О поэте Золотореве Василии

СТИХИ «ПРИХОДЯТ» НА РАССВЕТЕ…
Это - шестой сборник поэта и судьи Василия Золоторева. Он открывается  стихотворением « К музе». Очевидно, не случайно. Здесь выражена сокровенная мысль о том, как жить, чем жить, ради чего жить, кого и как любить…
Впрочем, все гораздо глубже: главное это «влюбленность в Русь, в язык родной, певучий», в песни, «что взлететь способны с лебединой полетной тягой в высь Божественных просторов».
Вот где опорная точка поэта, его пристань, от которой он плывет навстречу своей Музе.
Весь сборник буквально пронизан глубоким чувством Родины, с ее неизбывными красотами и безмерными пространствами. И все подчинено выражению этой сыновней любви к  родному краю, как части общей Родины. И поэт «даёт на
дружбу свою руку» ее рощам, долинам, рекам, как  бы ведя сердечный диалог с каждым явлением Природы:

Здравствуйте, злаки и травы,
Здравствуй, родной чародей –
Певчее сердце дубравы
Курских кровей соловей!

«Здравствуй! - вода улыбнулась,
«Здравствуй»! – шепнула трава,
«Здравствуй!» - к руке потянулась
Встречной березки листва.

И чем больше постигаешь смысл этих стихов, тем глубже понимаешь, что с годами (а поэт уже перешагнул свой 65-летний порожек) Василий Золоторев не утратил чувства новизны, свежести в восприятии окружающего мира. Становясь мудрее, он по-прежнему молод душой, «и песня в сердце бьётся родниково».
Характерная особенность авторского письма -  распевная строка, потому, наверное, так легко читаются и запоминаются его стихи. Подкупает и  наблюдательность поэта. Он способен заметить в «бушующем апреле», как «знаменами зелеными полощутся леса». Или как при порывах ветерка «в саду березки с кленами целуются шепча». И как под ласковым весенним солнцем даже по каменным расщелинам пробивается травка, и «звенит зенит околицы» трелью жаворонков.
Важно и то, что в своих стихах В. Золоторев умеет дать и крупные события, и общий план, и высветить детали, отдельные эпизоды, передать настроение…И все это сочетается в единый образ его малой родины и целой России. А совета, как лучше всего это выразить, он чаще всего просит у своей души. И она  учит поэта говорить с читателем простым и непосредственным языком.
В его стихах нет прекраснодушия, умиленного любования нашим весьма сложным временем. И наряду с акварельными картинами природы, в сборнике немало строк, от которых сжимается сердце. А камерный формат большинства стихов не снижает их социальной нагрузки, выразительности, художественной силы.
Поэт не заглядывает за горизонт, делящий жизнь на запретное и дозволенное. Потому что для него важнее найти равновесие смыслов вокруг и внутри себя.
По большому счету, Василий Григорьевич равнодушен к славе. Вполне резонно отдавая отчет в том, что эта «подруга» может оказаться не просто случайной и непостоянной, а крайне ненадежной. А поскольку человек по сути своей всегда находится на перекрестках между небом и землей, то ему нужны попутчики верные до последней черты. И у поэта В. Золоторева они есть – его семья, единственная на всю жизнь жена, дети, внуки.

Потому средь житейских хлопот
Я,  как в прежние годы, крылат…

Они с женой торят общую тропинку уже более сорока лет. И на этом пути обрели понимание главной сути бытия: в настоящей любви ничего не требуется доказывать, в ее объятиях всегда тепло, уютно и надежно. Хотя в минувшие годы, как и у всего  поколения, было немало тревог, страхов, страданий, бед и потерь.
А жизнь, известное дело, не дает инструкций, как все это пережить, не ожесточившись душой и сердцем. И как ходить все время  «в обнимку» и с прошлым, и с настоящим. Тут важно осознание того, что нельзя строить новое с непременным перечёркиванием старого.
  К прежней жизни, считает судья и поэт Василий Золоторев,  не надо предъявлять ни претензий, ни требований, ни счетов. Потому что с самого рождения для каждого из нас открыты все пути нашим Создателем. И если мы что-то не получили, не так поступали, не тем занимались, не того достигли, то во всем винить можно только себя.
И с этой точки зрения, Василий Григорьевич считает, что его жизнь вполне удалась – и в семье,  и в профессиональной карьере. Перед людьми ему не стыдно, потому что с совестью в сделку не вступал, всегда отвергая бесчестье и двойные стандарты. И линия жизни была едина:  не перешагивать через судьбы других людей – будь-то учеба, работа, семья, дружеский круг.
Во все времена люди по-разному выражали красоту, расставания, утраты, любовь… Но в центре всех переживаний  остается душа.
Счастье каждый  тоже понимает по-своему. Скажем, судьба наделила В. Золоторева поэтическим даром, наверняка, от рождения, но раскрыла его уже в зрелые годы. И, садясь за чистый лист бумаги, он всегда ощущает, что мелодии минувших десятилетий не отзвучали. А счастье, оказывается, может быть росным, солнце-закатным, лунно-восходным, песенно-соловьиным, глубинно-звездным… Все зависит от того, на какой лад ты настроишь свою душу, свое воображение. Какую зону ответственности себе очертишь, и сколь щедр будешь на сердечные траты.

