Душка. Режиссер Й. Стеллинг. Нидерланды. 2007 год

Что сказать об этом фильме? Он прекрасен, но судить его надо по собственному канону. Прежде всего, надо отметить прекрасную игру актеров. Рациональный до мозга костей голландец Боб и безмятежно-простодушный, несколько навязчивый славянин Душка….
Маковецкий с его «Боб, кофе?» великолепен. Маститый бельгийский актер Жене Бервутс столь же великолепен в своей роли растерянного кинокритика, робеющего перед жизнью вообще, и – в частности - перед своим внезапно возникшим чувством к продавщице из бара любимого кинотеатра.
Обратите внимание на богатство мимики и бедность диалогов.
Кстати, типичный для Стеллинга минимализм диалогов в этом фильме особенно хорош. Бобу не о чем говорить с Душкой по причине взаимного незнания языков, но почему он так немногословен со своими соотечественниками?
А все по той же причине - язык в мире Стеллинга не инструмент коммуникации, а ненужная и досадная побрякушка. Он может лишь затемнять, а не прояснять человеку его путь и предназначение.
Не сразу становится понятно, что Душка – alter ego главного героя. Как иначе объяснить его внезапное исчезновение и бесплодность его последующих поисков?
Наверное, символизм фильма не во взаимодополнительности западного ratio и славянского сердца (или, если угодно «души»), а в чем-то более глубоком: тот, кого ты сначала приютил, а потом упорно стремился выпихнуть из своей жизни (хотя это и не получалось ,по понятным причинам) - ты сам.
Кадры со сменой сезонов в опустевшей комнате Боба, вся эта паутина на десктопе совершенно упоительна, особенно на фоне все понимающего взгляда подруги Боба, зашедшей в это разрушенное обиталище.
Что еще сказать?
Пронизывающая фильм песня, самая певучая и грустная из русских песен («Тонкая рябина»), чуть гротескные, по-фольклорному жизнерадостные и максимально живописные пейзане в автобусе, словно сошедшие с полотен Малявина..
Почему-то вспомнилось:
«…Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь..» (Б.Пастернак).
Если Вам нравятся максимально поэтичные, деполитизированные фильмы, которые можно смотреть без дубляжа, где все внешнее – не хроника повседневности, а лишь символ чьих-то воспламененных душ с их «откровениями, бурями и щедротами» – этот фильм создан для Вас.

5 баллов из 5.


Рецензии