических воззрений на «правильную» игру в хоккей была игра пятёрки Рагулин-Иванов, Фирсов-Полупанов-Викулов на ЧМ-1967. Вот всеми ими считается, что именно тогда и воплотилась впервые в жизнь «система» Тарасова! И не только воплотилась, а показала себя во всей красе! Якобы…На самом деле, мы тогда с большим трудом выиграли у канадцев 2:1, и у чехов 4:2 – никакая система не помогала! Хотя, конечно, новая неожиданная расстановка наших хоккеистов позволила назабивать рекордное количество голов, хоть и в основном в ворота совсем не наших основных конкурентов.
Примечание: Вот уж что, а про игру тройки Полупанова в мировом первенстве как о «системе» никто и никогда не пишет. Во-первых, Иванов к этому времени уже давно не играл ни в ЦСКА, ни в сборной. Во вторых, тройка Полупанова на том чемпионате забила много голов и без системы, а Фирсов получил титул лучшего нападающего того чемпионата. А канадцам и чехам забивать действительно, никакая система не поможет, уж больно крепкие это команды, и игровая дисциплина у них на поле присутствует.
Итак, снова слово автору заметки:
Система-2
Любому человеку понятно, что, если жизнь, она же практика, не соответствует теоретическим воззрениям – теория должна меняться! Вот так, всего-то с двух итераций, Тарасов придумал, конечно же, сам того не осознавая, впервые – сдерживающее звено! Даже более того – целую «пятёрку»!
Отмечу отдельно, что в те годы пятёрками вообще не играли. На ЧМ заявлялись 10 форвардов и 7 защитников – и всё! Как и почему, пусть изначально в чемпионате СССР, Тарасову пришла в голову идея создать какую-то отдельную «пятёрку», да ещё и не из самых лучших игроков? Тарасов всегда был поклонником идеи «коллективизма». В применении к командным играм сейчас это уже можно трактовать как торжество идей синергетики. Ну, или как – колхоз.
Эта «пятёрка», даже ещё и не став одним целым в нынешнем понимании этого понятия, уже забросили в сезоне 1963-64 в Чемпионат-СССР: Ромишевский – 7, Зайцев – 2, Моисеев – 19, Ионов – 4, Мишаков – 4.
Именно Ионов и Мишаков - очень силовые и бесстрашные хоккеисты и люди – позволили раскрыться таланту «маленького», но очень злого, цепкого и ещё более бесстрашного Юры Моисеева!
Примечание: И снова я не согласен. Да, Тарасову надо было сдерживающее звено против первых троек московского «Спартака» (тройка Старшинова) и «Динамо» (тройка Юрзинова), под это и появилась система - пятерка в составе Зайцев-Ромишевский-Ионов-Мишаков-Моисеев. Они чаще строили игру на контратаках, и здесь очень быстрому Моисееву дорога была открыта, поэтому он и забивал много голов. А с другими командами ЦСКА мог разобраться в любом составе. Преимуществ в комплектации у армейцев и динамовцев было больше.
Далее:
Любимая пятёрка Тарасова
Я абсолютно уверен, что это - «Моисеев - Ионов, Мишаков, Зайцев-Ромишевский»! Собственно, про это и все остальные игроки ЦСКА многократно в своих интервью рассказывали!
Про Зайцева и Ромишевского, и даже про их, немного «туманную» для хоккея роль «хавбеков», я уже неоднократно на канале и писал, и упоминал. Но кто-то из защитников всё же должен был оставаться в своей (или средней – при атаке) зоне и всех страховать? Обычно это был Зайцев – просто все остальные значительно лучше, чем он, катались на коньках! Соответственно, ему и меньше бегать, но больше всех думать! А вот все другие из пятёрки бегали очень быстро, но всех быстрее - Юрий Моисеев! Ну а как же, ведь он был самым лёгким!
Примечание: Снова автор путает роль Зайцева в этой пятерке. Он был не хавбек, а защитник, играл строго сзади. А все остальные были очень быстрые хоккеисты, даже Ромишевский, который номинально был защитником. Но он, как и Ионов, чаще отходил в оборону, помогая Зайцеву. А Мишаков с Моисеевым это делали намного реже, но им было дано право играть за воротами противника, что не делали ни Ромишевский, ни Ионов.
