О схимитрополите Ювеналие

Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист,
член Союза писателей России,
Почетный гражданин г. Курска

КТО  СВЕТЕЛ, ТОТ И СВЯТ
Это, конечно, был промысел Божий: мне, духовному единомышленнику и в некотором роде соработнику схимитрополита Ювеналия посчастливилось не только быть соучастником его 70-летия и 75-летия, но и дожить до 90-летия в 2013 году покинувшего земные пределы этого удивительно яркого священнослужителя.
Судьба меня свела с ним в самом начале горбачевской перестройки – в 1985 году. Я трудился тогда собственным корреспондентом одной из популярнейших советских  газет «Известия» по Курской, Орловской и Белгородской областям. А Ювеналий (в миру Тарасов Спиридон Алексеевич) годом раньше приехал в Курск из Иркутска и возглавил Курско-Белгородскую епархию.
Кстати, когда в 2000 году я собирался  навестить своих родственников в столице Восточной Сибири, Ювеналий просил меня непременно помолиться в Знаменском соборе, где в начале 80-х нес он епископское послушание. Я исполнил его просьбу. И был удивлен, что многие прихожане помнят своего пастыря.
Я подошел к служительнице церковной лавки и напомнил, что здесь настоятелем был владыка Ювеналий…Уже немолодых лет сибирячка всплеснула руками и, засияв улыбкой, произнесла:
- А что, Вы его тоже знаете?!
- Не только знаю, но общаюсь с ним регулярно в нашем древнем Курске. Он просил поклониться Знаменскому храму в столице Восточной Сибири. 
- Как это мило и по-христиански… Передайте нашему владыке, что мы с радостью вспоминаем все его службы и причастия… Удивительно добрый он батюшка. Учил нас милосердию, считая, что это лучшая возможность преобразить себя. И тому, что надо непременно овладеть искусством жить с верой в Спасителя нашего…И прощать, примерять чужую боль на себя…Он любил повторять: кто светел, тот и свят...
 Вернувшись из дальней сибирской поездки, я передал этот разговор Ювеналию. Он долго молчал, поглаживая свою роскошную бороду. А потом почти на слезе промолвил: «Щедра Божья благодать…».
А впервые я увидел его на Крестном ходе в Казанском кафедральном соборе в пасхальную службу 1985 года. Жил я рядом, на улице Кати Зеленко (бывшей Веселой), в доме 6-б на пятом этаже. Лоджия выходила как раз на юго-восток и с нее  хорошо видны были колокольня и голубые купола  собора (пока не возвели потом на углу улиц Горького и К. Зеленко 9-ти этажку, которая закрыла обзор храма).
В чистый четверг мы с женой наблюдали, как в сумерках  тянулись к главному храму Курска люди в черном убранстве с зажженными фонариками-свечами. Зрелище было завораживающим. Я уже успел не раз побывать в этом соборе (в Курск из Казахстана приехал в начале 1982 года)  и полюбоваться уникальным деревянным иконостасом. А вечерние благовесты доносились до нашей лоджии в каждую службу.
В ту пасхальную заутреню я влился со всеми прихожанами в многолюдный крестный ход и был восхищен, как душевно вел службу архиепископ Ювеналий – и тропарь, и каноны, и литургию… Голос его не был сильным, скорее приглушенным, но убедительным и доверительным.
Мощным был и хор, в котором выделялся красивый, густой баритон настоятеля храма отца Владимира (Диденко, бывшего морского «волка»), с которым мы потом подружились, и я регулярно посещал его службы.
А через три года мы вместе с дочерью Татьяной, студенткой Орловского института культуры, в Казанском соборе отстояли многочасовую  всенощную в честь 1000-летия Крещения Руси. И я вновь насладился той радостью, с которой вел эту памятную службу Ювеналий.
А через год мой коллега и приятель Олег Сизов, талантливый фотомастер, инвалид Великой Отечественной войны, в то время собкор фотохроники ТАСС по Курской и Белгородской областям, познакомил меня с курским архипастырем, с которым он поддерживал теплые отношения и с удовольствием снимал наиболее яркие события в жизни епархии.
Представляя меня архиепископу, Олег Константинович заметил, что собкор «Известий» - крещенный и верующий. На что владыка, спрятав в еще не совсем поседевшей бороде свою отеческую улыбку, крепко пожал мне руку, сказав, что даже в самые трудные времена богоборчества в России вера в Спасителя нашего оставалась основой семейных уз.
Тогда же владыка пригласил нас с Олегом Сизовым посетить 15 августа первое богослужение в переданной неделю назад, 7 августа 1989 года, Курской епархиальному Управлению часть историко-культурного комплекса Коренной Рождества-Богородицкой пустыни.
Эта во многих отношениях знаковая служба состоялась на месте, где до революции 1917 года стоял величественный, потом полностью разрушенный  (ныне отстроенный заново) храм Пресвятой Богородицы.
Именно с этого благословенного дня и началось возрождение курской святыни как памятника XVI века.
А для меня этот день стал началом многолетнего общения с одним из умнейших архиепископов России, впоследствии митрополитом, после завершения священноначалия принявшим схиму - Ювеналием.
