Пусть жизнь мою ветер листает

Очерк о жизни и творчестве Р.Н. Котовской
 (1951–2007 гг.)
Время, словно скульптор, высекающий статую из камня, удаляет все лишнее, оставляя только истинное, дотоле сокрытое от человеческих глаз. Потребовались годы, чтобы понять и оценить творческое наследие, которое оставила нам минераловодская поэтесса Раиса Котовская. Настоящие стихи – это летопись эпохи, по ним потомки будут судить о том, чем мы жили и была ли у нас душа. Стихи Раисы Котовской прошли проверку временем, они не потускнели, не устарели – спустя десятилетия, они заиграли новыми красками, в них открылись горизонты, до этого сокрытые. В этом и есть тайна настоящей поэзии.
Вчитываясь в строчки ее стихов, видишь и чувствуешь, что они написаны сердцем.
Пусть жизнь мою ветер листает
С начала, а после с конца!
Работа, любовь...
                Облетают
Цветы у родного крыльца.
Эти талантливые строки – как будто сжатая история всей ее жизни.
В далекие 70­е, когда Котовская начинала свой путь в литературе, оценить ее дар по достоинству не смогли, хотя даже в первых, полудетских своих стихах, она проявила всю силу своего таланта. Это отмечали известные литераторы того времени, такие как А. Михайлов, Н. Сидоренко. Р. Котовская создала в поэзии свой мир, в котором жили ее герои, цвели сады, вставало солнце, колосились поля, убегала до горизонта южная степь широкая, раздольная с ковылями, васильками и расцветающими весной на склонах балок тюльпанами. Дороже, чем эта степь, река и небо, у нее ничего не было. Она делилась всем этим с нами, отдавая все сокровища своей широкой, как поле, русской души.
Степь. Знакомые сердцу могилы.
Вся еще золотая стерня.
Память детства и родины милой
Незаметно обнимет меня.
Кто­то не понимал этой ее щедрости, не замечая сказочного мира ее поэзии, и равнодушно проходил мимо. Кто­то ждал ее стихов, и каждая встреча с творчеством Котовской была для него радостью прикосновения к прекрасному.
Котовская Раиса Николаевна родилась 6 января 1951 года в городе Бельцы Молдавской ССР. В 1952 году ее семья перебралась жить в город Минеральные Воды, этот город она до конца дней любила и считала своей родиной. В семье было пятеро детей: сестры – Вера, Надежда, Любовь, Рая и брат Владимир, который впоследствии стал офицером и служил на Балтийском флоте. Детство было трудным, многодетная семья жила скромно, считая каждую копейку. В 1958 году семилетняя Рая пошла в первый класс в новую красивую, с белыми колоннами на входе, школу № 27 (сейчас это лицей № 3). После окончания 8­го класса учебу пришлось на время оставить – семья нуждалась в деньгах. Раиса пошла работать на стройку, выбор был очевиден – туда брали всех, даже без специальности, да и заработки у строителей были повыше. Тогда же поступила в школу рабочей молодежи. За несколько лет она сменила не одну профессию, увидела жизнь не с парадного входа, а изнутри, набралась жизненного опыта, который, переплавившись в душе, вылился в строчки лирических стихов. Первому сборнику своих стихотворений она дала название «Станция формирования», отдавая дань тому времени, когда работала проводницей. Окончив в 1969 году вечернюю школу, или, как ее тогда называли, школу рабочей молодежи, Раиса успешно сдала экзамены и поступила на заочное отделение филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института, где проучилась до 1974 года. Работала и проводницей, и чертежницей, и сапожником, и санитаркой в больнице – всякое повидала. Она и сама тогда, наверное, не понимала, что она ищет себя – впитывает, как губка, жизненные ощущения. Прямой беспокойный характер мешал ровному и размеренному течению жизни, но Котовская не могла по­другому, очень тонко чувствуя несправедливость, любые ее проявления и оттенки, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Может, именно поэтому не ладилась личная жизнь, за творческими удачами наступали периоды разочарований и неудовлетворенности собой, жизнью. Слишком высоко была поднята планка, слишком требовательна она была к себе и близким. Она трижды была замужем. Последний муж – Н.П. Ляшенко был ставропольским писателем, прозаиком, автором  книг «Здесь их судьба», «Камерный концерт», «Приснилась первая любовь», «Русское солнце». Вместе они выпустили книгу «Судьба», посвященную писателю А.П. Бибику.
