Курск и его руководители - 14
Ангелина ПЕНЬКОВА
КУРСК: ВЕХИ ПУТИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА ЗА ТЫСЯЧУ ЛЕТ.
Очерки о городе Курске, его правителях, руководителях и их делах.
ГЛАВА 14.
КУРСК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ
Первая половина 80-х годов в Советском Союзе, где, по мнению партийных деятелей, уже образовалась новая общность населения – советский человек, – должна была проходить под знаком планов 11-й пятилетки, но в связи с чередой смертей первых руководителей страны, она получила название «пятилетки пышных похорон».
10 ноября 1982 года не стало Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, четырежды Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда и героя многочисленных анекдотов и частушек типа:
Брови черные, густые,
Речи длинные, пустые,
Ни конфет, ни мяса нет –
Ну, на что такой нам дед.
У руля СССР он находился 18 лет. Именно при нем наша страна достигла наивысшего могущества: мы были второй экономикой в мире после США, выдавая до 22 % мирового валового продукта, и в военном плане ничем не уступали США и странам НАТО. При правлении Брежнева большинство населения страны гордилось своим государством, его достижениями в науке и культуре, его мощью и силой, его авторитетом на планете по имени Земля. Правда, в магазинах Курска колбасы в свободной продаже не было, но при этом в каждой городской семье в холодильнике она наличествовала. Не было в свободной продаже некоторых видов мебели и ковров, но опять же в каждой квартире они имелись. Парадокс времени…
Сменивший Брежнева на партийном и государственном посту Юрий Владимирович Андропов (1914-1984) героем частушек не стал, но запомнился россиянам попыткой наведения порядка и трудовой дисциплины, в том числе и в высших эшелонах власти. Возможно, ему бы что-то и удалось в этом плане, но в феврале 1984 года вновь из всех радиоприемников и со всех телеэкранов Советского Союза звучала траурная музыка Шопена – Андропова не стало.
В марте 1985 года траурная музыка звучала уже и по преемнику Андропова – Константину Устиновичу Черненко (1911-1985). Этот побыл у руля партии и государства еще меньше. Да и не был, а значился, ибо не выходил из кремлевской больницы.
Эти три смерти руководителей партии и государства, произошедшие буквально в течение трех лет, и были окрещены падкими на хлесткие выражения журналистами «пятилеткой пышных похорон». Эти же журналисты приклеят времени правления Брежнева и другой ярлык – период застоя.
И хотя ярлык приживется и даже в наши дни будет всплывать в речах особо продвинутых либеральных политологов и политтехнологов, но само определение застоя будет враньем. Причем враньем – в лучших традициях, продемонстрированных нам западными средствами массовой информации, некогда считавшимися образцами непредвзятости и порядочности. Но, как показало время, стиль западной журналистики и политологии – безмерная, ничем не прикрытая ложь и еще раз ложь. Мол, пипел схавает… На то он и пипел… Совсем по-геббельсовски: чем оголтелей вранье, тем скорее в него поверят. И… некоторые, к сожалению, до сих пор верят.
Чехарда в высших эшелонах политической власти страны каких-либо перемен во властных структурах области не повлекла: и А.Ф. Гудков, и Н.И. Журкин остались на своих местах. Правда, в 1982 году председателем Курского горисполкома стал Геннадий Глебович Плотников. Но это произошло еще в апреле, то есть за полгода до смерти Л.И. Брежнева.
О Г.Г. Плотникове известно то, что родился он 8 января 1939 года. Трудовую деятельность начал в 1966 году, оказавшись в Курске по госраспределению после окончания Новочеркасского политехнического института. Здесь до 1967 года работал начальником колонны и начальником отдела эксплуатации автоколонны М-1307.
В 1967 году был переведен в Курское транспортное управление. С 1972 года – директор грузовой автоколонны М-1144. С 1974 года – в аппарате Курского горкома КПСС Отсюда в ноябре 1978 года переведен на работу в Промышленный район города Курска – на должность председателя Промышленного райисполкома.
В апреле 1982 года Геннадий Глебович избран председателем Курского горисполкома Совета народных депутатов. И на данном посту руководителя города находился до 1988 года. С данной должности в конце 1988 года, в разгар горбачевской псевдоперестройки, перешел на работу в «Курскэнерго» сначала заместителем управляющего этой организации, а затем – директором.
С 1999 года – на пенсии. Награжден медалью «За трудовое отличие» [1].
