Малая родина
Климово. Родина моей матери.
Всю жизнь, каждое лето нас привозят к бабушке и дедушке. Климово – всего лишь небольшой поселок городского типа в Брянской области – «деревня». Но я никогда не считала его таким. Стоит при мне назвать Климово «деревней», я начинаю поправлять. Часто замечала, что дома в поселке совсем не похожи на те, что видно вдали на пригорках, когда едешь, например, на поезде. Нет, дома там красивые, ухоженные, есть даже очень большие. Ну, разумеется не везде. Возможно, я считала так, из-за дома моей бабушки. Да, он действительно большой, кирпичный, двухэтажный, с большим палисадником впереди.
Я люблю наш двор. Он не очень большой и не очень маленький. Чего только там нет: и огород, и курятник, и будка с любимицей Жулькой, и беседка, и гараж, и сарай, и душ с баней, и даже качели, которые для нас сделал дедушка. Как-то мы с братом рисовали карту, придумывая необычные названия разным объектам. Например: кусты красной смородины у крыльца мы называли «Красная гора», беседку «домом», огород «колхозом» и т. д. Всё на нашем дворе было в зеленых тонах: беседка, двери, парник, которого уже нет, карнизы пристроек и дома, квадратная бочка, которую мы с братом называли «зеленым прудом». Наше любимое местом - беседка. Она была в нашем воображении настоящим домом. Во что мы только там не играли, и в мать с двумя детьми, и в деревню после войны, и в супер-героев. А рядом висят качели. Качаясь на них, мы бороздили по морям или небесам, а брат постоянно ударялся о проволоку. Вечерами гулять во дворе было ещё лучше: не жарко, солнце красиво светит, ветерок дует.
Улица Комсомольская, 6(это адрес бабушкиного дома) находится совсем недалеко от главной улицы – Октябрьской. По ней мы через день-два ходим с бабушкой в центр на рынок. Для нас с братом ходить на рынок как праздник, ведь если бабушка купит хлеб, то обязательно даст большой кусок горбушки! Мы одевались нарядно, запирали дом и шли к площади. Она достаточно крупная, хотя с Санкт-Петербургом не сравнишь. В самом центре памятник Владимиру Ильичу Ленину. Впереди: магазины, рынок. Сбоку дом культуры, где находится кинотеатр, и дом управления. На самом рынке есть несколько отделов: мясо, молочные продукты, сладости, все для дома, какие-то дешёвые игрушки, полотенца и хлеб (наш самый любимый). Ходили мы по рынку, покупали что нужно, иногда заходили в универмаг. Универмаг – универсальный магазин. Название говорит само за себя. Там можно купить почти все. Времени на покупки уходило достаточно, а если и солнце печет, то ууух. В общем устаем мы, но тем не менее, любим так ходить. После закупки бабушка часто отводила нас в парк, он совсем рядом, за домом культуры. Там хорошо. Есть тенёк, скамейки и площадки. Мы с братом любим качаться на качелях. Они есть двух видов, большие и маленькие. Сейчас мы отдаем предпочтение большим. Садишься на голубые качели, разгоняешься и взмываешь вверх-вниз. Пока качались, я и брат разговаривали и пели любимые песни. Потом окончательно зажариваемся и идем домой. Путь наш лежит сначала по улице Октябрьской, а потом через школьный двор. Он совсем рядом, прямо перед бабушкиной улицей. По вечерам мы ходим туда кататься на велосипедах и роликах, устраиваем полосу препятствия на тренажёрах и турниках или просто играем с палками. Иногда мама заставляла нас бегать, тогда мы ненавидели это место и мечтали поскорее уйти оттуда.
Рядом с школой, где училась моя мама, находится небольшой магазинчик «Весна». Там мы покупаем хлеб, если закончился (и тогда бабушка тоже разрешает отломать кусочек) и мороженое. Если со школьного двора нас выгоняли, то бабушка говорила кататься по улице. Дорога на ней, прямо скажу, не очень, на что мы жаловались маме и бабушке. Вечером, часам к восьми, все выходим на лавочку перед палисадником, чтобы встретить дедушку. Он приезжает с работы на скутере. С незапамятных времен дедушка катал нас на нем. У нас с Андреем (братом) был построен график «кто первый». Мы делали это по очереди. Теперь же у нас график «кто последний», потому что, кто последний, тот заезжает с дедушкой прямо на двор к гаражу. Правда, хитрец Андрей все равно заедет внутрь, пристроившись сзади меня на багажнике. Маршрут поездки был предельно прост: доезжаешь по Комсомольской до пятьдесят второго дома, поворачиваешь на соседнюю Интернациональную улицу, едешь до её конца и поворачиваешь на Школьный переулок, затем снова на нашу. Направления было два – по улице на убывание (от шестого дома к пятому, четвертому и далее) и на возрастание (от нашего к седьмому, восьмому…). Лучше всего было на возрастание, потому, что если едешь с другой стороны можно сразу заметить скутер, а так он приезжает неожиданно. На Интернациональной улице есть один дом под номером двадцать два. Мы с братом любим этот дом, потому что на столбах забора перед клумбой есть каменные львы. Нам они очень нравятся. Мы всегда пытаемся не пропустить. Эти львы ещё являются подсказкой – здесь рядом детская площадка. Когда мы были маленькие, она имела приличный вид, а сейчас уже старая. Качели сохранились, вот мы и ходим туда. Для меня это не стыдно, я, всё также как в детстве, не против туда вечерком сходить.
