Весёлые немецкие новеллы 16 века

Предлагаю уважаемым читателям заглянуть, «одним глазком», в весёлую книгу «Катципори», автором которой является немец Михаэль Линденер (1520–1562).  Он родился и получил хорошее гуманистическое образование в Лейпциге, затем переселился в Виттенберг, оттуда в Тироль и прожил многие годы в южной Германии; работал корректором в Нюрнберге, а под конец жизни стал школьным учителем . Книгу «Катципори», где больше пережитого им лично и устных бродячих сюжетов, он написал в 38 лет, а в 42 года  он был казнен во Фридберге близ Аугсбурга за убийство, совершенное, вероятно, в пьяном состоянии. Вообщем, Михаэль прожил весёлую жизнь, и свои самые яркие впечатления о жизни изложил в своей книге.... Некоторые из его ярких жизненных впечатлений я рискнул  воспроизвести в кратком виде....

ПИСАРЬ И ПРИХОДСКОЙ СВЯЩЕННИК

В Баварии жил писарь, который, хотя и был добропорядочным человеком, но в церковь ходил очень редко, и никогда и ничего не опускал в кружку для пожертвований, что не могла не ускользнуть от внимания священника, и весьма сильно раздражало его. Но ещё больше священника возмущало то обстоятельство, что когда он обходил паству и обрызгивал ее святой водой и все стояли обнажив голову и кланяясь ему, — так вот именно в эти мгновенья  писарь демонстративно нахлобучивал шапку  себе на голову на самые уши.
И вот, когда писарь, в третий раз, подставил свою башку в шапке «под святое обрызгивание», священник  строго сказал ему: «Сын мой, ты не снимаешь шапку и подаешь дурной пример пастве, и вводишь её во искушение! Не нарушай церковных правил!»
А писарь ответил на это так: «Мне, господин священник, запомнилась ваша проповедь, в которой вы поведали, что святая вода штука настолько чудотворная, что даже те капли, которые вы роняете над могилами, проникают в глубь земли на три метра, проходят сквозь крышку гроба и падают на мертвые тела, и посылают им благодать господнюю. А в качестве доказательств  этого, вы  сослались на слова Папы Римского Каликста.  И мне, господин священник, захотелось  проверить на себе правоту слов Папы Римского и ваших, господин священник.  Однако же, я ещё ни разу не ощутил божьей благодати,  и думаю  поэтому, что правды в ваших словах немного».

ВЕЛИКАЯ ПОДЛОСТЬ, УЧИНЕННАЯ ОДНИМ ПЬЯНЫМ МОЛОДЧИКОМ ДРУГОМУ ПЬЯНОМУ МУЖИКУ

Какой-то деревенский мужик отправился  однажды по каким-то делам в город, а там взял да и напился «до положения риз»  (*Обычная история на первый взгляд... Но давайте посмотрим, чем она обернулась...) . И вот когда мужик почуял, что лыка не вяжет, и на ногах еле держится, и всё перед ним как в тумане, решил он отправиться восвояси — и пошел, уже не больно соображая что к чему. А мужик этот, когда был сильно во хмелю, впадал  во злобу, и его «тянуло на подвиги».  Вот и взял мужик  в руку дубинку и принялся молотить ею куда ни попадя...
 За этим занятием застал его один добрый молодец, который и сам был  подвыпивши, и испытывал потребность подшутить над кем-нибудь, а тут такой случай и представился. И этот молодец, хотя и был изрядно пьян, ухитрился забраться  на грушевое дерево, которое как раз было на пути пьяного деревенского мужика. И вот, пьяный деревенский мужик приблизился к груше, разговаривая сам с собой и утверждая, что он мужик честный. И тут пьяный молодчик  закричал ему из ветвей: «Какой ты мужик! Не мужик ты, а муд*к!» Деревенский мужик озлился  и начал браниться, да только никак не мог взять в толк, откуда кричат, и стал вертеть головой по сторонам. А тут опять раздалось:  «Муд*к…! Не мужик ты, а муд*к!»
Деревенский мужик решил, что  его так обзывают из кузницы, что располагалась рядом с деревом, а потому вошел в кузницу и стал там орудовать  своей дубинкой.  Кузнецы осерчали  и изрядно мужика вздули. А причиною всему был парень, сидевший на грушевом дереве, и когда драка закончилась и шум затих, парень слез с дерева да и пошел своей дорогой, как человек, только что напившийся за чужой счет....