Раиса входила во взрослую жизнь, полная надежд на женское счастье и благосклонность судьбы. Она ощущала в себе талант и хотела, чтобы музыка, которая жила в ее душе, была услышана всеми.
1964 год – опубликовано первое стихотворение в газете «Коммунист».
В 1967 году писатель Игорь Романов, работавший в альманахе «Ставрополье», публикует несколько ее стихотворений.
В 1968 году вышел сборник молодых поэтов Ставрополья с 18 стихотворениями Раисы Котовской. Это был прорыв. О ней всерьез заговорили в профессиональных кругах ставропольских литераторов.
Главное, что подкупает в ее стихах – это душа, открытая душа поэта, обращенная к читателю, словно одиноко стоящий дом в поле с распахнутыми навстречу степным ветрам окнами. Можно сказать, что поэзия Раисы Котовской исконно русская. Это не лубок, не частушка, не копирование фольклора. Стихи ее глубоки, может быть, даже глубже стихов известных поэтесс, ее столичных современниц, которые блистали благодаря своей академичности, мастерству и часто забывали о душе. Стихи Котовской другие – они живые, с подробностями быта, переживаниями. Именно в правде факта главная ценность ее стихов. Каждое стихотворение – это маленькая история. Вот пришел фотограф в дом, казалось бы – рядовое явление, спросил бесцеремонно: «Нет ли у вас покойников или невест?» Вроде бы ничего страшного, вопрос как вопрос. Но Котовская увидела за этим незначительным событием социальное явление – появление в обществе людей, которым хочется погреть руки на чужом горе. Она выводит портрет фотографа, и становится ясно, что этот человек – бездушный мерзавец, которому все равно, кого «грабить», живого или покойника, он везде и всегда ищет свои деньги, у него и туфли «проворные, как тараканы». Другое стихотворение и другая история: отец возвращается из поездки и привозит детям гостинцы. Дети радуются, для них конфеты – праздник. Да, мы так жили. Мало в те далекие 60­е годы наше поколение ело конфет – хлеб белый не каждый день видели, в очередях за обыкновенными булочками стояли. Когда читаешь строчки этого стихотворения, сжимается от боли душа.
В стихах Р. Котовской есть то, что присуще всем русским людям – искренность и бесконечная любовь к родным местам и отчизне. Русский человек не может жить без родины. Она много пишет, учится работать со словом, чувствовать строку, ритм, рифму, печатается в газетах, периодических изданиях. В 1975 году она поступает в Литературный институт имени Горького, успешно пройдя творческий конкурс. Этот институт был популярен не меньше, чем ВГИК, МГИМО или МГУ, учиться в нем было престижно и почетно. Котовская с головой ушла в учебу. Сбывалась ее мечта – стать профессиональным писателем.
К слову, русскому слову, тянуло ее всегда. В статье «Слово друг – слово враг» Котовская пишет: «Пришло время говорить об ответственности за сказанное слово перед Богом. Что же делает наши слова «мертвыми», а нас повинными в грехе празднословия? Это утрата высшей идеи жизни, одухотворяющей слово». Она приводит слова Ф.М. Достоевского, который так формулирует высшую идею жизни: «Основная и самая высшая идея человеческого бытия – необходимость и неизбежность убеждения в бессмертии человеческой души». В этой же статье, говоря об ответственности настоящего писателя за слово, она цитирует Иоанна Кронштадского: «Нынче люди поставили огромного идола и велят всем ему кланяться. Этот идол есть отрицательная литература». «В ХХ веке, –  развивает эту мысль Р. Котовская, – вслед за упадком православной духовности произошла окончательная девальвация слова». Котовская не случайно приводит высказывание Иоанна Кронштадского в своей статье. Душа и слово – их единство и связь волнуют ее. Она старалась жить в ладах с совестью и с Богом в душе, чувствуя в себе призвание писать, именно этой дорогой она хотела идти по жизни. Не за куском хлеба тянулась, не за престижем и конъюнктурой – за правдой, за возможностью рассказать людям о той жизни, которую видела она, о том мире, который жил в ее возвышенной, устремленной в небо душе.
Ее стихи перекликаются с русским фольклором: «Речка­реченька», – уменьшительно называет она Куму.
Молча вслушаюсь в крик петушиный
Или вчувствуюсь в крик соловья –
Всюду пахнет дождем и крушиной.