Далее автор пишет о Юрии Моисееве:
Юрий Иванович Моисеев
Как будто бы – самый известный из троих уже в пост-игроцкие времена? Или это мне так кажется по совершенно «местническим» причинам? Потому что он был в 1974-76 – старший тренер СКА (Куйбышев), а ещё потом в 1993-95 – ЦСКА ВВС (Самара)! Мы просто никогда здесь своих не забываем, а если кто тут у нас хоть годок один пробыл - он тоже свой! И то, как мы здесь живём – никогда не забудет!
Возвращаясь к теме основного разговора. Пусть Моисеев и был очень «злой и кусачий», он всё же был довольно «мелкий». На уровне чемпионата СССР он вполне Тарасова устраивал, но в сборную на крупный турнир Юрия Моисеева взяли только один раз – на Олимпиаду-1968. Он стал там олимпийским чемпионом, чемпионом мира и Европы, ЗМС и получил орден «Знак Почёта».
И всем понятно, что он себя из этой тройки считал самым обделённым! Справедливо или нет – не мне судить. Как всем известно, вот это чувство «обделённости», несправедливости (но обнёс меня ты чарой в очередь мою, так шагай, шагай, чубарый, уноси Илью (С)) часто служит мотивацией для дальнейшего развития и выхода на новые горизонты. Конечно, это отдельный разговор – не здесь и не сейчас.
Моисеев даже уже в нынешние времена был главным тренером Ак-Барса (вплоть до 2003-го, чемпионство 1998-го), стажировался в Эдмонтон-Нефть в Канаде в 1989-90. До этого ещё во времена СССР целых 4 года (1984 – 1989) был главным в Динамо-Москва –три вторых и одна бронза чемпионата СССР… Так что… Если бы он хоть раз выиграл с Динамо-Москва чемпионат СССР– был до сих пор кумиром динамовцев! Пусть почти всю жизнь играл за ЦСКА, но ведь из Пензы, а оттуда – почти все лучшие динамовские хоккеисты! Кроме Васильева и Мальцева, конечно!
Примечание: Здесь я полностью согласен с автором. Правда, тоже не совсем. Моисеев, как и Ионов, реже всех играли на крупных турнирах, а вот Мишаков намного больше, играл даже в суперсерии СССР-Канада-72, правда, его выпускали в разных сочетаниях, учитывая его физические данные. Он да Васильев больше всех дрались с канадцами, защищая своих партнеров. Так что действительно, как игрок Моисеев может считать себя немного обделенным. Но Моисеев прекрасно проявил себя как тренер, и эти ремеслом он занимался почти тридцать лет, и даже привел «Ак Барс» к чемпионскому титулу.
И в завершении слово автору заметки:
Заключение
Раньше всех из тройки умер Юрий Моисеев в 2005-м, ему было 65. По воспоминаниям Ионова, после увольнения из Ак-Барса в 2003-м (Мосеев был главный тренер, чемпионство 1998-го) – «развязался» (до этого много лет не употреблял алкоголь), ушёл в запой на 3 месяца и не выдержало сердце.
На родине в Пензе в начале 2000-х ему поставили памятник из бронзы – всё же он был самым первым пензяком – олимпийским чемпионом, проторившим дорогу многим другим!
Совсем в конце
Да уж – были когда-то Великие Времена, Великие Дела, Великие Люди, которых делало под себя или просто выбирало Время. Теперь всё стало пожиже и помельче. И только Великие Игроки (и их тренеры) и Великие Воины (и их командиры) всё так же остаются востребованы. Пусть и не всегда на Родине.
Примечание: Но я хочу добавить о системе Тарасова, коль такое название моей заметки. Самая звездная система был в сезоне 1971/72 год в том же ЦСКА. Она выглядела в таком составе: защитник – Рагулин, полузащитники или хавбеки – Гусев и Фирсов, нападающие – Викулов и Харламов. В тот сезон эта пятерка выносила всех с катка в одну калитку, прекрасно показав себя и на Олимпийских играх в Саппоро. Но после Олимпиады ушли из сборной Тарасова, и новые тренеры Бобров и Пучков не пригласили Фирсова, считая, что он сторонник Тарасова и может им помешать в сборной. В матчах суперсерии с канадцами с Мальцевым в центре вместо Фирсова система смотрелась не так органично, и в конце концов Харламова вернули в тройку к Петрову и Михайлову.
Свидетельство о публикации №221092200403