СТАРОЕ ДОБРОЕ СНАДОБЬЕ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЛОДОЙ БРАДОБРЕЙ ВЫЛЕЧИЛ ДЕВКУ ИЗ ОБЕРХАУЗЕНА

У одной девки из деревни Оберхаузен был дурной прикус, и она натерпелась из-за этого немало.  Поэтому она собралась с духом и решила выдрать зубы, и обратилась с этим делом к молодому подмастерью   цирюльника. А вот, увидел он, что девка молода и, кабы не зубы, хороша собой, и решил, что не стоит ей рвать зубов, и сказал, что вылечит её другим способом. И говорит он ей:
«Тебя лечили сверху — и это ничуть не помогало. Поэтому я буду лечить тебя снизу, и буду втирать тебе лечебное зелье пальцем ниже пупка!».
 И велел девке лечь наземь. Девка, понятно, послушалась. И приступил он к делу, пустив в ход одиннадцатый палец, тогда как у обыкновенного цирюльника их бывает ровно десять. Одиннадцатый же — примета настоящего мастера, и мудрено ли, что снадобье попало даже несколько ниже пупа! Приняв первую порцию лекарства, девка закричала: «Еще! хочу еще! хочу непременно еще! Да начни я принимать это снадобье пораньше, я бы уже давно вылечилась! Да мне уже и сейчас заметно полегчало!»
 Так порой случается оказать помощь ближнему, если разумеешь, какая помощь ему нужна. А стоячий корень от любой хвори хорош.

НЕСЛЫХАННОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД СТРАНСТВУЮЩИМ МОНАХОМ, УЧИНЕННОЕ ЮНОЙ ОСОБОЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА НЕСЛЫХАННОЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО НАД СТРАНСТВУЮЩИМ МОНАХОМ, УЧИНЕННОЕ ЮНОЙ ОСОБОЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА

Решила одна девица исповедаться в грехах — и выбрала в исповедники странствующего монаха из ордена босоногих. Безбожный монах, решил поживиться  и прижал ее покрепче, чтобы выведать все тайны, и спросил, не снилось ли ей чего нечестивого, поскольку подобные сновидения представляют собой ничуть не меньший грех, чем то, что свершается наяву. Девица ответила:
«Да, господин мой, недавно мне приснилось такое, о чем стыдно даже поведать Мне снилось, что один человек лег со мной и меня, с вашего соизволения, прижал».
 Монах ответствовал: «Это, дочь моя, равносильно тому, как если бы он овладел тобою на самом деле, ты должна покаяться в совершенном прелюбодеянии. Это очень большой грех, но я отпущу его тебе за два золотых гульдена, которые ты должна засунуть в прореху моей рясы.».
Девица изловчилась  зажать деньги в кулаке, сделав, однако, вид, что засунула их в прореху. Монах отпустил ей грехи полностью и немедленно. Девица поблагодарила его и пошла своей дорогой. А стоило ей чуть отойти, монах полез за деньгами, не нашел их и понял, что его обманули. Он окликнул девицу, велел ей вернуться и сурово сказал:
«Ты их на самом деле, дочь моя, не засунула»
 Девица не отпиралась: «Да, господин мой, на самом деле не засунула. Но ведь и юноша, приснившийся мне в соблазнительном виде, на самом деле тоже мне  не засунул».
 И с этими словами — и с отпущением грехов — пошла прочь.

РЕШИТЕЛЬНАЯ ОТПОВЕДЬ, ДАННАЯ ЧЕСТНЫМ СЛУГОЙ ОДНОМУ ДВОРЯНИНУ

Один поиздержавшийся дворянин пожаловал в провинциальный город и явился к одному хозяину постоялого двора, сказав, что мол он лицо столичное, благородное и самых голубых кровей, но без гроша в кармане в этот данный момент.... Его приняли и обласкали — и созвали в его честь гостей, как это и заведено там, где ничего поумней выдумать не могут. (*Вот вам и прототип Хлестакова!) . Славно погулял заезжий дворянин и вернулся он на свой постоялый двор пьяным в стельку, повел себя нагло, да вдобавок принялся всех кругом поучать. Когда же один из хозяйских слуг повел его почивать, он блевал по дороге себе под ноги и пускал ветры  «с кормы», как бесстыжая корова. Слуга сказал ему: «Видать, господин, что вы большой любитель пения, жалко только, что у вас не бас, а то было бы еще веселее!»
А дворянин — и заметьте себе, благородного рода — продолжал «плеваться» и испускать всякие неприличные звуки, почитая  это занятиями истинно и единственно аристократическими, равно как и мотовство, хвастовство, обжорство и пьянство, как это и принято ныне у нашего дворянства (*А что-нибудь изменилось в жизни за истекшие 500 лет?...). И когда гость улегся, принялся он распекать слугу: «Как смеешь ты, мужик, сопеть в моем присутствии? Я ведь дворянин, а ты дубина неотесанная, дурак набитый! Да я тебе сейчас вот как плюну в твою наглую рожу!» Слуга, бывший тоже изрядно под мухой, ответил:
«Нет уж, сударь мой, — такое мне не понравится. Но если вам так хочется угостить меня вашей слюной, то плюньте мне в задницу. Только не забудьте потом вылизать тарелку дочиста да и досуха».
И с этими словами вышел вон. И уж нам и неведомо: сказал он это из=ха чувства собственного достоинства или спьяну?....

