О фотомастере Олеге Сизове

Наши именитые земляки

Владимир КУЛАГИН,
собкор. «Известий» в 1979-1993 годы,
член Союзов писателей и журналистов России.

В ЕГО РАБОТАХ БЫЛО МНОГО ТЕПЛА И СВЕТА
19 февраля 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося мастера документальной и художественной фотографии, нашего земляка Олега Константиновича СИЗОВА.
Куряне простились с ним 22 марта 2010 года. Но улицы воспетого им города Воинской славы до сих пор помнят его высокую, подтянутую фигуру с неизменным фотоаппаратом на груди, легкие шаги бывшего разведчика, зоркий взгляд фотохудожника.
А родился он в Уфе в 1921 году. В Курске вместе с семьей появился незадолго до Великой Отечественной войны. Семья жила небогато. Поэтому после семилетки 14-летний Олежка Сизов стал зарабатывать на хлеб в одном из курских фотоателье. Он всегда с благодарностью вспоминал имена тех, кто научил его владеть не только фотокамерой, но и ретушью, настоящих мастеров фотодела Владимира Крюкова и Абраша Геннера.
В те годы, без всяких компьютерных «шопов» фотомастера могли делать чудеса: убрать на снимке бородавку, морщины, мешки под глазами…Это была ретушь – великое достижение в фотоискусстве прошлого века. Олег Сизов владел им в совершенстве.
Повезло ему и в армии: политрук авиаполка сразу заметил в новобранце божью искру. Для рядового О. Сизова даже оборудовали фотолабораторию. Первыми попали в кадр ротный старшина и полковой писарь.
Это была начальная школа армейского фотокорреспондента. А когда грянула война, рядовой разведроты Олег Сизов сполна испытал и позор отступления, и тяжесть выхода с боями из вражеского окружения… В битве под Москвой осенью 1941 года при переходе через линию фронта разведчик О. Сизов был тяжело ранен в правую руку разрывной пулей. Подлечившись в госпитале, он снова решил уйти на фронт. Райвоенком глянул на документы бойца и сказал, как отрезал: «С такой правой рукой на фронте делать нечего. Довоюем без тебя…Профессия есть? Фотограф, говоришь? Будешь писать фотолетопись века и нашей войны».
В Курск О. Сизов вернулся в 1943 году, сразу после освобождения города от немецких оккупантов. В его фотоархиве – десятки волнующих снимков о восстановлении разрушенного города, о расчистке полей от мин, снарядов и боевой техники; о первом севе и уборке урожая в прифронтовой зоне… Тема войны, фронтовиков, ветеранов боев прошла незаживающей раной через все творчество Мастера.
В 23 года, в 1944 году вчерашний фронтовик стал корреспондентом «Комсомольской правды». А через три года – собственным корреспондентом фотохроники ТАСС по Курской и Белгородской областям, где прослужил ровно полвека. Его снимки публиковались во всех ведущих газетах нашей страны и ряде зарубежных изданий. Он трудился по заданию ТАСС (в последние годы ИТАР - ТАСС) в Латвии, на Украине, и даже в далекой Кампучии. Выставки его фоторабот, кроме Москвы, Курска, Белгорода, проходили в Венгрии, Болгарии, Германии.
Творческие удачи О. Сизова отмечены премией Ленинского комсомола (в советские времена весьма престижная награда), бронзовой медалью ВДНХ СССР, орденом «Четвертая власть», памятной медалью имени Михаила Шолохова за долголетнее служение советской и российской журналистике, званием «Почетный работник культуры и искусства Курской области». Олег Константинович в 2004 году вместе со мной общественностью Курска был назван «Человеком года» в номинации «Публикация года» (наша совместная с ним работа – цветной фотоальбом «Святая курская земля»).
