В гостях у Фета Афанасия

Валентина КУЛАГИНА,
член Союза журналистов России,
Лауреат конкурсов имени
                В. Овечкина, А. Фета, 200-летия А. Пушкина  
МЫ  ЕДЕМ  К  ФЕТУ!..*
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой…
«Деревня».
А.С.Пушкин.

Автобус мчит сквозь дождь и лето.
И капли лупят о стекло.
Душа поёт:
Мы едем к Фету!..
С погодой вот не повезло…
Июль 2013 г.

* * *

В низине фетовской усадьбы
Мы… утопили башмаки.
О, если  раньше только знать бы,
Что нет дороги вдоль реки.
Здесь родники несметной ратью
Бьют из глубин земли родной.
Во мшистом дёрне чистой гладью
Сверкают зеркальца водой.
Мы долго мылись у колодца,
Счищая торфяную грязь.
В ведре плескалось звонко солнце,
И вниз бежал ручей, смеясь.
А на пригорке, в доме Фета
Мелькали в обрисовке рам
Глаза философа – поэта
И любопытных милых дам.

* * *


Роскошны барские именья
Среди разлива рек, прудов.
«Приют трудов и вдохновенья»,
Сплошь в ожерелиях садов.
В таком «Лирическом хозяйстве»**
Волшебным образом сплелась
С теплицей, стадом, коновязью
Стихов чарующая  вязь.


На тучных нивах  с новой силой
Росток поэзии взошёл.

И прирастала мощь России
Богатством именитых сёл.



*Цикл стихов «Мы едем к Фету!..  («Барские усадьбы») отмечен дипломом литературного творческого конкурса имени А.Фета (2016 г.).
* *«Лирическое хозяйство» - название прозаической книги А.Фета о жизни в орловском имении.

ВОЛШЕБНАЯ ГОСТИНАЯ
объединила поэтов разных поколений, но одной судьбы
Говорят, что в педагогическом университете есть «волшебная» аудитория № 58, в которой голос певца приобретает изумительное звучание. Наверное, это так. Но кто бывает на вечерах в «фетовской гостиной» областного краеведческого музея, воспринимает музыку, стихи и живую мелодию человеческого голоса не менее волшебно. В большом зале, где в старинной меблировке, статуях, картинах и вазах органично соединились быт и жизнь двух прекрасных дворянских гнёзд – Нелидовых и Барятинских, пробуждались чувства светлые лирой великих лириков прошлого: земляка нашего Афанасия Фета, поэтов серебряного века, недавних современников – Есенина, Ахматовой, Пастернака…
В туманных  зеркалах буфетов и посудных горок трепетали блики свечей, очерчивая в таинственном их полумраке не лики с портретов, а юные лица сегодняшних прекрасных дам. В зале сидели студенты, и так кстати пришлись здесь и романтические рассказы Евгении Спасской о драматичных скрещениях судеб, и тревожно-щемящие романсы в исполнении (а иногда и авторстве) Владимира Шевцова, и навеянные картинами родовых поместий строки: «Из фетовского дивного колодца моя Россия пьёт и не напьётся…».
Брат П.И.Чайковского, имение которого располагалось неподалёку от Воробьёвки, называл Фета поэтом – музыкантом, столь созвучны были его строки мелодии души. Как сумел их почувствовать и в сердце своём поселить ещё один земляк – поэт Виктор Давыдков, из «фетовского колодца» черпающий свежесть, да так, чтоб сердце запело… Сродни фетовскому же «цветенью сердца», что, похоже, навсегда особой печатью отмечает поэта – любимца богов.
Как хорошо, что встреча эта соединила тех, кто давно уже светлой легендой прописан в наших  душах, с живущими рядом, но порой почти незнакомыми нам. Поэзия прошлого получила естественное продолжение в чтении и слушании авторов нынешних, не классиков, и не известных России всей, но словом своим тоже пробуждающих чувства светлые. Читал стихи о любви из авторского сборника «Чаша жизни» Виктор Давыдков, о «свежей», только – только из типографии книжечке благородного служителя русской словесности курянина Павла Пехлецкого рассказал писатель Владимир Детков. Книга увидела свет, уже не увиденная автором: в прошлом преподаватель русского языка и литературы в Курском педагогическом училище, он ушёл из жизни в разгар работы над рукописью…
Говорить от души – это мало.
Надо выплеснуть душу в слова.
Чтобы в каждом она побывала
И вернулась к тебе, весела.