И волнуется память моя.
Многие стихи Р. Котовской воспринимаются как народные. Она чутко улавливает пульс родной земли, чувствует ее жизненную силу, обожествляет природу, любя до последней травинки весь этот мир. 
Рябина красная,
                златолиствянная,
Зачем в пустом лесу
                одна горишь?
Что под ветрами ты
                теперь, как пьяная,
Все сокровенное
                мне говоришь?
Слепы, глухи давно
                леса стоят стеной,
Зимой напугана,
                слегла трава...
Не спи, рябинушка,
                поговори со мной,
Пока горишь еще,
                пока жива.
Природа для нее – храм, где нет мертвого и живого. Все живое – и река, и лес, и рябина на лесной опушке, и облако, и дождь.
Руководители семинара молодых писателей, в котором Котовская приняла участие во время учебы в Литературном институте, учитывая самобытность и мастерство молодого автора, ходатайствовали перед московским издательством о выпуске ее стихотворений  отдельной книгой. Ждать выхода книги пришлось два года.
В 1979 году в Ставропольском книжном издательстве вышла книжечка стихов «Отчий дом». В этом же году в московском издательстве «Современник» выходит еще одна ее книга «Станция формирования».
В 1982 году выходит сборник стихотворений Р. Котовской «Ночной дождь». Известный критик А. Михайлов, возглавлявший в то время отдел поэзии журнала «Юность», писал в предисловии к книге: «Чем привлекают стихи Котовской? Прежде всего, правдой пережитого».
В том же 1982 году Р. Котовская переезжает жить в Ставрополь, где ей, молодой поэтессе, доверяют должность ответственного секретаря альманаха «Ставрополье».
1983 год знаковый в судьбе Котовской – ее принимают в Союз писателей СССР. Впереди годы плодотворного труда, поездки по родному краю, встречи с читателями и много­много новых стихов, где самое главное место отведено, конечно, любви.
В конце 90­х годов в жизни Котовской наступил период, который можно назвать поворотным в ее творчестве. Поиски счастья, справедливости, истинного неразменного слова привели ее к Богу. Эта тема прослеживается теперь во всех ее стихах, очерках, выступлениях. В 2001 году она выпускает книгу «Россия граничит с небом».
У Раисы Котовской не так много книг: «Станция формирования», «Уроки пения», «Переменная облачность», «Ночной дождь», «Снеговица», «Судьба» и др. В книге «Судьба» Котовская выступает как философ и публицист. В статье «За что боролись» она обозначает два истока русской души – христианство и государственность, заставляя читателей по­новому взглянуть на роман А.П. Бибика «К широкой дороге».
«Автор книги «К широкой дороге» настойчиво, последовательно и сознательно показывает нам как Россия восстала, подстрекаемая иноверцами, против своего Бога, – пишет Р. Котовская. – «Пламенные революционеры» были прежде всего богоборцами: все они любовно называют друг друга «чертушками» и определяют принадлежность людей к «своим» или «чужим» только по тому, есть в их домах иконы или нет».
Тема казачества не могла не найти отражения в творчестве поэтессы – выросла она в казачьей стороне с укладом и обычаями, передававшимися из поколения в поколение.
Я здесь себе построила жилье,
Сюда я с полдороги возвращалась.
Здесь детство неразумное мое
Когда­то, как ребенок, потерялось.
Хожу, ищу по ближним хуторам,
Зову его – ни отклика, ни плача.
И только песни слышу по дворам.
И новые, и старые — казачьи.
Тема любви тесно  переплетена  в творчестве  поэтессы с темой поэзии.
Птичьим гомоном даль говорила,
Таял лед и помалкивал сад.
Я какую­то дверь отворила
И уже не вернулась назад.
Безусловно, речь здесь идет о любви. Но так получилось в судьбе Раисы Котовской, что она однажды отворила дверь в еще один мир – поэзии и уже не вернулась оттуда, до последнего дня оставаясь тем, кем создал ее Господь – поэтессой. У нее был редкий талант – идти от конкретного факта и через него выходить на бескрайние просторы человеческой души. Что такое любовь? Это тот вопрос, который она задавала сама себе, порой долго, мучительно ища ответ и не находя его.
В начале 80­х она пишет:
Пора погодить, оглядеться,
Где солнце, где лес голубой...
Любовь пробралась в мое сердце
Еще до знакомства с тобой.