ИСПОВЕДЬ МАЛЕНЬКОЙ НЕСМЫШЛЕНОЙ ДЕВОЧКИ

В Баварии пришла на исповедь к одному священнику маленькая девочка лет десяти.  одиннадцати.  А священник был стар и противен — и чересчур уж настойчиво пытался смутить ее, задавая ей каверзные вопросы.  А девочка вдруг спросила его:
 «А почему,  мой господин, вы расспрашиваете меня о таких странных вещах? Или вам кажется, что я вела себя нечестиво или же вовсе непотребно? Но я для этого чересчур мала. Но я не утаю от вас того, что совершила на самом деле, потому что меня принудили и я не могла отказаться».
«Говори всё, как есть!» -потребовал старый священник.
 «Добрый мой господин, сказать по правде, я самая настоящая лентяйка, и особенно не люблю прясть, потому что занятия скучнее этого просто не придумаешь. А вот петь, плясать, играть, прыгать, скакать со скакалкой и бегать наперегонки я люблю — и так всегда и поступаю. А еще я очень непослушна, и когда мать велит мне сделать что-нибудь, я отвечаю ей: а пошла ты в задницу!»
 «Ах, милая дочь моя, — перебил ее священник, — так нельзя поступать ни в коем случае, не то Бог нашлет на тебя чуму и холеру!»
 «Ну, это мы еще посмотрим, — отвечала девочка, — и все -то вы, попы, норовите сказать какое-нибудь говно».
Священник в негодовании воскликнул, что пойдет к отцу девочки и серьезно о ней поговорит. «А вот этого вам делать ни за что не стоит, — ответила девочка. — Отец вас не больно -то жалует. Кстати, он велел вам кланяться и передать, что, коли он вас, старого паскудника, еще раз застукает у нас в хлеву с работницей, то мокрого места от вас не останется, потому что он вас, сивого мерина, отдубасит!»
 В ответ на что священник не смог произнести ни слова. И славная девчушка пошла домой, так и не поняв, отпустили ей грехи или же не отпустили.


СУРОВЫЙ ПРИГОВОР, ВЫНЕСЕННЫЙ СУДЬЯМИ ОДНОЙ ЗЛОЯЗЫКОЙ БАБЕ

Есть во Франконии один имперский город, в котором совет добропорядочных граждан издал указ, согласно которому брань и богохульство карались суровым денежным штрафом, причем брань из женских уст признавалась еще более серьезным проступком, чем брань из мужских, и наказывалась еще жесточе. И жила там баба, ругательница, каких поискать, потому что выражалась она не просто, как солдат, а как вахмистр или даже фельдфебель. Конечно же после указа эту бабу немедленно потянули к ответу. И предстала она перед судьями, и объявили они ей, что она не только нарушила вышеупомянутый указ, но и преступила заповедь Божью, осквернив свои уста непотребной бранью, за что её накажут  денежным штрафом. Баба повинилась перед судом, обещала больше так себя не вести и для убедительности добавила:
 «Да хрен вам всем в зубы, коли вы еще раз услышите, чтоб я ругалась!»
За эту ругань, эту бабу тут же оштрафовали вторично!  Это не столько огорчило добрую женщину, сколько рассердило ее — и она принялась поносить самое себя: «Ах ты, сука бессовестная! И кто тебя за язык тянул, поганку вонючую? Чтоб тебя, козу окаянную, черти задрали!»
Тут бабу в третий раз подряд оштрафовали....


НОСАТЫЙ ПУТНИК В ОДНОМ ТРАКТИРЕ

В Пассау жил веселый, хотя и жадный трактирщик, и вытворял он всякие штуки, одна похлестче другой (*Кто-то подметил, что за чрезмерной весёлостью скрывается чрезмерная жадность...)- Однажды,  в  этот трактир  зашел человек с огромным носом (*Может быть им оказался заезжий армянин?). Весёлый трактирщик  говорит ему: «Слушай, земляк, сними -ка свой нос да повесь на вешалку, чтоб он не занимал чужого места!»
Носатый посетитель, смеясь, возразил: «Нет уж, любезный хозяин, мы с носом решили никогда не расставаться!».
 «Раз так, — расхохотался трактирщик, — то изволь и заплатить за него, отдельно».
 Посетитель расхохотался в свой черед и ответил: «Да ради Бога!» И в конце трапезы заплатил за себя и за свой нос, а потом спокойно покинул трактир.
 В скором времени «носатый»  опять пожаловал в  тот трактир. Хозяин узнал его, засмеялся и воскликнул:
«Ну уж сегодня -то тебе придется его снять и повесить на вешалку!»
«Вот уж никогда, — отвечал посетитель, — и платить за него я сегодня не стану».
  Но вот принесли горячее, и  носатый посетитель сказал хозяину
 «Послушайте, господин трактирщик, раз уж я заплатил за свой нос в прошлый раз и должен заплатить за него и в этот, то, черт меня побери, надо и накормить его как следует!»  И с этими словами, «носатый», съел трех жареных кур с двумя горячими булками, головку отличного сыра и ещё множество отличной и дорогой еды. Трактирщику это пришлось сильно не по вкусу: ведь платили у него в трактире на шведский лад — за сам ужин, а не за то, что и сколько съешь.....Вот к чему приводит жадность....


Рецензии