Как публицисту, мне крупно повезло: почти сорок лет тому назад на моем творческом пути оказался фотокорреспондент ТАСС - одного из крупнейших информационных агентств мира -  Олег Сизов. И особенно важно то, что он стал не просто попутчиком на журналистских тропах, а соратником и соавтором наших совместных пяти цветных фотоальбомов – «Соловьиный край России», «Коренная пустынь», «Рыльск – город древний», «Курской АЭС – 20 лет», «Святая курская земля» и набора открыток о Курске.
Мне вспоминается, как при составлении первого нашего альбома «Соловьиный край России» мы с Олегом мучительно выбирали на суперобложку из более трех сотен снимков тот единственный, который бы наиболее емко отразил не только творческую манеру фотохудожника, но и передал бы саму суть замысла произведения. И почти одновременно наши глаза задержались на одном из видов Коренной Рождества Пресвятой Богородицы пустыни: на переднем плане – в три яруса звонница мужской обители, чуть ниже – маковка Казанской церкви, а у самого уреза реки Тускарь – храм Живоносного источника. А за всем этим благолепием – необъятные дали Фетовской усадьбы, увенчанные пронзительной голубизной неба.
Этот кадр и украсил суперобложку фотоальбома «Соловьиный край России». (Кстати, заголовок предложил редактор альбома, один из лучших предводителей курской культуры на исходе минувшего века Петр Надеин).
А сама книга открывается редчайшим даже для маститых орнитологов кадром – знаменитого курского соловья, сидящего в гнезде. Чтобы запечатлеть на слайде подобную картину, нужны не только репортерская сноровка, но и терпение, и знание мест гнездовий этой крайне осторожной птахи, и, конечно же, подлинное мастерство.
Это издание 1995 года в 10 тысяч экземпляров через всевозможные делегации разошлось по всему миру и ныне - уже раритет.
Перелистывая его страницы, прежде всего, обращаешь внимание на жанровое разнообразие фоторабот Мастера. Вот курская «Тимоня». Народные танцоры и певцы – среди полевого раздолья, запечатленные  фотообъективом с небольшого возвышения. За хороводом – березовая аллея, за ней – излучина Сейма с чистейшей водной гладью, рыбаками и зарослями камыша. И – небесная синь. И все это – в одном кадре!
Интерес к древней курской земле у О. Сизова никогда не ослабевал. И даже в последние годы своей жизни, катастрофически теряя зрение, он находил и новые сюжеты для сьемок, и удивительных людей на ставшей ему родной земле, ясно ощущая  ее богатейшие традиции,  связь поколений и поступь времени, насыщаясь духовной силой русской соборности. Не будучи человеком воцерковленным, он прекрасно понимал человека верующего, молящегося во спасение своей души.
И не случайно лучшие его работы связаны с куполами соборов и церквей, особой жизнью монастырей, священнослужителей. Духовно - нравственные начала его работ обусловлены всем ходом его творческих поисков на протяжении полувекового служения фотохронике ТАСС. Об этом ярче всего свидетельствует наш фотоальбом «Коренная пустынь», выпущенный в Москве 15-тысячным тиражом к 700-летию мужской обители в 1995 году.
В его творениях, на первый взгляд, все просто: цветут сады; течет река; невестятся березки; заходит за горизонт дневное светило; играет квартет скрипачей фронтовиков, профессоров Курского мединститута; бежит лисица; возвышаются храмы; благословляют паломников Коренной пустыни патриарх  Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Ювеналий; монах со скрипкой на берегу пруда с детьми; красуется над мокрым лугом семицветная радуга; пасутся кони; художник-реставратор обновляет храм…
Фотохудожник уверенно себя чувствовал среди космонавтов и фронтовиков; хлеборобов и горняков; ученых и школьников; артистов и художников; стариков и детей; политических деятелей (он фотографировал Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, А.Н.Косыгина, М.С.Горбачева, В.В.Путина, соратника и родного брата Фиделя Кастро - Рауля Кастро).
А еще не забыть мне удивительную историю встречи летом 1984 года в Рыльском районе фронтовика Бориса Бриккера и спасенных им детей, чудом оставшихся в живых при фашистах.