И тогда ваше слово зависнет
Где-то выше житейских забот.
Как черёмуха белою кистью
В свою сторону повернёт…
Мы нынче засматриваемся «Русским проектом» - телевизионными миниатюрами о том, что живо ещё в сердце, но задавлено грузом обыденности. А в гостиной зазвучали миниатюры Владимира Деткова: «Любим всегда» - о нелепостях языкового общения и подлинности чувств, «Женщина…  сколько праздников у мужчины!..», «Голос любимого»…  Это его «русский проект», получивший нежданное продолжение – в стихах Зинаиды Волковой, уже выпустившей тоненький сборник в «Рекламной библиотечке поэзии»: «Это наша любовь мир огромный спасает…». Она с полным правом подхватывает звенящую лирическую нить, ибо судьбой её почти полвека правят любовь и муза. Свела двоих случайная встреча, и вот уже «старимся на одной эмоциональной волне», совсем по-домашнему улыбается поэтесса. На той волне, что стихи и прозу, и светлую мелодию души соединяет накрепко.
Поистине волшебной стала фетовская гостиная, придуманная работниками музея. Более двадцати раз собирала она благодарных слушателей, объединяя нередко поэтов разных, но одной судьбы, ибо всё преходяще, лишь любовь – вечный дар непрекращающейся жизни.
1996 г.

