Душка. Режиссер Й. Стеллинг. Нидерланды. 2007 год

Фильм из разряда тех, которые надо судить по собственному канону. Итак, два героя. Рациональный до мозга костей голландец Боб и безмятежно-простодушный, несколько навязчивый славянин Душка….
Маковецкий с его «Боб, кофе?» великолепен. Маститый бельгийский актер Жене Бервутс столь же великолепен в  роли растерянного кинокритика, робеющего перед жизнью вообще, и – в частности - перед своим внезапно возникшим чувством к продавщице из бара любимого кинотеатра.
Обратите внимание на богатство мимики и бедность диалогов.
Кстати, типичный для Стеллинга минимализм диалогов в этом фильме особенно хорош. Бобу не о чем говорить с Душкой по причине взаимного незнания языков, но почему он так немногословен со своими соотечественниками?
А все по той же причине. Язык в мире Стеллинга - не инструмент коммуникации, а ненужная и досадная побрякушка. Он может лишь затемнять, а не прояснять человеку его путь и предназначение.
Не сразу становится понятно, что Душка – alter ego главного героя. Как иначе объяснить его внезапное исчезновение и бесплодность последующих поисков?
Наверное, символизм фильма не во взаимодополнительности западного ratio и славянского сердца (или, если угодно «души»), а в чем-то более глубоком: тот, кого ты сначала приютил, а потом упорно стремился выпихнуть из своей жизни  - ты сам. Но себя из себя не выпихнешь.
Кадры со сменой сезонов в опустевшей комнате Боба, с паутиной на десктопе совершенно упоительны, особенно на фоне все понимающего взгляда подруги Боба, зашедшей в это разрушенное обиталище.
Что еще сказать?
Пронизывающая фильм песня, самая певучая и грустная из русских песен («Тонкая рябина»), чуть гротескные, по-фольклорному жизнерадостные и очень живописные пейзане в автобусе, словно сошедшие с полотен Малявина..Ну так оно и понятно. Йос Стеллинг - художник по основному образованию. Он видит мир. В его мире цвета и краски важнее звуков и смыслов.
Почему-то вспомнилось:
«…Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь..»(Б.Пастернак).
Если Вам нравятся поэтичные, деполитизированные фильмы, которые можно и нужно смотреть без дубляжа, где все внешнее – не хроника повседневности, а лишь символ чьих-то воспламененных душ с их «откровениями, бурями и щедротами» – этот фильм создан для Вас.

5 баллов из 5.


Рецензии