Возвращение Коренной пустыни в лоно Русской православной церкви было непростым. Не смотря на то, что вплоть до 1989 года власти устроили охоту буквально за каждым паломником, стремясь вытравить из верующих саму память о крестном ходе в Коренную пустынь, им так и не удалось истощить поток народного тяготения к этой святыне. Здесь люди искали не только исцеления от недугов у древнего источника на берегу Тускари, но и уединения в молитвах своих, и очищения. Паломники обходили стороной посты, делали лазы в четырехметровом заборе, заявляли властям: «Здесь наша Святыня, и ничто не остановит нас на пути к Ней».
Вера оказалась сильнее всяческих запретов и угроз. А в 1988 году, в 1000-летие крещения Руси, на защиту Коренной пустыни поднялась общественность Курска, областное краеведческое общество, деятели культуры и искусства. В свою очередь правящий архиерей Ювеналий ударил челом тогдашнему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства М. С. Горбачеву и просил вернуть Коренную обитель верующим.
И власть прозрела. 7 августа 1989 года исполком Курского областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче Коренной пустыни епархиальному Управлению.
И при неустанных заботах курского архипастыря, монашествующих, иноков, паломников, при поддержке благотворителей всего лишь за пять лет на месте развалин засияла своим куполом звонница, возродились из руин первые храмы Коренной обители. У места явления чудотворной иконы вновь ожил из многолетнего запустения храм Живоносного источника, построенный в свое время сподвижником Петра I генерал - фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым на собственные средства в честь одержанной под Полтавой победы над шведами.
Помнится, с какой гордостью показывал мне владыка Ювеналий возрожденный скит с домовой церковью, гостиницей, хозяйственными постройками, пастбищами и огородами, рыбным прудом и скотным двором… А через реку Тускарь были проложены мосты, чтобы людям было удобнее попадать в Коренную со стороны железнодорожной станции Свобода и левобережных сел.
Зашли мы тогда с владыкой и в Историко-культурный центр «Коренная пустынь», который возглавил крупный исследователь истории Коренной обители Вячеслав Николаевич Лысых и который потом многое сделал для возрождения знаменитой Коренной ярмарки.
Но, прежде всего, был возрожден Крестный ход. Я отчетливо помню тот день 15 июня 1990 года.  Это была девятая пятницы по Пасхе. Мы, примерно сотня паломников, во главе с Ювеналием, тогда прошли всего лишь 900 метров внутри монастырской ограды. Однако в душах каждого из участников этого хода воцарилась такая благодать, будто сам Господь Бог благословил нас на это действо.
И уже через год Крестный ход в Коренную пустынь с чудотворной Иконой Божьей Матери «Знамение» обрел силу всенародного праздника - с тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Они  воочию убеждались в том, что каждый камушек, всякое действо здесь было освящено Курским архипастырем Ювеналием. Именно его  молитвами и проповедями вдохновлялись труды и реставраторов, и строителей, богомазов, монахов, послушников.
Меня всегда волновал вопрос: какая сила влечет десятки тысяч православных людей (по свидетельству очевидцев, в крестных ходах в начале ушедшего столетия участвовало до 60 тысяч человек) в неблизкий путь?.. Нередко под палящими лучами солнца и обильными дождями… Идут и стар, и млад, здоровый и увечный.
И многократно пройдя этот крестный путь, я понял: сила эта называется верой, символами и сущностью которой являются иконы, храмы, молитвы, духовное песнопение, колокольные звоны.
В Псалмах сказано: Бог нам – прибежище и сила, помощник в скорбях. И в дни крестных ходов Святая церковь собирает мирян на духовный пир веры, пир благости Божьей. И небесная радость как бы обволакивает огрубевшие от земной суетности сердца. Все вокруг полно жизни, света, движения, и словно сам Господь ходит среди людей и наполняет их души любовью.
Конечно, восстановить разрушенное в монастыре только усилиями религиозных организаций было сложно. Поэтому в год 700-летия явления Курской Коренной иконы (1995 год) глава администрации Курской области Василий Шутеев и архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий обратились ко всем курянам, трудовым коллективам, предпринимателям, банкирам оказать материальную и финансовую поддержку восстановлению культурной и духовной святыни России – Курской Коренной пустыни.
И многие тогда откликнулись на этот призыв, пожертвовав на богоугодное дело десятки миллионов рублей.
Мне особенно памятен Крестный ход в год 700-летия явления  чудотворной Знаменской Иконы Курской Коренной. Мы вместе с моим коллегой из газеты «Городские известия» Василием Воробьевым решили пройти его полностью, то есть все 30 километров от Знаменского собора до Коренной. Это было 23 июня 1995 года, в девятую пятницу по Пасхе, как и было много веков назад.
Ход был особенно торжественным, многолюдным и радостным. Накануне всю неделю лили обильные дожди. Дождь шел и в ночь с четверга на пятницу. А утром случилось чудо: когда в Знаменском соборе перед выносом чудотворного образа Богородицы владыка Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч, и все окрест озарилось ласковыми летними лучами солнца, которое светило нам на всем пути Крестного хода.
Знаменательно, что в тот день впервые после возобновления Крестного хода куряне и гости города, как и в старь, торжественно, под колокольные звоны пронесли заступницу Курского края по улицам  древнего города до Введенского храма Ямской слободы. Совершали  благодарственные молебны в находившихся на пути Крестного хода Верхнем Свято-Троицком и Воскресенско - Ильинском храмах, Сергиево - Казанском кафедральном соборе.
