Паллас Пётр Симон
Паллас Пётр Симон (22 сентября 1741 – 8 сентября 1811), учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник. Член Петербургской АН.
Родился в Берлине в семье врача. Учился в Германии, Голландии, Великобритании. Занимался анатомией и систематикой низших животных. Внёс существенные изменения в линнеевскую классификацию червей. Отказался также от «лестницы существ» (идея которой восходит ещё к Аристотелю, но особенно была распространена среди натуралистов в XVIII веке). Предложил графически располагать последовательные связи основных таксономических групп организмов в виде родословного древа с ветвями. Благодаря этим работам быстро стал известен среди европейских биологов. Впоследствии, с утверждением идеи эволюции в биологии, схема Палласа стала основой систематики.
В 1767 г., уже имея докторскую степень, профессорское звание и признание в Европе, переехал в Россию. В 1768–1774 гг. возглавлял экспедицию Петербургской АН в центральную область России, районы Нижнего Поволжья, Прикаспийской низменности, Среднего и Южного Урала, Южной Сибири (Алтай, Байкал и Забайкалье), результаты которой опубликовал в труде «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (ч. 1–3, 1773–1788). В состав отряда входили капитан Н. П. Рычков, гимназисты Н. П. Соколов, В. Ф. Зуев и Антон Вальтер (первые двое позднее сами стали академиками), рисовальщик Николай Дмитриев и чучельник Павел Шумский. Путешествуя по рекам Сок и Волга, открыл месторождения битуминозного известняка, которые в дальнейшем способствовали открытию месторождений асфальта и нефти на Волге. В общей сложности маршрут палласовского отряда составил 27 264 версты (около 29 085 км). Многолетнее путешествие было связано с большими трудностями и потребовало огромного напряжения сил.
Научные результаты палласовской экспедиции превзошли все ожидания. Был собран уникальный материал по зоологии, ботанике, палеонтологии, географии, геологии, экономике, истории, этнографии, культуре и быту народов России. Паллас открыл и описал много новых видов млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и других животных. Исследовал ископаемые остатки буйвола, мамонта, волосатого носорога. Коллекции, собранные во время этого путешествия, направлялись в Петербург. Они легли в основу коллекций академической Кунсткамеры, многие из них до сих пор хранятся в музеях Российской академии наук. Собранные во время путешествий материалы впоследствии были обработаны Палласом. Результаты научного подвига П. С. Палласа и его помощников были обобщены им в многочисленных произведениях, опубликованных на латинском, немецком и русском языках в Петербурге и позднее переведённых на английский и на французский. Ему принадлежит труд «Флора России» (ч. 1–2; 1784, 1788), монографии об астрагалах, солянках и др.
В 1793–1794 гг. он совершил на личные средства путешествие в южные губернии России – из Петербурга в Поволжье, Астрахань, Прикаспийскую низменность, на Северный Кавказ, в Крым и на Украину. Здесь он изучал климатологию на юге России и в Крыму, незадолго до этого присоединённому к России.
В последние годы жизни, среди прочего, Паллас занимался подготовкой фундаментального трёхтомного труда по фауне России «Zoographia rosso-asiatica» («Российско-азиатская зоология» [лат.]), в котором были представлены более 900 видов позвоночных, включая 151 вид млекопитающих, из них около 50 новых видов. По обширности материала и тщательности, разносторонности описания животных ему долго не было равных.
В январе 1810 года П. С. Паллас обратился в Академию наук с просьбой о бессрочном отпуске в Берлин, где он мог бы лучше следить за изготовлением рисунков для своей книги. В марте отпуск с сохранением жалования был разрешён, и в июне Паллас прибыл в Берлин. Здесь он в почёте и уважении прожил один год и скончался, так и не увидев свой труд изданным.
«…[Работы Палласа] лежат до сих пор в основании наших знаний о природе и людях России. К ним неизбежно, как к живому источнику, обращается географ и этнограф, зоолог и ботаник, геолог и минералог, статистик, археолог и языковед – раз только он столкнётся с вопросами, связанными с природой и народами России. Его путешествия <…> являются в своих изложениях неисчерпаемым источником разнообразнейших крупных и мелких, но всегда научно точных данных. Но Паллас <…> был и творцом в областях теоретических обобщений – его значение как теоретика геолога, физико-географа и биолога даже более высоко и глубоко, чем обычно рисуется в столь мало изученной области знания, какой является история науки в новое время. Паллас до сих пор ещё не занял в нашем сознании того исторического места, которое отвечает его реальному значению. Может быть, для истории русской культуры особенно важным представляется то, что Паллас делал свои крупные обобщения на основании изучения русской природы, быта и остатков племён, населяющих нашу страну». – Академик В. И. Вернадский.
В ранних работах Паллас высказывал идеи исторического развития органического мира, впервые дал изображение последовательных связей животных в виде родословного древа; позже стал признавать постоянство и неизменяемость видов.
Член Римской академии естествоиспытателей (1763), Лондонского королевского общества (1764), Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге (1766), Императорского Вольного экономического общества (1767). Иностранный член Парижской академии наук (1790).
Именем Палласа названы: вулкан на Курильских островах, горы в южной части Северного Урала и на Яблоновом хребте в центральной части Забайкалья, полуостров на берегу Харитона Лаптева в Карском море, риф у Новой Гвинеи, город и железнодорожная станция Палласовка (Палласовский район, Волгоградская область), улицы в Волгограде, Новосибирске, Симферополе и Берлине, а также множество видов растений и животных.
Иллюстрация: Тардье Амбруаз. Пётр Симон Паллас. Гравюра XVIII в. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера). Из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221092301266