 ЗАПОВЕДНОЕ СЛОВО
Родные уголки России помнятся каждому светлыми ключами детства. Жарким полднем и непередаваемым наслаждением первого глотка целительной влаги, зачерпнутой ковшиком ладоней из лесного ли, степного бочажка с живой струёй плещущей из недр воды. Многое уходит, но упругая сила родничка, когда-то отомкнувшего душу, нет-нет, да и взвихрит мысли и чувства, пробуждая рождение творчества. И тогда миру и людям являются прекрасные строки и чистых линий гончарные сосуды, обновлённые иконы и ажурная рукотворная красота, наивные полотна самобытных художников  и глиняные свистульки и игрушки кожлянских, дымковских и иных лепных традиций. И как неиссякаема сила воды, так неизбывна  и тяга русской души к рукомеслому творчеству – неважно, для дела или просто для услады глаз. И эти роднички народной культуры, что питают и души наши, и землю родную, оберегают от поругания и забвения.
…Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Афанасий ФЕТ.
Между 1874 и 1886 г.г.
В десяти километрах восточнее Коренной пустыни находится деревня 1-я Воробьёвка, в прошлом село Воробьёвка, имение русского лирика Афанасия Фета. В минувшие субботу и воскресенье (1-2 июля) здесь в 15-й раз прошёл поэтический праздник, которому по традиции предшествовали научные фетовские чтения. И в шестой раз в имении Фета обосновался летний лагерь Курского Дворца пионеров и школьников. Жили ребята…  в конюшне.
Надо сказать, что имение поэта более напоминало  хорошо отлаженное помещичье хозяйство, нежели богемное пристанище муз. Здесь были конный завод и роскошные
 оранжерея и теплица, свино- и овцефермы (свинину и ветчину даже в Москву поставляли!), хозяйственный хутор с главным хлебным складом, вишнёво-яблоневый сад, зарыбленные пруды, целебные источник и колодец. Но усадьбу  окружали ещё липовые аллеи и дубовый парк, здесь были цветники и фонтан, рос каштан, привезённый из тургеневского Спасского – Лутовинова, и царили мечты, покой и вдохновение…  А в доме – книги, обширнейшая библиотека. Гостями хозяина усадьбы бывали художник Досекин, философ Соловьёв, поэт Полонский, даже Лев Толстой провёл один день.  Сюда запросто заезжали Пётр Ильич Чайковский и брат его Николай, имевший имение по соседству. И воробьёвский период творчества был самым плодотворным в жизни великого русского лирика.
Ныне тоже гостями не обижен фетовский уголок России. Ежегодно сюда съезжаются учёные, литераторы, музейные работники, бывали и заокеанские потомки поэта. Случалось, что ослабевал интерес к праздникам на поляне, где речи литературоведов перемежались стихами и романсами, и встречи проходили почти «в семейном кругу», к которому давно и прочно примкнули  курские школьники, изучающие литературное наследие края.
Прошедшая «фетовская» неделя была особо проникновенной. Может, потому, что близится юбилей поэта (осенью – 180 лет со дня его рождения). Или просто ребята, столь долго копившие в душе знания, образы, чувства, вдруг выплеснули это – через необычные «залы» созданного экспромтом «музея под открытым небом», где всему нашлось место: литературным и художественным изысканиям, нескончаемым беседам о любви, поэзии и музыке. Венцом всего стал вечер в фетовском доме, когда раздвинули стены комнат (они и раньше раздвигались, создавая из анфилады гостиных один большой зал), и взрослые, бывшие с ребятами все эти дни, показали самими придуманный спектакль, но построенный на достоверных фактах – что могло происходить в Воробьёвке в день рождения поэта, когда он пребывал в Москве. И читали стихи, передавая горящую свечу из рук в руки, не давая угаснуть трепетному пламени души.
Воскресный же день на поляне – истинно народный праздник. Окрестные селяне раскинули «подворья» с дарами земли и рук своих, учёные рассказывали об открытиях и находках, и пляса с песнями хватало – от коллектива «Будановский досуг» из сельского дома культуры, хора областного дома народного творчества, самобытного ансамбля «Саяны», «приписанного» к историко – культурному центру «Коренная пустынь».
И было ещё одно событие: приход Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», извечной покровительницы и заступницы нашей земли. Три года назад стараниями директора центра Вячеслава Лысых и столичного учёного – фетоведа Галины Аслановой возобновлена была давняя традиция фетовской усадьбы: после Крестного хода икону обязательно приносили в Воробьёвку…  И это ещё один неиссякаемый источник духовного возрождения россиян.
И славно, что в заботах о сохранении родников нашей памяти успешно соединились усилия столь разных организаций и служб: педагогического университета, областного комитета по культуре и искусству, Курской епархии, Дворца пионеров, историко – культурного центра «Коренная пустынь», администрации Золотухинского района, целого «букета» спонсоров, среди которых были «Антонина», «ГриНН», «Курскэнерго», директора ведущих промышленных предприятий.
2000 г.