От Ямской слободы, после службы в Веденской церкви, паломники в специально поданных автобусах  ехали до Знаменской церкви в селе Тазово, где владыка Ювеналий тоже служил литургию. Оттуда участники Крестного хода примерно 7 километров уже шли пешком до  церкви Иоакима и Анны, куда заносилась чудотворная Икона. Ход завершался в Коренной пустыни.
Мы, его участники, чувствовали свет прошедших веков. Древняя Икона испускала свет добра, радости и надежды. Шествуя за ней, мы как бы обретали царствие небесное в своей душе. И словно поднимались на одну из вершин христианской веры.
В те годы, завершив службу в «Известиях» (май 1993), я уже трудился в областной администрации консультантом у первого заместителя главы области Николая Алексеевича Алымова. Здесь я подружился с Анатолием Стрелковым, который тоже служил консультантом у Н. Алымова и осуществлял связи администрации с религиозными организациями. Естественно, он находился в тесном контакте с архиепископом области Ювеналием. А мне было поручено исполнять обязанности пресс-секретаря главы администрации области.
Через полгода был создан информационно-аналитический отдел администрации, который возглавил я. Структура его была компактная – 6 человек: мой заместитель Анатолий Стрелков, консультанты – Николай Гребнев (бывший собкор Центрального телевидения, А НЫНЕ РУКОВОДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Союза писателей России), Татьяна Михалева – социолог, Сергей Цветков (бывший собкор «Советской России»). И технический секретарь.
Отдел осуществлял контакты с политическими, общественными, религиозными организациями и средствами массовой информации. Создавал информационные группы, составлял график их работы, проводил социологические опросы населения области по самым актуальным вопросам, проводил пресс-конференции главы области, его заместителей и руководителей  ведущих комитетов и управлений администрации. Замечу, что ныне в областной администрации такой же объем работы ведут несколько управлений с десятками сотрудников.
Мы с А. Стрелковым самое пристальное внимание уделяли развитию в регионе православной культуры. Опираясь на Постановление правительства РФ от 14 марта 1995 года «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения», всячески способствовали возвращению Курской епархии культовых зданий и помещений.
Именно в те годы мы особенно сблизились с курским архипастырем. Не без нашего активного участия в Курске были   открыты Духовная семинария и Православная гимназия, директором которой стала талантливый педагог, супруга главы администрации области Лидия Ивановна Шутеева. При ее неустанных заботах это учебное заведение стало притягательной площадкой для сотен курских ребятишек. Семинария и гимназия были духовными ориентирами для всех православных курян.
Владыка приглашал меня на все выпускные вечера Духовной семинарии, посещали мы  с ним и Православную гимназию. А с Лидией Ивановной Шутеевой вместе участвовали в летних и осенних Крестных ходах в Коренную Пустынь и от нее в Знаменский мужской монастырь.
Тогда же развернулась очень непростая совместная работа администрации области и Курской епархии по введению в школах региона факультатива основ православной культуры. Сопротивление нововведению в учебный процесс в учительской среде было весьма ощутимое. Особенно явно это было проявлено на областном совещании учителей в Доме Советов. Некоторые педагоги прямо заявляли: «Попам в школах делать нечего!».
Правящий архиерей был в большой тревоге. Помнится, после одной из вечерних служб Ювеналий пригласил нас с Анатолием Стрелковым в свои покои. Дом батюшки находился на углу улиц Кати Зеленко и Володарского. Сотворив молитву, сели за вечерний чай. Владыка в нашем лице благодарил администрацию области за помощь в восстановлении славных многовековых православных традиций соловьиного края. И, прежде всего, за помощь в восстановлении Коренной пустыни,  за открытие историко-культурного центра «Коренная пустынь», возобновление работы Духовной семинарии и организацию Православной гимназии.
А лично мне и Олегу Сизову он выразил особое почтение за богато иллюстрированный альбом «Коренная пустынь», изданный в Москве 15-тысячным тиражом. По сути, это было первое полноцветное издание о курской святыне за всю ее многовековую и драматическую историю. И вообще, книга о Коренной обители была выпущена Николаем Сенаторским еще в начале прошлого века. Мы были вторыми после него. То есть спустя 80 лет.
Но более всего запомнилось, как владыка оценивал значение курса основ православной культуры в школах.
Эта программа, говорил архиерей, решает общечеловеческие задачи: дает сведения об основных религиозных понятиях и представлениях, Ветхом и Новом Заветах, истории Русской православной церкви. Воспитывает в детях любовь к русским святыням, вводит школьников в круг основных церковных праздников в их органичной связи с жизнью народа, культурой и искусством.
Речь тут, сокрушался кандидат богословских наук, не столько о религии, сколько о национальной русской культуре, русском духовном наследии, о будущем России.
По всему было видна  убежденность митрополита в том, что православие объединяет людей и очищает их от всякой скверны. Что на изломе земного бытия выстоять может только сильный умом и духом человек. И не случайно в своих проповедях и молитвах он не уставал повторять: «Счастлив тот человек, который обращает свой взор к тихому невечернему свету Христову, просвещающему всякого человека, идущего к Нему…».
И как тут не вспомнить, с какой радостью митрополит Ювеналий рассказывал мне о своем хождении к Нему. Это было уже за порогом  70-летия владыки. Снедаемый тяжелым недугом, в канун 2000-летия Рождества Христова он проделал многотрудный путь от Курска к главной святыне человечества – к Гробу Господню. И вернулся оттуда буквально одухотворенным, даже помолодевшим. Я видел, как по-юношески горели глаза курского архипастыря, когда он говорил о днях поклонения Крестному пути Спасителя нашего, по которому владыка прошел вместе с большой группой паломников на исходе второго тысячелетия.