Эта встреча состоялась 40 лет спустя. Ее организовал Олег Сизов, который отыскал в архивах фотохроники ТАСС снимок детей войны села Сучкино.
И мы вместе с Олегом Сизовым – фотокорреспондентом ТАСС, моей женой Валентиной, в то время корреспондентом «Курской правды», приехали в Рыльский район, (я представлял тогда  газету «Известия» в качестве ее собкора в Центральном Черноземье).
Вот как об этом писала в газете «Курская правда» Валентина Кулагина в очерке «Дорогами войны и мира».
…Фашисты подожгли село Сучкино (ныне Октябрьское) Рыльского района ночью. Оно занялось сразу с четырёх сторон. Тая подхватила младших и выскочила в заледеневший сад. Гитлеровцы стреляли в женщин, детей, пытавшихся скрыться от пожара и смерти. Мальчишка-беженец, с начала войны прибившийся к селу, стал карабкаться на старую яблоню. Следом полезла Аня, младшая Таина сестрёнка. И вдруг мальчишка упал, и дико закричала Анюта, свалившаяся с дерева: у девочки оказалась простреленной нога.
Этой же ночью наши войска выбили фашистов из села. Но села уже не было. Чёрные трубы обуглившихся печей, груды развалин… Четыре дома уцелело от некогда  большого – в четыреста дворов – населённого пункта. Измученные, голодные, с остановившимися от ужаса глазами сидели безучастные ребятишки, кутаясь в  уцелевшие лохмотья.
Такими и увидел их тогда капитан дядя Боря. Младшую, Аню, отправили в лазарет, а Таю с Колей он поселил в своей землянке.
Матери они лишились давно, отец воевал, и в разбитом, сожжённом селе не было людей, могущих исцелить их недетское горе. Дети остались с капитаном. Сначала жили в Марьино, потом – в Барашке. Жили по - фронтовому: тесно в блиндаже стояли кровати, паёк делился поровну на всех. Им сшили форму, брезентовые сапоги.
О чём думал он тогда, помощник командира полка по матчасти, уже воевавший не первый год, получивший на днях майорское звание, но, в общем-то,  очень штатский человек, учитель, повествовавший совсем недавно о проблемах войны и мира по роману Толстого?..
О будущем этих детей, о своём, ещё не родившемся сыне, о тех событиях военной поры, горьких и страшных, и – верил он – победных, которыми когда-нибудь поделится со своими учениками. 
Фронт уходил, а на курской земле потихоньку налаживалась мирная жизнь.
-- Нельзя вам дальше со мной,-- сказал он однажды Тае. – Вы – дети, вам нужен дом, тепло, уют. Вам надо учиться.
Августовским днём он отвёз ребят в детский дом. Спустя несколько дней приехал попрощаться.
Память о капитане, согревшем их обожжённые войной сердца, не покидала Таисию. Разыскать человека, даже фамилии которого она не знала, казалось невозможным. Помог случай. Историю эту знало не только её родное село Октябрьское, заново отстроенное после войны. И в Мазеповке, и в Степановке, входящих в колхоз имени Советской Армии, легендой передавались из уст в уста события той страшной мартовской ночи. Помнили и о капитане, приютившем детей.
Однажды классный руководитель Таисиной  дочери увидел в журнале «Народное образование» фотографию. Говорилось, что заслуженный учитель республики, директор Волгоградской школы № 50 Борис Вениаминович Бриккер, фронтовик, прошёл дорогами войны от Курска до Германии.
-- Он! – радостно встрепенулась Таисия. И полетели письма.
Потом была встреча. Вместе с мужем Таисия Николаевна Цуканова приехала в Волгоград. Борис Вениаминович пришёл на вокзал с женой. Двадцать семь лет прошло, но…
-- Я вас узнала, узнала вас!.. – закричала через вагонное окно Таисия, выскочила на перрон, и они крепко обнялись все четверо.
И вот спустя сорок лет он снова на этой земле. Барашек, Марьино, Степановка – здесь живёт теперь Таисия, работница фельдшерско-акушерского пункта. Следующее село – Октябрьское.