В Курске за годы 11-й пятилетки больших производственных мощностей, подобных заводу РТИ, КЗТЗ, «Химволокно», ГПЗ-20, не строили. Зато на его окраинах возникали, словно грибы после дождя, всевозможные СМУ, ДРСУ и автоколонны, автотранспортные предприятия и базы. Но самое главное, руководителями города большое внимание уделялось объектам социального и культурного предназначения. Так, в 1981 году городское здравоохранение пополнилось новой поликлиникой, возведено в Кировском районе города за счет средств ГПЗ-20. В 1982 году приняты в эксплуатацию троллейбусная линия от площади Дзержинского до Льговского поворота и новое картофелехранилище на 10 тысяч тонн, а также была завершена реконструкция стационара детской больницы № 1.
В 1983 году открыт новый маршрут троллейбуса «Красная площадь – улица Серегина», значительно облегчивший путь рабочим и ИТР Курского трикотажного комбината до места работы, а после работы – до места жительства. Прошло торжественное открытие воинского мемориала на Никитском кладбище с открытием поста № 1 старшеклассников городских школ у Вечного огня.
В центре города также шли точечные застройки как высотными жилыми домами, так и объектами социальной и культурной направленности. Например, в 1983 году на территории снесенного в 1968 году стадиона «Динамо» было возведено новое здание Курского областного драматического театра имени А.С. Пушкина. Торжественное открытие его, по данным Ю.А. Бугрова, состоялось 21 апреля.
С апреля 1982 года главным режиссером Курского драмтеатра был Ю.В. Бурэ, который и ставил первые спектакли в новом здании театра. В театральную труппу пришел режиссер А.П. Шорохов, коллектив актеров пополнили Л. Соколова, В. Яковенко, И. Лузин и ряд других актеров. А весной 1984 года на сцене театра была поставлена пьеса курского литератора, а в прошлом сотрудника райсуда, облпрокуратуры и адвокатуры О. Викторова, «Разыскивается опасный преступник», где одну из главных ролей играл Г. Стасенко.
За годы 11-й пятилетки курский писатель Е.И. Носов за достижения в литературном творчестве дважды удостаивался высоких государственных наград: в 1981 году ему был вручен второй орден Трудового Красного знамени, а в 1984 – орден Ленина. На сцене Курского областного драматического театра был поставлен спектакль по повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
А Курская писательская организация пополнилась такими членами СП СССР, как Юрий Першин, Владимир Детков, Михаил Еськов, Василий Алехин, Валентина Коркина, Иван Зиборов. И теперь в ее рядах насчитывалось не девять-десять, как в прежние годы, а шестнадцать человек. Но тон по-прежнему задавали писатели фронтовики Евгений Носов, Николай Корнеев, Александр Харитановский, Петр Сальников, Исаак Баскевич, Михаил Обухов. Признанным же лидером являлся прозаик Евгений Иванович Носов.
В 1985 году были сданы в эксплуатацию новое высотное здание гостиницы «Курск», забравшей трендовое название у гостиницы на Красной площади, и многоэтажное здание госархива Курской области на улице Ленина.
Население города Курска к концу этой пятилетки выросло с 375345 до 405000 человек. Прирост солидный – более 30 тысяч. И образовался он, как и в предыдущие пятилетки, не за счет естественного прироста, а за счет миграционных потоков населения из сел области в областной центр, где культурные, социальные, бытовые условия были значительно выше деревенских.
Что же касается экономического развития области, то Ю.И. Зубков отмечал, что в период с 1981 по 1985 год объем производства увеличился на 27 процентов, а производительность труда – только на 24,3 процента. По его оценке, на предприятиях области, а значит, и города Курска, 40 тысяч рабочих «по-прежнему были заняты исключительно ручным трудом и только 5 % всей выпускаемой продукции шло на экспорт» [2].
Стоит отметить, что некоторое оживление и в экономической, и в других сферах жизни советского общества наблюдалось в короткий срок нахождения на вершине партийной и государственной власти Ю.В. Андропова, но с его уходом все возвратилось на круги своя. Энтузиазм в жизни общества исчез, уступив место если не апатии, то уж точно общественному благодушию. И это на фоне набирающего обороты личного благополучия и возрастающего потребительства.
Примечания:
1. Бугров Ю.А., Пахомова А.Н. Власть и дело. – Курск-Москва, 2012. – С. 117; Интернет.
2. Зубков Ю.И. Социально-экономическое и духовное развитие области (1966–1992) // Курский край: история и современность. – Курск, 1995. – 183; Бугров Ю.А. Свет курских рамп. – Курск, 2009. – С. 260-163; Бугров Ю.А., Пахомова А.Н. Власть и дело. – Курск-Москва, 2012. – С. 117, 164; Писатели Курского края. Биобиблиографический справочник. – Курск, 2007. – 350 с.; Интернет.
Свидетельство о публикации №221092301091