А что касается курса основ православной культуры в курских школах, при активной поддержке ученых Курского государственного университета, местных властей и по благословению архиепископа Курского и Рыльского такой курс был введен в 300 школах области на правах факультатива. А владыка возглавил Общественный совет по развитию этого направления в общеобразовательных учебных заведениях региона. Спустя несколько лет был выпущен учебник по основам православной культуры учеными КГУ В. Меньшиковым, С. Наперстниковой и деканом факультета теологии и религиоведения университета архимандритом Зиновием (Анатолий Корзинкин – ныне митрополит Саранский и Мордовский).
За этот  труд в 2007 году его авторы были признаны победителями  областного конкурса общественного признания «Человек года» с вручением каждому Диплома и символа конкурса – антоновского яблока работы знаменитого земляка, всемирно известного скульптора Вячеслава Клыкова.
И как тут не вспомнить один из мифов первой волны наиболее радикальных демократов, которые бросали тень на священнослужителей советских времен: попы, мол, состояли на службе  органов госбезопасности. Однако вся церковная жизнь курского архипастыря Ювеналия – ярчайший пример тому, что он не то чтобы кому-то прислуживал, а, наоборот, за ним шла постоянная слежка, а он стоял на единственной службе – Русской православной церкви, стоял мужественно, достойно, божественно. Высоко неся традиции славянского благочестия.
В нашем общении я с интересом слушал рассказы архипастыря об его духовном становлении. Причем владыка говорил очень доступным языком о сложнейших периодах его жизни и служения Церкви. Войти в духовный мир, считал он, и приблизиться к Богу не так уж и сложно: не грешить, быть милосердным, идти дивным путем малых, но добрых дел.
Он первому из журналистов показал мне архивные материалы о его непростых взаимоотношениях с советскими властями и правоохранительными органами, на основе которых потом я и  написал очерк для газеты «Труд».
Жить по законам служения Добру, Чести, Вере, людям – вот в чем был смысл монашеского подвига Владыки Ювеналия. Живи в неустанных трудах и молитвах и Господь явит милость свою – вот в чем заключалась нравственная основа всех его деяний.
А деяния его по истине богоугодны. Пройдя через лишения, митрополит Ювеналий все свои годы пастырского служения посвятил восстановлению православных святынь, поклонению родной земле, которую любил и берег свято, как любили и берегли ее наши предки. В одном из своих Рождественских посланий курянам Владыка в порыве сыновней благодарности отчей земле воскликнул: «Русь святая, храни веру православную! И в этом да будет твое утверждение!».
За годы общения с курским митрополитом я убедился, что он тоже ценил мое благорасположение к нему. Приглашал меня на рождественские и пасхальные богослужения в Знаменском кафедральном соборе.
 Два десятка лет храню в моем архиве эти дорогие сердцу открытки-приглашения: синие или зеленые – на рождественские, красные – на пасхальные богослужения.
Текст их предельно краток: «Уважаемый Владимир Васильевич! Приглашаю Вас принять участие в Пасхальном богослужении, которое будет совершено в Знаменском  кафедральном соборе г. Курска 19.04.1998 года. По окончании богослужения состоится прием в 18 часов. А начало пасхальной вечери – в 16-00».
Иногда он, как правящий архиерей и хозяин трапезы, на этих застольях давал мне слово, которое я держал при всем клире, монашествующих, гостях архиепископа (потом митрополита), среди которых были и глава администрации области, его заместители, предприниматели, деятели культуры и искусства. То есть люди особой духовной наполненности.
Назову лишь несколько имен, к которым я тоже был близок:
великий скульптор Вячеслав Клыков,
известный кинорежиссер и актер Никита Михалков,
профессор КГУ Владимир Меньшиков,
общественный деятель Сергей Локтионов,
архитектор Валерий Михайлов,
руководитель Историко-культурного центра «Коренная пустынь» Вячеслав Лысых,
музыковед Леонид Марченко,
подвижники духовной музыки Евгений Легостаев и Людмила Чунихина,
предприниматели Владимир Харин, Александр Дегтярев, Николай Грешилов, Валерий Федоров,
ректор КГУ Вячеслав Гвоздев…
Важно то, что эти люди не просто искали общения с митрополитом, а несли ему свои идеи по восстановлению Коренной пустыни, храмов, по духовному обновлению жизни курян, по увековечению памяти великих земляков. И вносили посильный вклад в богоугодное дело в виде солидных пожертвований.
Трапезы славились еще и тем, что во время застолья звучали самые популярные в народе и  среди священнослужителей песни: «Варяг», «На сопках Манчжурии», «Ревела буря, дождь шумел», «По диким степям Забайкалья», «Там, вдали за рекой…», «О разбойнике Кудеяре», «Степь да степь кругом»…А исполнял их архиерейский хор, в котором опять-таки выделялся бархатистый голос отца Владимира. Картина была, скажу я, непросто одухотворенная, а духоподъемная!
В тоже время под заботливой опекой митрополита находились детские дома, больницы, колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Каждый год по призыву архипастыря верующие люди собирали для обездоленных детей рождественские подарки – одежду, книги, лакомства.