Жители его и не подозревали, что в архиве Госкинофотодокументов хранятся снимки военкора ТАСС  Э.Евзерихина, сделанные в первый день освобождения в начале марта 1943 года. Олег Сизов хорошо был знаком с творчеством своего коллеги по ТАСС. И всячески способствовал этой трогательной встрече  в селе Октябрьское и соседних с ним селах.
Реликвии военных лет молча и горестно передавались из рук в руки. Росла толпа у сельского клуба, и были среди всех  М.Е.Варванина, В.М.Сучкина, А.И.Золотарёв, Анна и Таисия Назаренко (девичья фамилия сестёр) – живые свидетели тех страшных ночей и дней. Это их фотографировал у разрушенных домов, у сгоревшей школы, на некогда цветущих улицах села прибывший с первыми частями нашей армии военкор ТАСС. Это они, оставшись у родных очагов, заново вернули к жизни землю отцов.
Таисия Николаевна Цуканова и поныне работает в своём колхозе. И свекловичницей была, и овец стригла, а теперь вот в медицинском центре за чистотой следит. Муж – потомственный крестьянин, и сын – колхозный шофер. Работает в соседнем селе Ивановском на обувном предприятии старшая дочь Татьяна, а младшая Алина уехала за мужем в Норильск.
Просторный дом и подворье, полное живности, сад, огород – вот нынешние владения Таисии Николаевны и её семьи.
Дом на три окна на месте сгоревшей хаты построил и А.И.Золотарёв (он на снимке военных лет изображён на уцелевшей парте у разбитых стен школы). Полон был его дом голосами детей: четверых сыновей воспитали они с женой. И работали оба, не покладая рук: он – скотником, она – дояркой.
Уютная школа спряталась в тени деревьев на главной улице села. Удобными современными  новостройками обзавелось Октябрьское. И живут в нём аисты, а это верная примета: быть счастью в домах.
Но память о прошлом не может вытравить время. Едва заметными следами землянок на окраине села, ноющей на погоду простреленной ногой, боевыми наградами спасшего детей капитана она живёт в этих семьях, породнившихся на дорогах войны.
Орден Красной Звезды, два – Отечественной войны хранятся с тех лет у майора в отставке Б.В. Бриккера. Орденом «Знак Почёта» увенчан его учительский труд. Он дан и за то, что в мирной своей профессии на уроках литературы он неустанно будит в питомцах эту память, нетленно живущую в  сердцах целого поколения.
Сорок лет назад среди кромешного ада войны он подарил частицу душевного тепла двум обездоленным детям. Но более полувека (таков его педагогический стаж) он щедро делится им с молодыми. «Капитаном счастливого детства» нарекли его члены городского пионерского штаба Волгограда. И это почётное звание оправдано всей его жизнью...
         …Вот так пересеклись фронтовые дорожки фотокорреспондентов ТАСС Э. Евзерихина, О. Сизова  и детей войны древней рыльской земли. О. Сизов сделал прекрасный фоторепортаж об этой исторической встрече и отправил его в фотохронику ТАСС. И те фотоснимки разошлись по всему Советскому Союзу и за его пределы. Хранятся они на стендах Рыльского краеведческого музея.
             Увы, фотохудожника (кстати, Олег Константинович не любил этого определения по отношению к своему творчеству, но мы-то знаем, что он был именно такого уровня фотолетописцем) Олега Сизова уже десять лет нет с нами. Он умел восхититься тем, что оставили нам предки в наследство, что делали его современники, и печалился, когда что-то безвозвратно уходило из седой старины. Но, разглядывая его фотоснимки, мы чувствуем энергию каждого кадра, тепло рук Мастера, добрый взгляд, широту кругозора и безграничную любовь к соловьиному краю России. Таков был масштаб этой личности – инвалида Великой Отечественной войны, журналиста, ветерана труда, мужа, отца, деда, надежного товарища. Почувствуем Время.


Рецензии