Пусть снова бессонница мучит,
И третьи поют петухи,
Я рад, что Господь меня учит
Писать на рассвете стихи.

Готовлюсь: в порядке бумага,
И ручка ложится рядком…
Святая рассветная тяга,
Как рад, что с тобою знаком!

Это из стихотворения «В рассветные часы».  По нему можно проследить почти всю творческую судьбу поэта. По глубине чувств, по временному охвату, образному ряду оно приближается к целой поэме. Что говорит о новой творческой высоте   поэта, об его умении в предельно спрессованной мысли передать всю гамму творческих мук стихотворца, истоки его поэтических находок.
Причем, все это преподнесено на привычном для любого деревенского жителя фоне. И пронизано тем великим смыслом, который заложила Природа-матушка в каждое мгновение нашей жизни. И поэт умеет быть благодарным ей за эту щедрость.
Конечно, Василий Золоторев не забывает, что он в первую очередь – судья. И не рядовой, а руководитель крупного судейского корпуса. И этот статус налагает на него серьёзные обязанности. И он не всегда волен в своих желаниях: государственная служба нередко дает «укорот» его стремлениям, к примеру, чаще общаться с природой, посещать родные места, видеться с земляками.

Лира, ты меня прости,
Что забыл я волю детства,
Что держу теперь в чести
Чаще я «дела» судейства…

Честно признаться, меня всегда удивляло и удивляет, как судья и поэт совмещает эти две совершенно разные стихии?! Хотя за полтора десятка лет служебного и творческого общения с ним не раз доводилось слышать, что он не просто месяцами, а годами бывает в «поэтическом простое».
В такие минуты пытаюсь его успокоить,  что такова доля любого литератора. И то, что ему кажется «простоем», на самом деле это время накопления новых впечатлений, обновления чувств, более зрелых оценок происходящего вокруг…И непременно настанет час, когда, говоря словами великого А.С. Пушкина, перо снова потянется к бумаге, и мысли потекут свободно и благотворно.
Собственно, так и складывался этот стихотворный сборник. Он, опять же по моим наблюдениям, рождался в течение пяти лет в немалых муках, часто в поездках, по дороге на работу и домой. Даже когда завозил свою супругу по делам в магазин за покупками, непременно просил ее не спешить, чтобы за эти полчаса – час «спокойно» поработать в машине над новыми стихами. И вместе с ними отправиться в степь, услышать звон жаворонка, пчелиный гул, посвист сусликов, полюбоваться облаками, «опрятно вычесанными поднебесным ветром», оседлать коня и помчаться с гиканьем, как в далеком детстве по родным полям…Вот так он и поет: «о  земном  и  о  небесном / Больше все же о земном».
Размышляя о современной поэзии, невольно приходишь к выводу, что есть поэзия «сурового стиля», а есть – «мягкого». Приверженцы первого –  выражают протестные настроения, несогласие с существующим порядком вещей и действиями власти. Василий Золоторев из разряда сторонников «мягкого стиля».  Не потому, что быть политкорректным поэта и судью обязывает его положение служащего высокого ранга. Гражданскую позицию открыто выражать в нашем достаточно свободном обществе не запрещено никому. И он понимает это не только как высококлассный юрист, член Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, но и как обычный гражданин, которому дороги и благополучие, и авторитет, и место в мире нашей Родины, со всеми ее недостатками и проблемами.
Чем больше всего он дорожит в современной России, - это  духовной свободой. Какие бы времена ни стояли у нашего порога, как бы не менялись нравы и состояние умов, человек всегда будет нуждаться в молитве и  духовных опорах, которые помогают России сохранять единство народов, ее населяющих. Еще в Евангелии от Матфея сказано: «Всякое царство, разделившееся в себе, опустеет. И всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Жизнь показала – те не правы,
Кто веру в Бога двигал вспять,
Безумно руша светлы храмы…
Теперь возводим их опять.
.
Поэт и судья В. Золоторев ни в одном из своих стихотворений этого сборника, и пяти вышедших ранее, не опускался до нагнетания страхов ни в настоящей, ни в будущей России, которой и так непросто отстаивать свою независимость в агрессивном мире. А стихи его созвучны мироощущениям и настроениям не только наших современников, но и русских поэтов минувших столетий, у которых он учился и учится любить родной язык и поэтическое слово.

За шестым десятком лет,
Не утратив смелость,
Входит истинный поэт
В золотую зрелость.