Благотворительный порыв мирян владыка однажды прокомментировал так:
- Апостол Павел напоминал христианам: если можем больных исцелять, мертвых воскрешать, но не имеем любви, то все  наши усилия безжизненны, медь звенящая…
Кстати, как только Знаменский собор был передан епархии,  в первое же Рождество Христово Владыка устроил в храме елку для 750 воспитанников воскресных школ города и области. Впервые в жизни православные дети прочли под красавицей елкой слова ангельского прославления Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Праздник начался с обращения архипастыря к детям. Потом они читали стихи и пели песни, разыграли спектакль на библейские сюжеты, водили хороводы.
Понимание добра у курского митрополита было корневое, природное. Он был уверен, что русскому человеку нужна не столько свобода, сколько забота о нем, и, прежде всего, молитвенное слово. Ибо наша вера заряжена энергией тысячелетий. Без православия невозможно представить мировую культуру.
И вовсе не случайно кандидат богословия Ювеналий использовал любую кафедру высказать свою точку зрения на историческую судьбу православия. Он был одним из самых активных участников Рождественских чтений в Москве, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви. 
Вспоминаю, как мы с профессором КГУ Владимиром Меньшиковым и Ювеналием участвовали в таких чтениях на исходе второго тысячелетия. Чтения проходили в актовом зале патриаршего подворья в Москве при участии тогдашнего первосвятителя России Алексия  II.
Я на всю жизнь сохранил в своей памяти трогательную картину: сам Святейший Патриарх во время перерыва на подносе разносил пирожки с капустой и картошкой и угощал участников чтений этой простой монашеской снедью.
А 6 января 1998 года в канун Рождества Христова в одной из самых популярных газет уже пореформенной России «Труд» в разделе «Лампада», как уже отмечалось выше, был опубликован мой большой очерк о курском правящем архиерее «Невечерний свет». Эта была первая публикация об архиепископе Курском и Рыльском в центральной прессе.
Владыка был растроган таким вниманием к нему, почти полвека посвятившему служению Русской православной церкви. При этом заметил:
- Важны не мои жизненные потоки, которые несут меня с юности в русле православия, а то, что вы разделили мои тревоги о том, что ныне Россия проходит через полосу греховности, противостояния людей друг другу. Когда в разных нравственных потоках оказались даже близкие люди, друзья, единоверцы. Когда идет торг народной душой, основами национальной культуры, духовными ценностями. И стало очевидным опасное удаление людей от истинных духовных сокровищ.
Я бережно храню вырезку из газеты «Труд» с очерком об Ювеналии, иногда перечитываю его, воскрешая в памяти многолетнее общение с одним из самобытнейших священнослужителей РПЦ второй половины минувшего, и начале нынешнего столетий.
А через шесть лет, 21 октября 2004 года, в Москве состоялся Архиерейский собор РПЦ. Это был первый собор в XXI веке. По его завершении Патриарх Алексий II  посетил редакцию газеты «Труд» и дал главному редактору издания Анатолию Потапову большое интервью, в котором рассказал о значении именно этого Архиерейского собора в дальнейшей  жизни Русской православной церкви.
А мне о соборе рассказывал его участник курский архипастырь Ювеналий.
Он особо выделил деловой характер Архиерейского собора. На нем речь шла о самом насущном:
как жить Русской православной церкви в новом тысячелетии;
как осуществлять церковную деятельность в условиях православного возрождения и смены государственных символов и устоев.
Достоинством этого форума архиереев страны было и то, заметил Ювеналий, что оно прошло в полном единстве священнослужителей, доброго сотрудничества, свободной дискуссии, примирения со старообрядцами и Русской православной церковью за рубежом и восстановления с ними молитвенных отношений. Чему, безусловно, способствовал визит в Россию первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в мае 2004 года на праздник Вознесения Господня.
Этот визит, был уверен курский архипастырь, имел особое значение. Впервые за многие десятилетия состоялось живое общение двух частей Русской православной церкви. А представители РЗЦ  воочию убедились в том, какова сегодня православная жизнь в России. Сделан был заметный шаг к доверию, к выработке совместной позиции в объединении двух сестер РПЦ.
Как известно, это величайшее каноническое событие начала третьего тысячелетия христианства произошло в Храме Христа Спасителя  при участии Патриарха Московского и все я Руси Кирилла и предстоятеля Русской православной церкви за рубежом митрополита Лавра 17 мая 2007 года.
А три  года тому назад, после успешного завершения Архиерейского собора его участников принял президент РФ Владимир Путин. Прием был памятен во многих отношениях, вспоминал Ювеналий. Во-первых, глава государства пригласил иерархов страны в Александровский зал Кремля, где проходят заседания Госсовета России. И не случайно эту встречу назвали тогда «духовным Госсоветом».
На этой встрече Патриарх Алексий II особо подчеркнул, что Русская православная церковь не стремится стать государственной церковью. Здесь разные задачи. Но соработничество только во благо и церкви, и государству. Скажем, в укреплении нравственного здоровья общества, в поддержании мира и согласия в стране, в преодолении межнациональных конфликтов и в предотвращении межрелигиозных разногласий, в смягчении демографического кризиса и укреплении семьи, развития патриотизма. И тут государство вполне может опереться на духовный потенциал православной церкви.
Рассказывая обо всем этом, владыка Ювеналий с удовлетворением заметил, что российскому  Президенту такая концепция вполне была близка, о чем он и сказал в своей речи перед архиереями Русской православной церкви.