По Комсомольской улице в четверг или во вторник бабушка брала нас за молоком на велосипедах. Мы ехали впереди, пытаясь обогнать друг друга, а она сзади. Ехать долго, до сотого дома, и улица лежит не ровно, есть небольшой подъем и спуск. Приезжая на конец Комсомольской открывается вид на границу посёлка, лес, железную дорогу и…кладбище. По улице, кроме езды, можно ещё погулять. Вечером, когда не жарко и солнце почти уже село. Сорвать абрикос или сливу с дерева около чьего-то дома, разговаривая между собой или слушая рассказы взрослых о жизни, вот настоящая прогулка.
Помимо бабушки и дедушки у нас есть ещё другие родственники. Брат мамы Сергей, его жена Лена и их дочери Даша и Саша тоже живут в Климово. Их дом находится на улице 60 лет Октября. Он тоже большой, кирпичный, двухэтажный, но поменьше нашего. Двор у них чуть-чуть просторнее, но меньше построек. Тоже есть баня, гараж, огород. Мы бываем там редко, поэтому если уж мы побывали там, то бесконечно рады. У моей бабушки есть сестра – Нина. Она живет в Новозыбкове. Новозыбков считается уже целым городом. Заезжаем мы туда ещё реже, чем к дяде и тёте. Но ездить туда на машине я люблю.
Я вообще люблю кататься на машине. Не очень долго, но и не мало. Что привлекает меня, так это смотреть в окошко на пейзажи, леса, реки, деревни. Именно на них. Помимо Новозыбкова на машине мы ездим на речку или озеро – купаться. Если тепло, светит солнце и вода не холодная, то это прекрасно. Есть три вида водоемов, куда мы ездим. Озеро в центре, прямо за рынком,, оно так и называется Центральное или Централка, озеро в лесу, недалеко от пастбища и ещё речка около Старого Ропска. Старый Ропск – это небольшая деревня Климовского района. Там находится старый дом прапрадеда Захара. Деревня эта окружена лесами, заросшая, с маленькой речушкой, через которую перекинуты два деревянных мостика. Нам показывали там освященный источник, в котором течет очень вкусная родниковая вода. Бывает, мы с бабушкой ездим на кладбище. Она ухаживает за могилами прабабушки и прадедушки, а мы с Андреем просто ходим рядом. Меня не пугают такие места как кладбища, не знаю почему. Есть в них загадочность, таинственность, память и дань предкам. Потому мы и просим бабушку пройтись по кладбищу и показать нам других родственников. Один раз мы даже как-то отпросились сами погулять. Пока бабушка убирала заросшую траву, я вела Андрея и Дашку около могил и ругала брата за то, что он пугает мне шестилетнюю сестру.
Есть ли в Климово места, которые я не люблю? Что ж, есть одно – больница. Когда-то в детстве я серьезно заболела, поэтому мама привела меня в эту больницу лечить. После этого я терпеть не могла климовскую больницу. Что забавно – я боялась докторов, но такие места, как больница, операционная мне всегда были интересны. Однажды дядя Сергей (он реаниматолог-анестезиолог в этой больнице) привел меня и Андрея показать реанимацию. Больных, к сожалению, не было, и операционную не показали, но нам понравилось. Нас даже хотели попугать историями о больных, но ничего у них не получилось. Так что я больше не боюсь эту больницу, а наоборот хочу бы ещё раз сходить на экскурсию.
Когда едем к Новозыбкову, любим смотреть вокруг. Читать смешные названия деревень, выискивать табличку «Новозыбковский район». А перед самим городом есть перекресток. Налево поворот до Гомеля (Белоруссия), направо до Брянска. В Гомель мы едем, если уезжаем в Санкт-Петербург на поезде, а в Брянск, если на самолёте. Лучше всего, конечно, в Гомель, потому что ближе, а в Брянск три часа ехать. Тут тоже есть свои плюсы: едешь, музыку слушаешь, смотришь в окно. Но обычно в Климово нас отвозят на машине. Ох, как это тяжело! Рано встаёшь, долго едешь. Целых четырнадцать часов!
Но это собственно и неважно – долго не долго. Важно, что мы любим это место и жаждем сюда приезжать и быть подольше. Как сказала моя мама – «Будь Климово поближе, то приезжали бы намного чаще». С Климово связаны самые светлые и счастливые воспоминания моей жизни. Я рассказываю о нём, описывая самые маленькие детали. Если бы мне дали возможность рассказать обо всех наших приключениях здесь, рассказ затянулся бы на целую книгу. Примерно одну четвертую жизни я провела в Климово и очень люблю это место. Наверное, из-за этого я не воспринимаю его как «захолустную деревню» и никогда не смею сравнивать его с Санкт-Петербургом. Сюда тянет меня все сильнее к лету и хочется остаться надолго. Здесь любимо всё – от нашего большого дома и двора до каменных львов дома номер 22 и щавеля у железной дороги, который мы собирали. Климово – это часть меня, часть моего сердца.
Свидетельство о публикации №221092301264