В ту, когда уже слова
Языка родного
Станет свято целовать,
Чтоб священно слово
Освещалось и умом,
И душой, и чувством…

В «русскую ясную речь» он и стремится облечь все красоты родной земли, всю ее природную музыку. И вымаливает прощение и за собственные грехи, и за тех, кто пытается построить счастье потребительского рая, а не достичь благости духовной.  Истоки этой благости – в единении с миром малой родины, домом детства – Гостомлей.
Извечный спор между городом и деревней обретает в его стихах вполне конкретные черты. Город уже так подступил к первозданной природе, что своим шумом забивает журчание ручья, шум листвы, соловьиные трели.
Я знаю, есть у нас сидельцы
Квартир бетонных и контор,
А у меня такое сердце –
Все жаждет вырваться в простор.
Пока подвластны километры,
И сила есть в моих ногах –
Пусть мне стихи диктуют ветры
На тропках и на большаках…

И сердце его рвется  на части от того, что он и сам стал уже «коренным» горожанином, лишь изредка навещая родные места. И с болью замечает всё более угасающую жизнь родной деревни
…Знаю: пусты
Окна хатенки. Но стало казаться –
Кто-то меня ожидает и в ней,
Даже почудился голос вдруг: «Вася!»…
Но не воскреснуть уж маме моей.

Умом он понимает: так угодно было судьбе, чтобы сельский паренек покинул отчий дом. Но душе всегда будет не хватать этих просторов, небесной голубизны, холмов и перелесков,  раздольных песен в сенокосную пору.
Но вот парадокс: именно здесь рождаются лучшие стихи.

Иду я к дому, словно к храму:
Хоть жизнь вовсе замерла,
Но память видит, слышу маму:
«Сынок, я так давно тебя ждала!»…
Бывало, встретит на крылечке
И поведет в отцовский дом,
И у икон затеплит свечки,
И осенит себя перстом.
Шепча молитвенно все то же,
Что мне известно с детских лет:
«Помилуй и храни нас, Боже…» -
Каким святым бы мамы свет!
Особая страница творчества – поэтическое восприятие бывшим танкистом солдатских дней в далеких 70-х годах минувшего века. Они прошли в Восточной Германии. В этих стихах нашлось место не только воспоминаниям о родном доме, но и батальонному «аисту-почтальону», приносящему долгожданные весточки от любимой, и, разумеется, армейским будням. Тут поэт не жалеет красок в описании этих дорогих его сердцу картинок:

Левой – правой, левой – правой!
Гул шагов и песни гром…
Ах, какой могучей лавой
Даже в баньку мы идем!

Можно было бы, конечно, и не особо заострять внимание на этих стихах. Но сколько в них экспрессии! Всего лишь одной строчкой поэт показывает армейскую мощь: даже в баньку рота идет «могучей лавой»! А если полк, дивизия, армия зашагают?..
Это  написано  полвека спустя после  службы. Но та солдатская поступь слышна и поныне. Нет, не случайно так часто будит свою память поэт В. Золоторев. Потому что она тревожит и ум, и сердце. И поток этот уже не остановить. Он захлестывает сознание:  против «дна беспамятства» тех, кто посягает на самое святое в жизни нашего народа и Отечества, встают эти строки
Пусть возвращенья к прежним болям
Утрат великих столь горьки,
Но никому  мы не позволим
Забыть «Бессмертные полки».
«Бессмертный полк» отцов и дедов
Заполнил души россиян
На фото в рамках…
В День Победы
Они с небес вернулись к нам…
Говоря об этой книжке стихов, необходимо подметить, что в ней есть отдельная главка миниатюр.  Она так и называется  - «Одной строфой». Это один из сложнейших литературных жанров. Но поэт вполне справляется с поставленной задачей. Пожалуй, вернее будет сказать, что на такие четверостишья задачу-то и не поставишь. Они рождаются неожиданно, порой мгновенно. Тем и сложна их конструкция – слов мало, а мыслей – целый рой.
Безусловно, не все миниатюры равноценны. Есть яркие, без промаха бьющие в цель. Но есть и рядовые, идущие, так сказать, в общем строю. Однако в целом это – сгусток мыслей,  тревожащих душу вопросов, демонстрация образности языка и стиля поэта.
Всего лишь несколько афористичных фраз:


У счастья много опозданий,
Беда торопится всегда.
…………………………….
Добро умеет сострадать,
Злу недоступно это.
………………………………..
Бывает доброта такой таинственной,
Что выглядит таинственнее зла.
…………………………………
Ослепила, будучи невестой,
Не погасла, будучи женой.
…………………………………
Безнравственность безнравственных плодит.
………………………………….
Стихи молодыми под старость
Все чаще приходят ко мне.
…………………………………
Закрой осенние глаза,
Открой весеннее сиянье.

Именно в этих миниатюрах поэт призывает читателя «вычистить все горницы страны» от скверны. И быть в ней не квартирантами, а настоящими хозяевами. Гостеприимными, щедрыми душой и сердцем. По которой не стыдно пройтись с высоко поднятой головой, «не опуская вниз лица» ни перед кем на всей Земле.

Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист


Рецензии