Эти нежные строки о любви трогают за душу своей девчоночьей искренностью. Жизнь в ожидании, в предчувствии любви – это рассвет жизни, самое ее начало, исток…
Ее светлый талант продолжает дарить радость. Раиса делила свою любовь на две равные части – любовь к людям и любовь к поэзии, к слову.
Не говори, что я сурова,
Что ожидаю я другого...
Не жду я нынче ничего
Помимо маленького слова,
Но в целом свете — одного.
В 2004 году за вышедшую в Москве книгу стихов «Судный день» ей была присуждена  Губернаторская премия. Книга стала событием в литературной жизни края. В ней поэтесса как бы подводила итог своей творческой деятельности, прощалась со своим читателем.
Последний год жизни Котовская работала учителем в г. Минеральные Воды. Характер не позволял ей сидеть сложа руки. Она работала с одаренной творческой молодежью, проводила литературные конкурсы, писала статьи, боролась с бездуховностью, выступала против засилья западных ценностей в нашей культуре. В сборнике «Снеговица» в одном из стихотворений она писала, метко подмечая всю двусмысленность нашего времени:
Метя в души глумливым словцом,
Пораженья равняя с победами,
Натравили детей на отцов,
И отцов перессорили с дедами.
Тонко подмечено. В этих поэтических строчках заключена глубокая мысль – мы не случайно выбрали «новый путь». Нас по этому пути сознательно направили, выдав черное за белое, поменяв местами добро и зло, воспользовавшись русской доверчивостью, искажая, а порой и откровенно фальсифицируя нашу историю. Как еще разобщить народ, поссорить поколения, разрушить связь между людьми, сделать их слабыми – только натравив детей на отцов, вбив между ними клин, который потом расколет и страну.
В 2007 году Раисы Николаевны Котовской не стало. Ей было всего 56 лет. Похоронена она в г. Минеральные Воды. В память о поэтессе, нашей землячке, Минераловодской городской думой было принято решение назвать городскую библиотеку ее именем.
Мне посчастливилось встречаться с Р. Котовской – это были встречи в кругу друзей в начале 80­х. Наша маленькая поэтическая группка: Николай Бондаренко, Павел Косяков, Виталий Жандаров, – тесный круг единомышленников, людей, влюбленных в поэзию. Я помню встречу в квартире Николая Бондаренко. В большой комнате с уходящими под потолок книжными полками было накурено и многолюдно, обсуждали последние поэтические новости. Окуджава, Вознесенский, Ахмадулина – слышались фамилии знаменитых поэтов. Кто­то декламировал свои стихи. Раиса больше молчала, внимательно слушала, пытаясь в этом гвалте уловить логическую нить, курила, держа сигарету в тонких красивых пальцах, иногда вступала в разговор, вставляя точные и меткие слова, улыбалась шуткам. Черное строгое платье, как будто из шестидесятых, было ей к лицу. Мне казалось, что сейчас заиграет музыка, и она начнет танцевать твист. Потом она размышляла о том, зачем человек пишет стихи, говорила очень тихо, взвешивая каждое слово, замолчав, задумчиво посмотрела в темное, с каплями дождя, осеннее окно. Такой Раиса и запомнилась мне.
В городской библиотеке г. Минеральные Воды книги Раисы Котовской на самом почетном месте, они всегда востребованы читателями.
В одном из своих последних стихотворений «Эпитафия» поэтесса подводит итог своей жизни. Это стихотворение­исповедь.
Я уже спокойна и свободна
От всего с названьем «се ля ви»,
От ревнивой дружбы подколодной,
От земной припадочной любви...
И, своя для нищих и убогих,
Об одном лишь думаю пути,
Лишь бы не загинуть по дороге!
Лишь бы крест до места донести!

В этих строчках стихотворения, написанных кровью сердца, заключен главный смысл ее жизни, философская концепция существования на земле — несение креста к своей Голгофе. Она несла по жизни свой крест поэта со всеми присущими этому высокому званию жизненными бедами и напастями: неустроенностью, непониманием, духовным сиротством. В этом пронзительном по своему звучанию и боли стихотворении, подкупающем своей простотой и искренностью, она уже ничего не просит для себя у Бога, ничего не хочет от жизни. С грустью и нежностью поэтесса прощается с дорогой земною и навсегда уходит по дороге другой, небесной – бесконечной и вечной дороге к Богу.
2016 г.


Рецензии