Тут уместно будет напомнить, что архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий обладал редким искусством находить поддержку и понимание не только в патриарших кругах, но и у светских начальников. Достаточно сказать, что ему пришлось контактировать с тремя совершенно разными и по характерам, и по способам управления областью, и нравственным устоям губернаторами соловьиного края - Василием Шутеевым, Александром Руцким и Александром Михайловым.
Нельзя было не заметить, что и начальники области с нескрываемым уважением относились к курскому митрополиту. И каждый из них внес ощутимый вклад в восстановление Коренной пустыни, других православных святынь края. Именно губернаторы возглавляли Попечительский Совет по возрождению Коренной обители.
На моей памяти немало «субботников», во время которых правящий архиерей облачался в простую одежду, брал в руки лопату, косу, грабли и разгребал мусор на территории Коренной пустыни, будущих зданий Православной гимназии и Духовной семинарии, Никольского монастыря в Рыльске, Богословской церкви в Курске… Трудился с шутками-прибаутками, подначивая нас, мирских помощников, членов Диаконии.
Эти богоугодные труды курского архипастыря горячо поддержал побывавший в Коренной пустыни в 1991 году ныне почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Курский митрополит всегда четко проводил грань между мелочным и великим. Известно, что вечером 3 июля 1995 года в Курск прибыл бывший Генсек ЦК КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев. Отдохнув с дороги в люксовом номере «Соловьиной рощи», Михаил Сергеевич первым делом отправился в покои архиепископа Ювеналия.
Как поделился потом со мной впечатлениями об этой встрече Владыка, ели рыбные пельмени, пили минералку, говорили о духовном возрождении России. А под конец встречи архиерей искренне поблагодарил опального главу когда-то могущественного Советского Союза за перестройку, которая сняла оковы семидесятилетнего унижения с Русской Православной Церкви, а верующим вернула десятки национальных святынь, в числе которых была и одна из монастырских жемчужин России – Коренная пустынь.
Никогда не забуду, как Владыка объезжал (он пригласил меня с собой в машину) юго-западные приходы епархии с курской святыней – Иконой Божьей матери «Знамение» Курской Коренной в год 700-летия ее чудотворного явления. Как радостно блестели глаза пастыря при виде возрождающихся из небытия храмов в Суджанском, Рыльском, Беловском и других районах! И как печалился он, сознавая, что еще десятки церквей на курской земле бесхозны, полуразрушены, а у епархии нет пока возможностей восстановить их.
После возвращения в 1995 году Курской епархии здания главного монастырского храма – Знаменского собора, владыка Ювеналий сразу же озаботился передачей епархии и Воскресенской церкви – этой жемчужины древней мужской обители (1612 год).
Областной власти трудно было осуществить это быстро, так как здание храма было задействовано в производственном цикле крупного и успешно работавшего электроаппаратного завода.
Понимая это, владыка пишет письмо тогдашнему министру культуры РФ Е.Ю. Сидорову, в составлении которого он попросил моей консультации. Я храню копию этого письма.
Вот выдержки из него:
«…В комплекс зданий Знаменского мужского монастыря  исторически входил и Воскресенский храм, используемый в настоящее время Электроаппаратным заводом как складское помещение. Здание без надлежащего ухода ветшает и находится в запустении.
Воскресенский храм был построен в 1875 году на добровольные пожертвования курских граждан, и прихожане теперь желают вернуть его в лоно церкви. Здание является памятником истории и культуры местного значения и относится к федеральной собственности.
Просим передать его  в собственность Курской епархии…».
Для убедительности архиепископ Курский и Рыльский приложил к письму историческую справку. В ней, в частности, сообщалось: «Храм возведен при епископе Сергии (впоследствии митрополит Московский) в 1875 году. В храме было три престола: во имя Светлого Христова Воскресения, преподобного Феодосия Печерского и Святого Иосифа Песнописца. Храм однокупольный, кирпичный. Внутренние стены были отделаны под мрамор и расписаны изображением священных событий.  Иконостас был мраморным, царские врата вылиты из серебра.
Имущество Воскресенского храма было разграблено в 1932 году Союзом воинствующих безбожников, а здание использовали  под склад…
Ныне территория, прилегающая к строению, используется как внутризаводские технологические проезды. Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, крыша протекает, требуется безотлагательный капитальный ремонт с целью его сохранения и реставрации. Расстояние до Знаменского собора 100 метров».
К счастью, теперь завершаются реставрационные работы в этом красивейшем храме Знаменского мужского монастыря Курска. И в этом главная заслуга бывшего курского губернатора, а ныне члена Совета Федерации Александра Михайлова.
Новый начальник курского края Роман Старовойт тоже побывал в этом храме и пообещал всячески способствовать завершению всех восстановительных и реставрационных работ в церкви.
Стоит также напомнить, что именно владыка Ювеналий благословил на правление Курской областью губернатора, Героя Советского Союза, генерала авиации Александра Владимировича Руцкого. Я еще оставался в прежней должности (в структуре заместителя губернатора Сергея Локтионова). Мы с А. Стрелковым (будущим управляющим делами администрации А. Руцкого) накануне дня инаугурации встретились в Знаменском соборе с Ювеналием для уточнения деталей этой духовно-торжественной церемонии.