РОЖДЁННЫЕ ПОД ЗНАКОМ ПОЭТА
(АНСАМБЛЬ «АФАНАСИЙ»)
Десять лет назад доцент Курского педагогического института Евгений Шанин «подбил» нескольких хористов народного коллектива ОДНТ («Чаговского») съездить в Воробьёвку – бывшее имение Афанасия Фета – попеть для участников традиционных фетовских чтений. Спели. И сами обомлели от получившегося созвучия – широты русской песни и неоглядности далей, - простор такой, словно вся Россия перед тобой лежит.
Ансамбль составился сразу: оказалось, что и репетиции этим голосистым не нужны – один запевает, другой подхватывает, третий вступает, - и песня льётся сама собой. Спелись отменно – и пока ехали, не молчали, а уж ночью у костра и подавно – до рассвета к небу летели песни земли курской. Ансамбль назвали «Афанасием», и это понятно: на земле Фета и под знаком его же рождён. И слава о нём разлетелась мгновенно – стали приглашать на все события, происходящие в городе. Курский «бомонд» считал уже престижным  «Афанасия» звать на концерты и торжества. А ансамбль, хоть мужским именем и назвался, почти сплошь из певуний составился. Вот их голоса «по мере значимости»: Александра Морозова, Наталья Федорченко, Любовь и Евгений Шанины, Лидия Девянина, Татьяна и Валентин Сучковы, Галина Коровина, - с приоритетом хористов – «чаговцев». Лидия Девянина пришла в ансамбль уже после первых выступлений: подвезла как-то певцов на автобусе Дворца пионеров, да и петь стала с ними. Так и поёт до сих пор.
Откуда берутся песни? Да из жизни, от людей, что живут на земле. Вот «Жаворонок» - курская песня, её суджанцы исполняли, но Александра Морозова услыхала «Жаворонка» в беловском напеве, а ей достаточно раз услышать да слова запомнить, - и песня уже звучит. Поют в «Афанасии» всё, но не без разбора: под фольклор и чисто народные, под джаз (в этом Девянина особо преуспела) и романсы – классические, на слова Фета и…  типично городские, вроде «Шумел камыш». Бывает, что и из репертуара хора Чаговца что-то берут, например, курскую песню «Калина с малиной». Станислав Чаговец не возражает, наоборот, гордится, что «костяк» ансамбля – выходцы из его хора, что традиции многоголосья, привитые им своему большому коллективу,  продолжаются в музыкальной палитре «Афанасия». Более того, уходя от академичности, певцы максимально раскрепощают песню, выстраивая свои партии (голоса) не в угоду сценической «причёсанности», а по смыслу слов и мелодии, по сиюминутному состоянию собственной души. Потому и выходит песня та, да не та, каждый раз звучит по-новому, по-особенному, но всегда – предельно искренне и душевно.
Выступали летом в Сумах на празднике Кролевецкого района, так дирижёр украинского военного оркестра по пятам ходил за ними с блокнотом и сокрушался, что песни их записать можно, а вот как истинную народность не потерять при этом? Они же не только настроение, чувство в уме и памяти держат, но и все песни, что довелось петь когда-то.  Сколько их – не считали, поют охотно и по желанию слушателей: Вячеславу Клыкову – «Жаворонка» и «Любо, братцы, любо!..», Николаю Стефановичу Шевырёву (много лет возглавлявшему биофабрику) – частушки и «Там вдали, за рекой», митрополиту Ювеналию – народные песни, Александру Качергису (городской департамент соцзащиты) – «Я любил одну милую» из кинофильма «Стряпуха». В самом же «Афанасии» пристрастия к одной какой-то песне нет – «загораются» каждой.
Ансамбль – постоянный участник фетовских и карповских (Хомутовский район) чтений, фестивалей имени Плевицкой, различных конференций в Доме знаний, юбилейных торжеств именитых курян и предприятий, персональных выставок и творческих вечеров курской интеллигенции. Песни «Афанасия» слушали в Сумах и Орле, в Спасском – Лутовинове и Тургеневском музее, в Москве в литературном институте имени М.Горького, и в курском «Марьино», в орловском Клейменово, где захоронены А.Фет и его жена, и в сёлах орловщины, связанных с жизнью великих россиян.



И сейчас «Афанасий» - это не только певческий ансамбль. Он объединил людей творческих из разных сфер искусства, кроме непосредственно певцов. Это писатель Владимир Детков и поэт – сатирик Юрий Зубков, это скрипачка Светлана Захарьянц и аккордеонисты Борис Поволяев и Борис Рябков, это люди, которым не чужды традиции русской культуры. А ещё «Афанасий» - лауреат городского смотра самодеятельных коллективов «Салют, Победа!», проведённого на курской земле в 2000 году.
2001 г.
   


Рецензии