Она прошла 10 ноября 1996 года. И началась с возложения венков на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны. Продолжилась на расширенном заседании областной Думы в здании драматического театра имени А.С. Пушкина, где и было зафиксировано вступление А. Руцкого в должность Курского губернатора.
А с 10-50 до 12-15 под управлением архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия в Знаменском кафедральном соборе прошел молебен, после которого новый губернатор дал клятвенное обещание беззаветно трудиться во благо курского края. Там же состоялась и трапеза.
Из Знаменского монастыря торжества переместились в  Коренную пустынь. После экскурсии по святым местам обители в Постоялом дворе местечка Свобода, принадлежащем одному из крупнейших бизнесменов области Николаю Грешилову,  губернатор А. Руцкой дал прием в честь вступления его в должность, на котором почетным гостем был и владыка Ювеналий.
Но, пожалуй, более всего митрополит Курский и Рыльский дорожил настоятелями храмов, паствой, сохранением  православных традиций  вверенной ему епархии.
Многие из нас, наверняка, склоняли головы перед памятником
старцу Ипполиту — самому доброму батюшке на земле, как говорили о
нем монахи и прихожане Рыльского мужского монастыря, настоятелем которого он был.
А ведь этот памятник был изваян
Вячеславом Клыковым после ухода старца на свидание с Господом. И поставлен в тихом, уютном уголке Пейзажного парка знаменитой усадьбы «Марьино», основанной князьями Барятинскими на Рыльской земле.
Вячеслав Михайлович прекрасно знал этого знаменитого монаха
с удивительной судьбой. Почитал его, внимал его мудрым советам,
потому что понимал, что архимандрит Ипполит достиг внушающих
уважение духовных высот.
А первая ступенька его восхождения к милости Божьей начиналась в Глинской пустыни. Потом — Валаам. И 18 лет подвижничества на Святой Горе Афон в Русском Свято – Пантелеимоновском монастыре.
А упокоился великий старец в Рыльской мужской обители,
где в течение 11 лет, вплоть до своей кончины, служил настоятелем.
И так уж управил Всевышний, что погребение старца происходило
в день памяти святителя Николы Чудотворца, которого он особенно
чтил и любил, как второго Петра, друга Христова, как написано об
апостоле Петре в его акафисте.
Особые чувства признательности архимандрит Ипполит снискал у тысяч верующих за то, что его молитвами и трудами, при
безграничной поддержке курского архипастыря Ювеналия, эта
500–летняя обитель была поднята из руин и стала известна во всей
России наряду с Оптиной пустынью, Соловками, Глинской пустынью…
По благословению архимандрита в монастыре в течение многих
лет проходили, так называемые, «отчитки», в ходе которых согрешившие освобождались от бесовщины.
Кстати, Вячеславу Клыкову на всю жизнь врезались слова рыльского старца:
— Молитесь святителю Николаю. Главное — мир в душе, мир в
семье, мир друг с другом. Тогда и с Богом будет мир.
Именно этот благодатный мир стяжал в своей душе и знаменитый скульптор. Который увековечил образ всероссийского старца
на древней Рыльской земле.
Архимандрита Ипполита глубоко чтил и Курский архипастырь
Ювеналий. Они, как мне казалось, были близки не только духовно,
но и по характерам.
Нельзя забыть, как в конце 90-х годов владыка Ювеналий в канун Николы летнего пригласил меня посетить
Рыльский Свято–Николаевский монастырь, где у него, насколько я
помню, тоже была кафедра.
В то время я в областной администрации осуществлял связи со
средствами массовой информации, политическими, общественными и религиозными организациями.
И вот жарким днем, в начале третьей декады мая, на автомашине
епархии мы подъехали к воротам монастыря. Нас встречал благообразный, широколицый, с густой, ухоженной бородой священнослужитель в обыденной рясе. Это и был настоятель обители архимандрит Ипполит.
Он подал мне руку. Как положено, похристосовались.
А владыка Ювеналий с присущей ему игривостью, даже хитрецой сказал:
          — Ну, батюшка, показывай свои владения.
И надо было видеть, как два монаха, уже обильно покрытые сединами, с нескрываемым удовлетворением ходили по благоустроенной территории монастыря, на ходу перебрасываясь короткими
замечаниями.
Когда прощались, владыка Ювеналий, обращаясь больше ко мне,
проникновенно сказал:
— Вот большевики попытались вычеркнуть веру в Бога — и
уничтожением тысяч священников, и массовой порухой храмов. А
вера жива, даже крепче стала. В России начался небывалый духовный подъем. Потому что Господь не погибели нашей хочет, а чтобы
все мы спаслись путём очищения и покаяния. — И, обращаясь уже
к старцу, продолжил: — Батюшка понимает, во что надо вкладывать
душу, сердце, ум, умения, а во что — нет. Поэтому и преобразились
монастырские храмы. В этом и есть духовное измерение его трудов.
А каждое доброе дело — от веры, от благодати Божьей.
У памятника архимандриту Ипполиту я бывал не раз. И всякий раз
вспоминаю встречу со старцем в древней Рыльской мужской обители.
 И понятнее становится и замысел
скульптора Вячеслава Клыкова, и место установки этого изваяния.
А ещё помнится, даже тогда, когда, будучи уже тяжело больным, митрополит Курский и Рыльский Ювеналий удалился в схиму, он всегда с особенной теплотой вспоминал «самого доброго батюшку на земле» старца Ипполита. Как и истинно русского художника Вячеслава Клыкова,
встреча с которым для духовных лиц наполнялась новым светом. Владыка до последней возможности ездил на могилу Вячеслава Клыкова в поселок Мармыжи. Сидя в инвалидной коляске, он творил молитву на последнем пристанище любимого им ваятеля и раздавал благословения всем жаждущим к нему прикоснуться.
И верится, что последние страницы жизни великого скульптора
тоже листал Божий перст. Потому что Мастером он был от Бога —
кротким, честным, праведным и правдивым.
Кстати, однажды, сопровождая Вячеслава Михайловича в гостиницу «Центральная» г. Курска, я спросил его, почему он так тянется к курскому архиерею?
Он помолчал, повернул голову в мою сторону и ответил:
- Ты ведь тоже, насколько я заметил, не один десяток лет с владыкой на одной духовной ниве пребываешь. – Я кивнул. А Вячеслав Михайлович продолжил:   - Владыка всей своей судьбой показывает нам, что человек живет не только материально, но и духовно. В быту без многого можно обойтись, а без веры, без благодати Божьей обойтись нельзя. Смысл жизни теряется. Именно общаясь многие годы с Ювеналием, я понял, что сила Божья и Божья премудрость познаются через Евангилие и Божественное откровение. Поэтому нельзя подавлять волю народной души, подрубать ее православные крылья, как это было при коммунистах. Они воспринимали Россию в упрощенном виде. А это делать нельзя ни при какой власти, потому что Россия – велика, разнообразна, умна, трудолюбива, терпелива и богоносна. Вот это и отстаивает курский архипастырь всю свою жизнь – и в проповедях, и в общении с людьми, в том числе и с властью. И при этом всегда звучат струны его щедрой на доброе слово и доброе дело души…Вся его жизнь имеет духовное измерение… Учение Христа в общих чертах знает каждый, но мало кто следует его Заветам. В этом и есть драматизм двух минувших веков. И встреча с Ювеналием, пожалуй, - самая яркая фреска моей жизни.
Одним из самых благочестивых своих деяний Ювеналий считал открытие в поселке Золотухино женского монастыря во имя преподобного Алексия - человека Божьего.
О монастырях митрополит Курский и Рыльский проявлял особую заботу. Ему, монаху, было понятно, что здесь, вдали от суетности мирской, человек чувствует себя поистине свободным, умиротворенным и благостным. Здесь хранятся традиции и культовые, и культурные, здесь - совмещение исторических эпох, где временное соединятся с вечным, земное – с небесным.
Уже уйдя в схиму и сидя    в инвалидной коляске, он с особой гордостью показывал мне эту женскую обитель, на строительстве которой мы тоже проводили субботники.
И я, как дорогую святыню, храню Благодарственное письмо настоятельницы монастыря монахини Елисаветы с сестрами:
«Боголюбивый Владимир Васильевич Кулагин! Настоятельница и насельницы женского монастыря во имя прп. Алексия, человека Божия пос. Золотухино благодарят Вас за Ваши усердные труды в устроении монастыря и возносят свои посильные  молитвы о Вашем благополучии.
 05 июля 2008 г.».
Важно добавить, что после ухода схимитрополита Ювеналия в царство небесное именно на территории этой женской обители известный курский скульптор, профессор Николай Криволапов изваял и изготовил памятник схимитрополиту Ювеналию, одному из ярких священнослужителей и священноначальников Курской епархии за всю ее более чем 350- летнюю историю.
Его проповеди, Рождественские и Пасхальные Послания курянам были высоки по духу, чисты по содержанию, близки к Богу.
Просвещая паству евангельским словом, владыка Ювеналий стремился, чтобы больше людей смогли положить начало подлинной жизни во Христе. Он не уставал  повторять: «Господь нас без нас переменить не сможет». Понимал и меру пастырской ответственности перед Церковью: епископ, ведущий Божественную литургию, по сути, символизирует собой Христа. И курский митрополит стремился подражать Спасителю в его жертвенности и любви, простоте и смирении. И всегда напоминал клиру возглавляемой им епархии слова Священного писания, что даже Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.
И вполне заслуженно и государство, и Церковь отметили Ювеналия (в миру Тарасов Спиридон Алексеевич) высокими наградами – орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденами преподобного Сергия Радонежского и Святого равноапостольного Великого князя Владимира. Он был удостоен званий Почетного гражданина г. Курска и Курской области.
Своим присутствием владыка Ювеналий являл силу воли, духа, благочестия и смирения. И его проповеди не утратили духовной силы по настоящее время.
Он угас на 84 году жизни утром 13 января 2013 года, в святочную неделю. Чин погребения совершили в Знаменском мужском монастыре г. Курска   15января.
           Народ до отказа заполнил главный храм Курска. Было много молодежи. Сводный мужской хор епархии был мощен и усилен микрофонами. Погода была божественная. Светило на чистом небе не по-зимнему яркое солнце, стояла тишина, морозец умеренный. Хотя накануне мела поземка, ветер пронизывал одежду. Да и после упокоения схимитрополита в земле, небо снова стали затягивать тучи, и к ночи пошел снег.
           Могила его – рядом с оградой монастыря, недалеко от центрального входа в храм. И это глубоко символично. Владыка любил и этот храм, и эту кафедру. Слишком многое связывало его с главным собором соловьиного края.


Рецензии